102
103
ГЕРОЙ ВТОРОГО ПЛАНА•~ ^ Щ ' Щ0 т В, ****•'давно уже стал Автомобиль ДЭЕ одним из самых распространенных персонажей мировоодним из самых пэг.пгюстпаненных пептон го кинематографа, но в этой роли он часто выступает не просто как "действующее лицо", а как непременная принадлежность того или иного времени, тех или иных исторических событий. Иными словами, добавляет важные штрихи к портрету эпохи. В этом нетрудно убедиться, обратившись ик нашим отечественным фильмам, скажем, 30-70-х годов, которые все чаще и чаще стали появляться на экранах телевизоров в рубрике "Наше старое кино" и просто так. Для людей, неравнодушных к автомобилям вообще, это, кроме всего прочего, возможность еще раз увидеть машины прошлого.В советском кино с его традициями соцреализма автомобиль, помимо транспортного средства, часто еще что-то символизировал, а иногда, независимо от желания авторов, становился равноправным действующим лицом. В довоенных лентах автомобилей было совсем мало, как, впрочем, и в стране. Даже в парадно-столичном "Цирке" машины (да и то американские) были всего лишь элементами декораций. Пожалуй, первый фильм, где автомобилю досталась "роль в эпизоде", "Светлый путь" Г. Александрова. ГАЗ-11-40 (открытый вариант модернизированной "эмки"), последнее на ту пору достижение советского автопрома, парит в воздухе над Москвой, неся знатную труженицу из народа и демонстрируя достижения СССР во всех областях жизни. Кстати, автомобиль этот был выпущен в 1940 году очень малой серией: первые образцы достались главным военачальникам, а затем фянула война. В частном пользовании машин практически не было. На "эмках", тем более на ЗИС-101, ездили советские и партийные чиновники. Приближенные "отца народов" предпочитали машины американского производства. В личную собственность получил "эмку" Стаханов, о чем радио и газеты оповестили всю страну. Это был случай из ряда вон выходящий. В довоенном фильме "Сердца четырех" достижения советской индустрии представляет совсем новый КИМ-10-51. Причем формой дверей и некоторыми другими деталями киноэкземпляр (возможно - прототип) отличается от известных изображений этого автомобиля. Примечательно, что КИМ-10 в фильме отводилась роль этакого народного (доступного) автомобиля, каковым он долженВ таком "воронке" (ГАЗ51) увозили самогонщиков - Бывалого, Балбеса и Труса.Именно на этом "Виллисе" не так давно ездил "председатель колхоза" H. Расторгуев в картине "Старые песни о главном".многие, но все-таки 'частники" начали зарождаться как класс. В начале 50-х в кино активно двинулась "Победа" -•>был стать - впервые в Стране Советов. Но выпустили машин очень мало - и тут помешала война. По-настоящему широко автомобили вошли в кино в послевоенные годы. В "Весне" появляется большой и роскошный ЗИС-110, на котором ездит одна из героинь (ее ифала Любовь Орлова) - астроном, светило отечественной науки. Смотрите, дескать, какое значение придает науке советское государство! Вслед за помпезным ЗИСом в кино (и в жизнь!) пошли более массовые, доступные хотя бы осознанию обычных людей, автомобили. В фильме "Большая семья" открытый "Москвич-400-420А" - элемент характеристики владельца. Неидеальное техническое состояние машины говорит отнюдь не о качествах автомобиля, а скорее о характере хозяина - безобидного, безалаберного, сонного начальника бюро технической информации. Именно "Москвич-400" стал первым автомобилем, который можно было купить (привет КИМу). Денег на него в стране, разоренной войной, наскрести могли далеко неона надолго стала самой распространенной советской легковушкой. В "Деле № 306" среди множества частных и государственных "побед" заметна машина с открывающейся крышей, теперь большая редкость. Вообще, шансов сняться в кино было больше именно у фаэтонов и кабриолетов, видимо, казавшихся режиссерам более элегантными. Шестидесятые. Основным "автокиногероем" стала "Волга" ГАЗ-21. Ее снимали везд е - и в детективах ("Ошибка резидента"), и в мелодрамах (Три тополя на Плющихе"), и в комедиях ("Берегись автомобиля"). Началась новая эпоха. Чтобы купить автомобиль, уже\102 ЗА РУЛЕМ 1097 надо было записываться в очередь или на предприятии получить санкцию дирекции парткома - месткома. Появилась возможность "делать деньги" и "доставать вещи". В рязановском "Берегись автомобиля" "волги" индикаторы неправедной жизни владельцев, о которых герой Папанова говорил: "С жульем, допустим, надо бороться!". "Волга" оставила след даже в фильме, основное действие которого разворачивается где-то там, за фаницей, - незабываемом "Мертвом сезоне". В хрестоматийной сцене обмена разведчиками на фоне разномастных импортных машин черные "волги" смотрелись стройно и строго. А уж когда они синхронно развернулись на узкой дороге, в противовес