Волга, Волга, мать твою...

Когда-то материал с таким заголовком был опубликован в ЗР. Тогда, помнится, разъяренный владелец нижегородского авто притащил в редакцию руль, оставшийся у него в руках. Cреди сотрудников тогда нашелся только один идиот, который искренно любил (да и любит) этот автомобиль, заранее прощая ему все, а потому лишний раз лягнуть завод за выпуск откровенного брака сочли вполне уместным. Впрочем, было за что.

* Ностальгические нотки по «Волге» пробудились сегодня случайно. Очередной внутриредакционный переезд с места на место вынудил моего коллегу, Женю Борисенкова, вытащить из стола все ящики. Тогда-то он и наткнулся на папку с фотографиями, которая провалилась за ящики и провалялась там много лет. И все потому, что до него за тем самым столом лет десять сидел тот самый идиот, любящий «волги».

* В общем, сегодня – немножко о моей последней «волге». Тем, кому ГАЗы и моя симпатия к ним давно надоели, по секрету сообщу, что следующий материал будет про ВАЗ-2101, и начнется он с жутковатого фото, которое я давно считал утерянным. А пока что еще немножко по газовской тематике.

На этом фото ваш покорный слуга со своей брюнеткой катает по любимому Питеру нашего немецкого консультанта, херра Хоббхана. Консультант никогда не видел Петербурга, а потому лет десять назад его с супругой отправили туда на несколько дней поездом, а нас с брюнеткой попросили поработать экскурсоводом. Отказаться от возможности лишний раз посетить город на Неве во все времена было выше моих сил, а Вышний Волочек еще не был синонимом заклинившего кошмара. Поэтому я долетел часов за 9, а на следующий день возил немцев в Петергоф и Царское Село. Немка никогда в жизни не видела «Волги» и с любопытством ее разглядывала… Жаль, конечно, что не удалось свозить их на машине из Москвы в Питер и обратно – ощущение было бы куда более полным. Ну да ладно…

ГАЗ-3102 жила в разных обличьях с незапамятных времен – почти как гречанка Элина Макропулос из известного произведения Карела Чапека. Появившись на свет еще в 1981 году, она сразу же была чуть ли не засекречена – частникам не продавать! Если вспомнить, что тогда и обычную-то "двадцатьчетверку" не продавали, а распределяли по министерским спискам, то становится понятно – про "тридцать первую" даже заикаться было нельзя! Форкамерный двигатель ЗМЗ-4022, мягкое торпедо, дисковые тормоза с двухцилиндровыми скобами, огромный бензобак за спинкой заднего сиденья, запаска под полом багажника, широченная резина – по тем временам все выглядело весьма достойно. Именно эта высоко задранная планка и позволила через два десятка лет номинировать 31-ю "Волгу" как автомобиль представительского класса – былой имидж работал безотказно. Само собой, что от той машины брежневской эпохи в итоге остался разве что узнаваемый кузов классических очертаний – эдакий намек на классические традиции в стиле "Роллс-Ройса". Форкамерные двигатели исчезли еще в 1996 году – вместо них зачем-то начали устанавливать плебейские ЗМЗ-402 и 4021. Впрочем, еще двумя годами раньше "тридцать первая" примерила на себя необычные тогда шестнадцатиклапанники ЗМЗ-4062. Потихоньку коробка обрела пятую передачу, мост – неразъемный картер, а бензобак поменялся местами с запаской. Затем появились дисковые тормоза с плавающими одноцилиндровыми скобами, новые подвеска, шины, колеса и интерьер. За это время "обыкновенная" нижегородская модель превращалась из ГАЗ-24 то в 24-10, то – в 31029, позже – в 3110, зато 3102 по-прежнему стояла особняком, символизируя собой некую элиту.

*

А на фото показано, что из этой элиты получилось у меня стараниями московской фирмы СЕТ, у которой я в 2001 году и купил "брюнетку". Вот еще одно:

Вообще-то я тогда втихую мечтал о модели 3111 – причем заочно. Потом я ее увидел наяву. И поймал себя на том, что пытаюсь "влюбить" себя в нее, но почему-то ничего не выходит. А потом по воле случая уселся в салон новенькой "ноль-второй": черной, пахнущей, нестандартной – даже швы кузова опаяны, ну и понесло… Кстати, вот один из вариантов "сетовского" исполнения салона, который когда-то сфотографировал у них на Волгоградке:

А для тех, кто не понял заголовка, специально привожу перечень дефектов и неисправностей, которые моя брюнетка подбросила тогда мне. За четыре года ей потребовались: вторая коробка передач, второй блок управления двигателем, второй механизм стеклоочистителей, второй ДМРВ, вторая помпа, третий аккумулятор, третий генератор, четвертый насос омывателя, пятый центральный переключатель света… Это я не считаю мелких "взбрыкиваний" типа заеданий приводов дверных замков и сгорающих в пробке предохранителей электровентилятора системы охлаждения. А ведь речь идет отнюдь не о бедной Золушке – на моей "волжанке" чуть ли не с первого дня было заменено едва ли не все! Что конкретно? Попробую вспомнить: вся электропроводка плюс все датчики, а также колпачки, прокладки, кольца, вкладыши, катушки, свечи, сцепление, гидронатяжители, гидротолкатели, цепи, барабаны, глушитель… При этом вместо башмаков сразу же появились "сетовские" звездочки, чуть позднее мое чудо обрело гидроусилитель руля "ZF с рулем "Нарди" в придачу, литые диски и кондиционер. Да, и еще финский салон в придачу. И гильзы в цилиндры. Музыка и шумоизоляция – не в счет… Честно говоря, хотелось верить, что после всего этого можно успокоиться. Однако небеса решили похихикать над "русским тюнингом" –список изначально замененных элементов оказался слишком мал и полностью не совпал с перечнем того, что потребовало замены позднее! Более того, иногда случалось такое, чего вообще не может быть… Вы, к примеру, видели, чтобы от фары отваливался рассеиватель? То-то… А еще, когда моя брюнетка хотела со мной пошалить, она начинала подмигивать лампочкой низкого уровня топлива. В переводе на человеческий язык это означает: "Сейчас упаду в обморок!" Если не помчишься тотчас на заправку, то километров через 20 на ближайшем светофоре тебя ожидает сюрприз – на холостых мотор будет спокойно молотить, но везти дальше напрочь откажется. Каприз лечился исключительно доливанием в бак 5-7 литров бензина. Если кто-то подведет теорию, скажу спасибо.

А вообще-то, "Волга" – это, конечно же, Русь Уходящая. Ни на кого не похожая, самобытная, уверенная, сильная – как памятник Александру Третьему в Питере. И – увы, последняя в своем роде…

Впрочем, уже слышу, как многие скажут: "Ну и слава Богу..."

Подпишитесь на «За рулем» в