Шедевр эпохи возрождения

ШЕДЕВР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

/БЫЛОЕ

ШЕДЕВР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЭТОТ АВТОМОБИЛЬ ИМЕЛ ЧЕСТЬ СТАТЬ ЭКСПОНАТОМ ВСЕМИРНО

ИЗВЕСТНОГО НЬЮ-ЙОРКСКОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Во вторник 3 сентября 1946 года в предместье Турина собрались почти 50 тысяч зрителей: их привлекла возможность увидеть лучших европейских гонщиков. За годы Второй мировой и публика, и спортсмены соскучились по соревнованиям. К тому же интерес к Кубку Брецци, названному в честь погибшего во время войны автогонщика, подогревало появление новой итальянской команды на неизвестных еще никому машинах марки «Чизиталия».

Соревнование закончилось полным триумфом дебютантов: весь пьедестал заняли представители новорожденной туринской фирмы. А на верхней ступени стоял сиявший от счастья глава компании Пьеро Дузио. Так 55 лет назад на возрождавшихся после войны Апеннинах начался славный, но недолгий путь «Чизиталии».

Имя Дузио было знакомо многим итальянцам. Талантливый футболист, игравший два сезона в знаменитом «Ювентусе», сколотив капитал, открыл торговлю, а потом и производство одежды. Постепенно удачливый коммерсант расширял дело: скупал отели, занялся банковскими операциями, выпуском велосипедов и спортинвентаря. Концерн Дузио назывался «Итальянский Консорциум Производителей Спорттоваров» – сокращенно «Чизиталия». Бывший футболист, став богатым предпринимателем, не утратил спортивных амбиций. Свободное время Дузио посвящал автогонкам. Еще до войны, в 1936-м, участвуя в Гран-при, он, пилотируя «Мазерати», дома в Италии занял шестое место.

Позже, неплохо заработав на армейских заказах, Дузио решил заняться производством гоночных автомобилей: успехи в соревнованиях способствовали бы рекламе основной продукции, да и беспокойное сердце спортсмена жаждало новых побед.

Спроектировать машину Дузио попросил не кого-нибудь, а знаменитого Данте Джакозу, отца легендарного «ФИАТ-Тополино». Руководство концерна разрешило Джакозе работать на Дузио – ведь на «Чизиталии» должен был стоять фиатовский мотор – но только в свободное время, вечерами и выходными. К проекту привлекли и Джованни Савонуцци, ведущего конструктора авиационного отделения ФИАТа.

Основой гоночной «Чизиталии-D46» (D – Дузио, 1946 год) стала доселе невиданная в автомобилестроении легкая пространственная рама из тонкостенных прочных труб. Джакоза основательно модернизировал серийный двигатель, сняв с 1,1 л рабочего объема 62 л. с. Машина получилась легкой, быстрой и, между прочим, недорогой.

Летом 1946-го, еще до первой победы D46, Дузио задумал новый амбициозный проект: автомобиль с гоночными характеристиками, приспособленный для повседневных поездок! Он просил Савонуцци создать «машину, широкую, как мой «Бюик», низкую, как гоночный автомобиль, комфортабельную, как «Роллс-Ройс», и легкую, как D46». Так родилась легендарная «Чизиталия–202», самая знаменитая модель Пьеро Дузио.

Над одеждой, достойной легкой пространственной рамы и форсированных 50- и 60-сильных фиатовских моторов, работали несколько итальянских кузовных мастеров. Лучший костюм сшил Джованни Баттиста Фарина, основатель знаменитого ателье «Пининфарина». Обтекаемое купе с подчеркнуто лаконичными линиями, без псевдоаэродинамических массивных крыльев и вычурных украшений, на многие годы стало эталоном спортивного стиля в кузовостроении. Многие стилистические решения двух последующих десятилетий так или иначе заимствованы у шедевра Фарины.

