52
53
Сами изготовители называют эти машины "мультикарами". Что, конечно, не вполне корректно, поскольку такова торговая марка германской фирмы. Кстати, хорошо известная ив нашей стране - ее небольшие универсальные машинки одно время использовали различные коммунальные службы. Теперь ниша, по сути, опустела - и на нее нацелились харьковские "оборонщики", выпустившие несколько образцов подобной техники. На заводе имени Малышева побывал наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ.ХАРЬКОВСКИЕ "МУЛЬТИКИ"ЗИМ-1901 (два варианта). ЗИМ-МК800Д.Построено несколько микроавтомобилей, по сути, двух модификаций, у которых есть различия в конструктивных решениях, узлах и агрегатах, определяющих их предназначение. "Мулат" ЗИМ-1901 - из семейства мультиавтотракторов. Ориентирован он на работу в мелком и среднем фермерском хозяйстве: способен вспахать земельный участок, помочь собрать урожай и вывезти его в город. Второй, ЗИМ-МК 800/1200Д - двухместный автомобиль сверхмалого класса, предназначенный для транспортировки 350-400 кг груза в грузовом отсеке (кузове), а также буксировки прицепа массой 500-600 кг как по дорогам общего пользования, так и бездорожью. Начнем с того, что объединяет эти машины. Обе они оснащены дизельными двигателями (подробнее о двигателях - см. ЗР, 1997, № 10), имеют привод на задние колеса. Первое впечатление - непропорционально большая кабина: автомобили чем-то напоминают головастиков. Однако заметим, что вписать в малые габариты кабину, отвечающую требованиям безопасности и комфорта, отнюдь не просто. В укор дизайнерам можно поставить разве что угловатость форм; "зализанная" кабина выглядела бы лучше. Теперь заглянем внутрь. Руки ложатся на знакомую "таврическую" баранку с двумя спицами. Наклон рулевой колонки, на взгляд автора, выбран удобный, основные приборы хорошо видны. Хотя саму колонку не мешало бы сдвинуть немного правее. Неброского вида приборная панель на самом деле достаточно информативна. Под 52 ЗА РЛМ 11/97 УЕрулевым колесом занял место блок переты и узлы автомобилей. В хитросплетении ключателей, опять-таки заимствованный от силовых элементов, под грузовой платфор"Таврии". Несколько огорчили "ужатые" симой, продуваемая всеми ветрами, размесденья "в духе ВПК", но, вспоминая, что ты тилась аккумуляторная батарея. Такое рене в прогулочном авто, невольно соглашашение кажется не совсем удачным - спраешься с практичностью такого подхода. Говится ли с грязью резиновый чехол аккумуризонтальной регулировки (около 60 мм) лятора? Слева, за кабиной, крепится прявполне достаточно даже для рослого водимоугольный топливный бак на 30 л, а симтеля. Смутило отсутствие ремней безопасметрично ему - такой же по габариту инстности, однако в серийном варианте они нерументальный ящик. пременно будут. Обзорность из кабины не Агрегаты трансмиссии - сцепление и вызвала нареканий, а вот на боковом зеркоробка передач - это модернизированные кале справа экономить не стоит. Ветровое узлы киевского мотоцикла МТ, усиленные в стекло типа "триплекс" (продукция местной расчете на возросший крутящий момент. фирмы "Лоск") находится под опекой одноКарданная передача собственной конструкго "дворника". Благодаря сдвоенной тяге, ции (шарниры заимствованы все от того же обеспечивающей плоскопараллельное двиМТ). Передняя подвеска независимая, пружение щетки, удалось добиться неплохой жинная, на "жигулевских" поперечных рыочистки стекла. . чагах; "шаровые" опоры того же происхожОбилие рычагов в кабине просто порадения, а вот пружины свои, оригинальные, жает: целых пять штук! По порядку слева работают совместно с "переразмеренными" направо: "ручник" (действует на задние коковровскими амортизаторами. Рулевое уплеса); рычаги управления коробкой (один - равление традиционно для изделий ЗАЗ передачами переднего, другой - заднего хоглобоидальный червяк с двухгребневым рода); рычаг включения понижающей передаликом. На автомобилях установлены торчи (можно сказать, делителя); рычаг блокимозные механизмы барабанного типа с ровки дифференциала. Все как будто бы плавающими колодками, заимствованные под рукой, доступно и удобно. Привыкать от "Таврии". придется лишь к манипуляциям рычагами Глядя на симпатичного малыша - "Мукоробки - она ведь мотоциклетная, то есть лата", трудно представить, как он, урча одноходовая. Впрочем, ничего сложного: двумя цилиндрами, будет выворачивать