ВАЗ-2105
Выбирая автомобиль для ретротеста, я неспроста остановился на ВАЗ-2105. Пятая модель Жигулей 1982 года выпуска была первым автомобилем в нашей семье. Именно на нем я учился ездить самостоятельно, а не сидя на коленях.
Учитывая, что было выпущено больше двух миллионов «пятерок», я не думал, что с поиском возникнут проблемы. Как оказалось, большинство живых автомобилей свежие, выпущенные уже в этом веке. ВАЗ-2105 собирался до 2010 года и стал самым долгоиграющим из всего семейства Жигулей. А вот найти живую вазовскую «пятерку» начала восьмидесятых в приличном состоянии, да еще и с родным пятерочным мотором оказалось ой как непросто. Сейчас куда легче отыскать аутентичные «копейки», «двойки» или «трешки». И все же мне повезло, и я нашел ВАЗ-2105 1981 года выпуска.
При виде бежевой «пятерки» у меня заколотилось сердце — ведь именно такого цвета была и наша машина (да и год почти тот же). И тоже с ременным двигателем ВАЗ-2105. Хорошее состояние «жигуленка» впечатлило. Родная краска неплохо сохранилась. На кузове почти нет ржавчины — только несколько сколов и царапин. Полностью оригинальный салон редкого синего цвета с объемными дверными картами. Сохранился даже советский радиоприемник А-275В, работающий на УК-волнах. Удивило, что остались родные металлические форсунки омывателя, хромированные поводки дворников с клеймом «Made in USSR» и хромированные же окантовки задних фонарей.
ВАЗ-2105На щитке приборов необходимый для начала восьмидесятых минимум. У первых «пятерок» были антибликовые стекла приборов, которые со временем заменили обычными — для удешевления. | ВАЗ-2105Классическая 4-ступенчатая коробка передач даже спустя годы радует четкими переключениями. | ВАЗ-2105Оценить работу родного советского радиоприемника А-275В, к сожалению, не удалось. Время взяло над ним верх, но все можно починить. |
ВАЗ-2105В сравнении с предыдущими моделями Жигулей панель «пятерки» выглядела современно. Автомобили первых лет можно отличить по замку вещевого ящика, расположенному в левой части крышки. Позже он переехал в центр. | ||
ВАЗ-2105Оригинальные пластиковые шильдики «1300 S» сейчас редкость и уже становятся предметом охоты недобросовестных торговцев ретрозапчастями. | ВАЗ-2105Хромированные крышки дверных пепельниц сегодня настоящий фетиш для любителей вазовской классики. | ВАЗ-2105На большинстве ВАЗ-2105 первых лет выпуска ставилась формованная обивка дверей. |
Стоило сесть за руль, как я почувствовал знакомый с детства запах жигулевского салона. Знакома и посадка за рулем — ноги согнуты в коленях, руки прямые. Запустить двигатель сразу не вышло — клеммы аккумулятора сброшены. Оказалось, фонари освещения салона не выключаются при закрытых дверях, и рычажок, отключающий их совсем, тоже не работает — проблема многих Жигулей в возрасте. Вот батарея и отсоединена от греха подальше.
Подсоединил клеммы, вытягиваю ручку «подсоса» и поворачиваю ключ зажигания. Двигатель, чуть прокашлявшись, затарахтел как новый. Даже с учетом того, что один из клапанов требует регулировки, двигатель ВАЗ-2105 объемом 1,3 литра с ремнем ГРМ все равно самый тихий из всех «классических» двигателей. Но с годами от этого агрегата отказались — все из-за того же ремня, надежность которого оставляла желать лучшего.
ВАЗ-2105Под капотом «пятерки» все точно так же, как и у других классических ВАЗов. Родной двигатель 2105 выдают лишь оригинальные клапанная крышка и крышка ремня ГРМ. | ВАЗ-2105Даже при легком морозе замок крышки багажника быстро замерзает. | ВАЗ-2105Приличную часть багажного отделения занимают запаска и топливный бак. Вместе с машиной владельцу досталось немало интересного антиквариата, в том числе и провода для прикуривания с тканевой оплеткой. |
ВАЗ-2105Благодаря прозрачной крышке блока о состоянии предохранителей можно судить, не снимая ее. Это в теории. Со временем пластик мутнеет, и что-либо разглядеть уже невозможно. | ВАЗ-2105Металлические форсунки омывателя — большая редкость. | ВАЗ-2105Отличительная особенность машин первых лет выпуска — хромированные окантовки задних фонарей. |
Мощность в 64 л.с. по сегодняшним меркам выглядит смешно. Тем не менее «пятерка» трогается довольно бодро и уверенно разгоняется. До определенного момента — на высоких оборотах весь задор сходит на нет. Поэтому орудовать рычагом коробки передач приходится часто. Благо делать это очень приятно — четкость механизма переключения «классической» коробки великолепна даже на фоне современных автомобилей.