Помимо купе, богатым покупателям предлагали кабриолет «Пининфарины» и спайдер, созданный по эскизам Савонуцци. Один из них в 1948-м, оценив по заслугам работу итальянских мастеров, купил даже Генри Форд – тогдашний президент компании, внук Автомобильного Короля. Кстати, из 170 построенных в 1947–1949 гг. машин несколько десятков нашли покупателей именно в США. На небогатой родине продать столь дорогие машины было сложнее.

Дела поначалу шли неплохо. Этому способствовал очередной спортивный успех. В 1947-м три «чизиталии-202», первую из которых вел знаменитый Тацио Нуволари, заняли 2, 3 и 4-е места в гонке «Милле Милья» (1000 миль), пропустив вперед только мощную «Альфу-Ромео», пилотируемую Биондетти и Мамбелли.

О столь быстром успехе можно было только мечтать. Теперь бы постепенно вернуть вложенные деньги и не торопясь развивать фирму. Но Дузио начинал новые проекты со скоростью гоночного автомобиля: неугомонный итальянец, подстрекаемый Савонуцци и заводским гонщиком «Чизиталии» Пьеро Таруффи, решил построить автомобиль для участия в гонках Гран-при.

Бывший мотогонщик, австриец Карл Абарт свел Дузио с сыном создателя «Фольксвагена-Жук» Фердинанда Порше – Ферри. Он-то вместе с Эбераном фон Эберхорстом и спроектировал «Чизиталию-360». В машине, внешне напоминавшей довоенные «ауто-унионы», нашли место интереснейшие технические решения. Оппозитный 12-цилиндровый двигатель объемом 1,5 л с двумя карбюраторами и механическим нагнетателем развивал 385 л. с. при 10 500 об/мин. Коробка передач пятиступенчатая, привод на обе оси, передний мост – подключаемый.

«Чизиталии», увы, не суждено было выйти на старт. Из шести заложенных машин собрали только одну, да и ту не довели до ума – Дузио обанкротился. Его, должно быть, мало успокаивало, что деньги, полученные за «Чизиталию», Ферри Порше заплатил, чтобы его отца выпустили из французского лагеря.

Дузио уехал в Аргентину, сотрудничал с фирмой «Аутоар», в 1950–1951 гг. выпускавшей автомобили с двигателями «Виллис», но вскоре вернулся на родину и вовсе отошел от дел. Кстати, именно в Аргентине эмиссары фирмы «Порше» в 1960-м обнаружили «Чизиталию-360». Сейчас машина стоит в заводском музее в Штутгарте.

На этом история «Чизиталии» не закончилась. Славу марки решил возродить сын Дузио – Карло. Он вновь начал производство модели 202, но машины почти не продавались. В 1951-м выпустили рамную «Чизиталию-303» с кузовом, копирующим «Феррари-166». Автомобиль получился более дешевым, чем 202-я, но при том не более популярным.

В следующем году младший Дузио ударился в другую крайность. Модель 202D бросала вызов дорогим спортивным машинам, в первую очередь тем же «феррари»: вновь легкий трубчатый каркас и мощные 2- и 2,8-литровые двигатели. Однако дальше постройки четырех экземпляров дело не пошло. Стремительных взлетов у фирмы больше не было. Ни микроавтомобиль с двухтактным двухцилиндровым двигателем, предназначенный детям богатых американцев, ни симпатичные, но не пользующиеся большим спросом купе и спайдеры на базе ФИАТ-600 не принесли Карло Дузио славы и денег. До 1965-го фирма-призрак, то прекращавшая, то вновь начинавшая кустарное производство, влачила бесславное существование…

Взлет «Чизиталии» был недолгим… но не закончился забвением. Пьеро Дузио по праву считается основателем новой конструкторско-дизайнерской школы, а его шедевр – модель 202 – украсила музей с мировой славой.

«Чизиталия-360» не вышла на старт Гран-при, зато стала экспонатом музея «Порше».

Легендарная «Чизиталия-202» развивала 160 км/ч.

Кабриолет модели 202 работы ателье «Пининфарина».

Кабриолет модели 202 работы ателье «Пининфарина».

Подпишитесь на «За рулем» в