ВЦИОМ: Социальное неравенство - одна из основных причин смертности на дорогах

Социальное неравенство и различие в санкциях, применяемых к разным категориям водителей, является одной из основных причин высокой смертности на дорогах. Это показал опрос 1100 автомобилистов, проведенный экспертным советом при правительстве РФ, национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ВЦИОМ в ходе социологического исследования «Сословия на дорогах: влияние социального неравенства среди участников дорожного движения на соблюдение ПДД».

По мнению опрошенных водителей, 56% нарушений ПДД происходят вследствие низкого уровня культуры вождения, 24% - из-за неэффективной организации дорожного движения, 9% - недостаточно жестких санкций за нарушение правил и еще 9% - из-за привилегированного положения ряда участников дорожного движения.

Около 43% водителей считает, что правила так или иначе нарушают все водители вне зависимости от их социального статуса. Тем не менее 37% опрошенных полагает, что нарушение ПДД наиболее характерно для представителей силовых ведомств, а 35% респондентов ответили, что правила чаще нарушают депутаты и помощники депутатов. Получается, что образ нарушителя ПДД зачастую ассоциируется у автомобилистов с представителями власти. При этом 29% автомобилистов связывают грубые нарушения ПДД с представителями бизнес-элит.

Около 65% респондентов уверены, что нарушителей можно определить по внешним признакам. Это привилегированные номера (77%), тонировка (72%), ну и, разумеется, высокая стоимость автомобиля (53%).

Причем ведут себя автомобилисты при встрече с потенциальным нарушителем на дороге по-разному. Так, 68% стараются держаться подальше от подобного автомобиля, каждый пятый признался, что старается не обращать на него внимания и вести себя как обычно, а вот 12% водителей, способных распознать злостного нарушителя правил, «включают» агрессию: не уступают дорогу, мешают перестраиваться, тем самым давая понять, что на дороге все равны.

При этом 58% опрошенных считают, что обладатели «особых» номеров пользуются на дорогах большими правами, чем остальные водители.

Большинство участников опроса (75%) убеждены, что социальное неравенство и различие в санкциях, применяемых к разным категориям водителей, является одной из основных причин высокой смертности на дорогах.

В ходе опроса предложение о возврате минимально допустимого уровня алкоголя в крови водителя поддержали 72% респондентов. А 66% опрошенных не против многократного увеличения штрафов за нарушения ПДД.

Впрочем, статистика - вещь довольно гибкая, еще совсем недавно опрос все того же ВЦИОМ показал, что почти две трети россиян считают ноль промилле единственно возможной нормой содержания алкоголя в крови водителей.

Подпишитесь на «За рулем» в