первая - вверх, остальные три - вниз. Межплугом комья земли, ровнять и рыхлить боду первой и второй передачами - нейтраль. роной изрезанную почву, а оборудованный Остовом машины служит сварная косилкой, приведет в порядок луг. Однако "ажурная" рама. К ней крепятся все агрега- всякое сравнение с пахотными тракторами в нашем случае просто некорректно - многоцелевой. конечно же. уступает узкоспециализированному. Для того, чтобы судить об эффективности мультиавтотрактора как пахотного средства, приведем некоторые цифры. "Боевое крещение'' на заводских земельных угодьях показало: с тремя сотками "мультик" справился за 1 час 20 минут, израсходовав при этом около 3л солярки. Принудительная фиксация заднего моста, жестко блокирующая его рессоры, позволяет добиться равномерной глубины пахоты, а контролировать положение плуга помогает смотровое окно в грузовой плат-Рабочее место водителя - более чем спартанское и сильно напоминает ЛуАЗ. форме. Высокую проходимость "Мулату" на раскисших дорогах призваны обеспечить широкие арочные шины, понижающая переНа заводе их называют "мультиками".придающих машине универсальность, отразилось, в первую очередь, на цене мультиавтотрактора: 5000 долларов - столько придется выложить за "Мулата" - сумма немалая. Остается надеяться, что с развертыванием серийного производства цены снизятся. За основу шасси другой машины, ЗИММК 800/1200Д "Комаха", взята классическая "запорожско-луцкая" схема. Задняя подвеска - независимая, пружинная, на продопьных рычагах. Конструктивно "Комаха" намного проще "Мулата", о чем свидетельствует и ее цена - 4000 долларов Рискуя повториться, скажу: машины создавались как недорогие (относительно нынешнего, крайне высокого уровня цен на автомобили), экологичные, компактные, маневренные, многоцелевые. Соответственно следует и оценивать их потенциальные возможности. Было бы несправедливо ставить в вину конструкторам скромную отделку салона, отсутствие некоторых приборов (тахометра, вольтметра и т. д.) - перед нами рабочие лошадки. На них не отправиться в путешествие, трудно кого-то удивить скоростью и резвостью - это автомобили осоДвигатель 2ДТ. общий для микроавтомобилей. бые, в значительно большей степени рассчитанные на конкретного потребителя, подъема и опускания сельхозорудий и аначем любые другие. логична по конструкции той, что применяНадеемся, что читатели с Украины, коется на тракторах Т-150. Гидросистема слуторым посчастливится опробовать эти авжит также для подъема грузовой ппатфор- томобили в деле, поделятся своими впечатмы (функция самосвала). Обилие систем, лениями.дача. блокируемый дифференциал, а также задний мост с колесными редукторами. Последний является модернизацией тутаевской разработки, впоследствии попавшей в Ковров, а оттуда - в Харьков. Увеличение весовой нагрузки потребовало усилить корпусные детали, применить более грузоподъемные подшипники. Цепной привод уступил место валу, который, проходя через центральную часть моста, выходит как вал отбора мощности. Одним словом, задний мост можно назвать оригинальным. А еще эта кроха имеет... гидравлическую систему - она предназначена дляТехническая характеристика микрогрузовиков ЗИМ-1901 (в скобках - отличающиеся данные ЗИМ-МК800Д) Общие данные: число мест - 2. снаряженная масса - 800 (700) кг; полная масса - 1200 кг; максимальная скорость - 60 (70) км/ч; расход топлива в городском цикле - 6 (5,5) л/100 км. обьем топливного бака - 30 л: колея передних колес - 1150 мм. задних - 1050 (1150) мм. база - 1550 мм Двигатель дизельный, двухцилиндровый рядный, рабочий обьем - 800 см^; мощность - 11.7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин (11.7 кВт/16 л. с. при 3600 об/мин); максимальный крутящий момент - 38 Нм при 2300 об/мин. Трансмиссия колесная формула - 4x2; привод - на задние колеса; коробка передач - механическая четырехступенчатая с задним ходом, сцепление - двухдисковое с тросовым приводом, задний мост - с блокируемым дифференциалом, понижающей передачей и валом отбора мощности (с конической главной передачей со спиральным зубом и коническим дифференциалом) Передняя подвеска независимая пружинная на поперечных рычагах Тормоза: барабанные с раздельным гидравлическим приводом. Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом. Размер шин передние - 170x540 или 220x580 (Ф285); задние - 220x580 (Ф285. Я419).ЗА РУЛЕМ 119753