Как это будет по-русски

КАК ЭТО БУДЕТ ПО-РУССКИ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

Стадион

ФОРМУЛА "РУСЬ"

КАК ЭТО БУДЕТ ПО-РУССКИ

МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: "АККС-МОТОРСПОРТ" И КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Почему в формуле 1 не выступают российские спортсмены? Путь к вершине автоспорта - это как длинная лестница. Первая ступенька - картинг, потом - международные формулы, национальные разного уровня (см. "Нашу справку"). Без них не появятся в стране школа гонщиков, традиции, а значит, нечего и думать о высших классах, тем более о королевской формуле.

В СССР мелкосерийно выпускали гоночные "эстонии" - кто-то их еще помнит. Но эта марка во времена перестройки по существу исчезла. Без относительно недорогого автомобиля, какой и была "Эстония", гонки формулы практически сошли на нет - несколько "иномарок" погоды не делают. Возродить этот признанный повсюду вид автоспорта, создав российский гоночный автомобиль, и попыталась московская фирма "АККС-Моторспорт".

"РУСЬ" ИЗНАЧАЛЬНАЯ

Перед конструкторами стояла непростая задача - сделать недорогой, но полноценный гоночный автомобиль. Такой, чтобы в чемпионате могли участвовать команды с относительно скромными бюджетами.

Формула "Русь" - монокласс, все автомобили одинаковы по конструкции и техническим характеристикам. Серия не только удешевляет производство, но и делает соревнования более зрелищными: при равных возможностях машин все зависит от мастерства пилота и выбранных настроек.

Сделать автомобиль дешевле можно также, унифицируя его по узлам с уже выпускаемыми гоночными и дорожными авто, хотя обычных узлов и агрегатов в формуле бывает немного.

Ну что ж, разберем теперь "Русь" по деталям.

КОЖА ДА КОСТИ

При проектировании рассматривали несколько эскизов. Предлагали даже вариант кузова, формой напоминающий американский бомбардировщик-невидимку "Стелс". Были и другие любопытные предложения, однако путевку в жизнь получил все же автомобиль, похожий на формулу 1. Логика понятна: пример надо брать с лидеров.

"Скелет" "Руси" состоит из металлических профилей, обшитых алюминиевыми листами. Трубы сваривают по специальной технологии в среде инертного газа. Конструкция получается легкая и одновременно жесткая, что весьма важно для управляемости и устойчивости машины. Наружные кузовные детали - из пластика, армированного стекловолокном.

Кокпит пилота сделали широким и длинным. На наших трассах очень маленькие зоны безопасности: вылетевший автомобиль врезается в отбойники, не успевая погасить скорость. Чтобы избежать травм, решили оставить вокруг побольше "спасительного пространства".

Гоночные машины младших классов, в отличие от формулы 1, не проходят крэш-тестов, их испытывают на статическую нагрузку. Каркас российского автомобиля прошел эти испытания по международным требованиям. Кстати, "Русь" уже доказала свою безопасность. В одном из последних заездов чемпионата России автомобиль вылетел с трассы и врезался в отбойники на скорости далеко за 100 км/ч... Пилот не пострадал.

МОЩНОСТЬ И МОМЕНТ

Как и любая формула, "Русь" имеет среднемоторную компоновку: двигатель, расположенный в базе, привод на задние колеса. Двухлитровый мотор "Альфа-Ромео" с регулируемыми фазами газораспределения и четырьмя клапанами на цилиндр развивает 115 кВт/157 л. с. "Итальянца" подготовили к спортивной жизни: изменили точки крепления к раме, снабдили оригинальным "рычащим" выпуском. Чтобы в затяжных поворотах двигатель не испытывал масляного голода, маслоприемник сделали подвижным. Форсировать мотор не стали - силенок и так хватает, а значит, рисковать надежностью и долговечностью нет смысла. Это же не формула 1 с многомиллионными бюджетами, небогатые команды не в состоянии менять двигатель каждую гонку.

А вот подходящей "гражданской" коробки передач для "Руси" не нашлось. Место за мотором заняла пятиступенчатая кулачковая фирмы "Хьюленд" (Hewland) - поставщика многих производителей гоночных автомобилей. Коробки этой марки ставят, в частности, на машины формулы 3000, а еще не так давно ими не брезговали и конструкторы формулы 1.

Менять шестерни, настраивая машину на конкретную трассу, можно очень быстро. Правда, для соревнований в Москве и Питере этого не требуется - здесь в ходу одинаковые передаточные отношения.

Чтобы "поженить" двигатель с коробкой, пришлось сделать оригинальный переходник. Сцепление с керамическими накладками поступает на московский завод вместе с мотором. Переключение передач, как и на обычном автомобиле, - пилот выжимает сцепление и берется за рычаг, расположенный у правого колена. Момент переключения отслеживают по тахометру - красные лампочки в конце шкалы сигнализируют: пора переходить на высшую передачу.

УПРАВЛЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ

Подвески "Руси" - независимые, на стальных поперечных рычагах со стабилизаторами поперечной устойчивости. Передние рычаги установлены на каркасе, задние крепят к коробке передач и картеру сцепления. Характеристики гоночных амортизаторов "Закс" специально подобраны для этой машины.

На отборочных гонках подвески у всех машин отрегулированы одинаково. Точнее, существуют две настройки - для сухой и мокрой трассы. Кроме того, в дождь корректируют положение антикрыльев, изменяющих прижимную силу на передней и задней осях, меняют "резину". На этапах чемпионата России разрешают настраивать машину "под себя": менять жесткость стабилизаторов и давление в шинах, "играть" углами колес, разворачивать антикрылья.

Индивидуально настраивают и тормоза, регулируя усилие по осям. Давление в системе развивают главные цилиндры "Вилвуд" (Wilwood), а на колесах - механизмы от VAZ 2110. Тормозные диски "Брембо" (Brembo) и колодки "Феродо" (Ferodo) предназначены специально для спортивных и тюнинговых автомобилей.

Жизнеспособность "Руси" проверена боем. В этом году проходит уже второй чемпионат с участием десяти команд. Жаль, нет у нас автодромов. Так хочется, чтобы формула "Русь" не осталась в России единственной: в автомобильном лексиконе "монокласс" означает одинаковый, а не одинокий.

Треугольные стальные рычаги и горизонтальные амортизаторы установлены на раме. Шины "Данлоп" смонтированы на оригинальных дисках. Одного комплекта хватает на две гонки.

Силовой агрегат - полунесущий. Заднюю подвеску крепят

к коробке передач и картеру сцепления. Для настройки подвески применяют стабилизаторы диаметром от 15 до 18 мм.

При разработке автомобиля конструкторы использовали специальные компьютерные программы.

На приборной панели только необходимое - указатель температуры двигателя, тахометр-индикатор и несколько контрольных ламп.

НАША СПРАВКА

У гоночных автомобилей с открытыми колесами своя иерархия. На вершине - формула 1. Американские аналоги - машины серий ИРЛ (IRL) и КАРТ (CART). Ступенькой ниже - автомобили формулы 3000 с трехлитровыми моторами, более скромными техническими решениями и характеристиками. Далее - формулы с четырехцилиндровыми двигателями объемом 2 л. В частности, такими агрегатами оснащают машины престижной формулы 3. По конструкции к ним близка и отечественная "Русь". У подножия лестницы - автомобили с двигателями менее 2 л, например формулы БМВ.

Подпишитесь на «За рулем» в