А вот ждать хорошей управляемости от ходовой родом из шестидесятых было бы наивно. Отсутствие усилителя компенсируется большим диаметром руля — крутить его несложно. Но точность реакций на вращения баранкой растворяется в червячном редукторе. Приходится работать на опережение, закладывая время на выбор зазоров в большом количестве соединений рулевой трапеции.
Зато разбитой дороги Жигули никогда не боялись. Подвеска без труда справляется с нашими «направлениями». А большой клиренс выручает на заснеженных парковках. Ходом можно брать даже небольшие сугробы. На тестовой машине почти все элементы ходовой до сих пор родные, за что спасибо тольяттинским инженерам.
Рентген ВАЗ-2105
Изначально нежная подвеска донора, Fiat 124, после адаптации к нашим условиям стала очень живучей. Чем еще покоряют классические автомобили, так это своим обзором. Даже отсутствие правого наружного зеркала не смущает. Тоненькие стойки кузова и большая площадь остекления позволяют уверенно «мониторить» ситуацию по периметру «пятерки». Современные автомобили способны подарить схожее чувство лишь с помощью многочисленных электронных помощников.
Конечно, сегодня ездить по городу на Жигулях тяжело: динамика, управляемость и, самое главное, тормоза — все это из прошлого. Но это же прошлое вызывает ностальгическую улыбку. Так что регулярно садиться за руль классических Жигулей, Москвичей или Волг я бы советовал всем. Вы не только окунетесь в молодость, но и пересмотрите некоторые автомобильные ценности, навеянные нынешними реалиями. Тем паче, что представителей того времени с каждым годом становится все меньше. За этот экземпляр я спокоен — его владелец наверняка продолжит прикладывать все усилия, чтобы сохранить частичку нашей истории.
ВАЗ-2105
ВАЗ-2105Первый прототип ВАЗ-2105 1976 года с точки зрения дизайна был куда ближе к «копейке». | ВАЗ-2105Передняя панель предсерийного автомобиля 1978 года. К моменту запуска на конвейере изменился, по сути, только цвет. |
Модель | ВАЗ | ||||||
| 2105 | 21051 | 21053 | 21053i | 21054 | 21055 | 21059 |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |||||||
Размеры, мм: длина /ширина / высота / база | 4130 / 1620 / 1446 / 2424 | ||||||
Колея спереди/сзади | 1365/1321 | ||||||
Объем багажника, л | 345 | ||||||
Снаряженная / полная масса, кг | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 995 / 1395 | 1060 / 1460 | 995 / 1395 | 995 / 1395 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 18 | 20 | 17 | 17 | 16 | 23 | 9 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 142 | 148 | 148 | 150 | 125 | 180 |
Топливо / запас топлива, л | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | Аи-92 / 39 | ДТ / 39 | Аи-92 / 39 |
Расход топлива город / загород / смешанный | 10,1 / 7,5 / 10 | 10,1 / 7,5 / 10 | 9,6 / 6,9 / 9,2 | 9,5 / 6,9 / 9,2 | 9,6 / 6,9 / 9,2 | 8,0 / 5,8 / 6,7 | 12,5 / 9,5 / 11 |
ДВИГАТЕЛЬ | |||||||
Тип | бензиновый | дизельный | бензиновый | ||||
Расположение | спереди продольно | ||||||
Конфигурация / число клапанов | Р4/8 | Р2/4 | |||||
Рабочий объем | 1290 | 1198 | 1452 | 1451 | 1568 | 1524 | 1654 |
Мощность, л.с. при об/мин | 64 / 5600 | 59 / 6500 | 71 / 5600 | 67 / 5600 | 74 / 5600 | 50 / 4600 | 140 / 6400 |
Крутящий момент, Н*м при об/мин | 92 / 3400 | 85 / 3400 | 104 / 3400 | 103 / 3400 | 120 / 3000 | 92 / 2500 | 186 / 4500 |
ТРАНСМИССИЯ | |||||||
Тип | Заднеприводная | ||||||
Коробка передач | М4 | М4 | М4 | М5 | М4 | М4 | М5 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||||||
Подвеска: спереди / сзади | пружинная независимая рычажная/пружинная зависимая | ||||||
Рулевое управление | червячное без усилителя | ||||||
Тормоза спереди / сзади | дисковые / барабанные | ||||||
Размер шин | 175/70 R13 |