маневрирующим вразнобой "вражьим" машинам, все стало ясно: на невидимом фронте свершилась еще одна победа советских чекистов. В начале 60-х, когда к "21 -й" все уже привыкли, появился новый, действительно народный ЗАЗ-965 "Запорожец". Несколько презрительное имя "Запор" он получил много позже, а тогда, в начале 60-х, дешевый "Запорожец" был мечтой очень многих. На него записывались в очередь чуть ли не до появления в продаже. Кажется, впервые на экране он появился в комедии Три плюс два". Интересно, что в этой картине, вольно или невольно, автомобили классифицировали по... половому признаку - "Волга" (хотя и женского рода) - мужской автомобиль, "Запорожец" (мужского рода) - машина женская. Близкая родственница "21-й" "Волги" ГАЗ-22 с кузовом универсал ифала ив кино, и в жизни другие, более значительные роли. Частных "22-х" почти не было, да ив кино на них ездили или милиция ("Следствие ведут знатоки"), или ученые, занятые работой, о которой говорилось только намеками. На "22-й" "Волге" уезжал в ночь, на загадочные испытания герой фильма "Еще раз про любовь". (А в жизни ею пользовался, например, Юрий Никулин.) В роммовском "Девять дней одного года" мелькнул "Москвич-407" главного героя, подчеркивая теперь уже скромность и некую отстраненность отечественных ученых от материальных благ. Роммовский фильм был действительно реалистичен после парадно-рекламных картин 50-х. В жизни научные работники копили на "москвичи" деньги, одновременно ожидая очереди на их покупку. У режиссера Храбровицкого в "Укрощении огня" трансформация социального положения героя показана ис помощью автомобилей. Сигналы первого спутника герой - Генеральный конструктор ракетной техники слушает, стоя у "Волги" ГАЗ-21, которой только что управлял сам. К финалу фильма, когда в космосе уже побывал человек, а конструктор стал дважды Героем социалистического труда, его возят на "Чайке" ГАЗ-13 несравненно более высокая ступень. А вот легковые ЗИЛы, на которых ездили только члены политбюро, в кино тех лет показывать было не принято. Отдельный разговор о фильмах Гайдая, где автомобилей, как правило, было много. В "Бриллиантовой руке" - все те же "волги" и "Москвич-412" - последняя модель. Скромный "Москвич", между прочим, куплен "шефом", очевидно, для маскировки. Это приобретение отлично увязывалось в фильме с сакраментальной фразой контрабандиста Лелика: "Чтоб ты жил на одну зарплату!". В других фильмах Гайдая представлены более редкие авто. В "Операции "Ы" это ныне практически забытая "С ЗА" - "инвалидка". Легендарная троица выглядела в этом автомобильчике особенно смешно. Бывалый, которого играл Моргунов, ловко разворачивал автомобиль на 180 градусов руками. Та же троица в "Кавказской пленнице" ездила на "Адлер-Трумпф юниор", причем с "волговским" оленем на капоте. Олени, кстати говоря, с "волг" часто воровали - не зря Балбес, уходя, заботливо снимал неизвестно как попавшее на капот "Адлера" животное. В "Кавказской пленнице" снят еще один, редкий даже для тех лет автомобиль - санитарный ГАЗ-55. Помните: "Будь проклят день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..". Чем больше автомобилей появлялось в стране, тем меньше смысловой нафузки они несли в кино. Иногда, правда, машины символизировали зажиточность и отождествленные с ней стабильность и скучность, как в "Иронии судьбы...", где на ВАЗ-2103, престижной в то время "трешке", ездил очень положительный, но лишенный романтичности Ипполит. Но при всей привычности, обыденности автомобилей Рязанову удалось в "Не-"Тотчас и подлетел этот трамвай... Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился электричеством, взвыл и наддал". Трамвай, называемый на "Мосфильме" "Аннушкой", принимал участие не только в фильмах, но ив булгаковском празднике. Вагон, что интересно, на резиновом ходу - в основе "Аннушки" конструкция ГА3-53. вероятных приключениях итальянцев в России" показать отечественную технику с несколько необычной стороны. Головокружительные автомобильные трюки - явление непривычное для советского кино - выполняли популярные ВАЗ-2103 и "Москвич-412". Получилось соревнование двух ведущих отечественных марок. Особо надо сказать о фильме Г. Панфилова "Тема", долгие годы пролежавшем на полке. В киноленте драматург, прижизненный классик-халтурщик, окруженный официальным почетом, колесит на почти недоступной в то время частникам "Волге" ГАЗ-24. Кроме того, "24-я" стоила больше 9000 рублей - громадные деньги по тем временам. В конце фильма герой разбивает "Волгу", как и многое другое в своей жизни. Еще живы старые ленты и даже машины, в них снимавшиеся. "Герои" кино живут ныне в гараже киностудии "Мосфильм", где сделаны иллюстрации к этому материалу. Смотрите, вспоминайте любимых героев второго плана. Сергей КАНУННИКОВ