ПАМЯТИ КЕНОТАФЫВпервые материал о придорожных памятниках был предложен года три назад. Тогда материя, которой он касался, была признана слишком деликатной. С тех пор, как говорится, процесс увековечения пошел и принял такие размеры, что обсуждать его стали даже далекие от автомобилизма средства массовой информации. Воспоминания молодости сохранили сюжет на обложке журнала "Крокодил": у разбитой легковушки водитель объясняет инспектору ГАИ: "Последнее, что я запомнил - увеличение яйценоскости на птицеферме в полтора раза по сравнению с прошлой пятилеткой". Обочина дороги на рисунке была усеяна щитами с информацией подобного рода. Тогдашний карикатурист, ясно, не посягнул на щиты с призывами воплощать в жизнь решения очередного съезда КПСС, кои, безусловно, преобладали над рапортами о яйценоскости. Но факт остается фактом - даже "зубастому" печатному органу ЦК стала очевидна опасность засорения "рабочего места водителя" (так называли дорогу) посторонними предметами У каждой эпохи свои черты. Правда, сегодня, как и прежде, обочины дорог отнюдь не изобилуют указателями и прочей полезной информацией. Взамен призывов появилась и быстро набила оскомину реклама. Однако она становится все более профессиональной и действует уже на подсознание, не отвлекая внимания водителя впрямую. Бросается в глаза другое: в последнее десятилетие все больше появляется памятников на обочинах Скромненькие пирамидки со звездочками встречались в неожиданных местах и прежде. Но целые курганы, увенчанные мраморными сооружениями, едва не вылезающие на проезжую часть, появились в недавние годы. Кому, за какие заслуги? Толковый словарь трактует слово "памятник" как "сооружение на могиле в память умершего" либо как "архитектурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события". Сегодня, слава Богу, не война, а потому предположение, что дороги пролегают меж могил, можно отбросить. Остается второе толкование, а в нем уже несколько составляющих. Начнем с "лица". Любой погибший в дорожнотранспортном происшествии чей-то отец, брат, сын, муж, любимый. В общем, бесконечно близкий и дорогой человек. Катастрофа происходит почти мгновенно, а память живет долго. Но память - дело очень личное. И есть специальное* Кенотаф (греч.) - пустая могила.место - кладбище, куда можно прийти и вспомнить, место, где душа помнящего общается с душой ушедшего. Смерть при всей своей трагичности - дело неизбежное для всех. Однако никому не приходит в голову оснащать обелисками каждую больничную палату. А если в память о каждом человеке, пусть самом замечательном, устанавливать мемориальную доску, во что превратятся наши многоэтажки? Не случайно человечество, отдавая дань всем усопшим, увековечивает все же немногих. Теперь перейдем к "событию". Собственно, первая попытка обращения к теме была вызвана тем, что автору довелось стать очевидцем кровавой аварии. Дело было летом, в выходной. Солнце в зените - никого не слепит. Тупиковая загородная трасса, ведущая в зону отдыха - на ней нет тяжелых магистральных грузовиков с утомленными дальнобойщиками за рулем. Прямой горизонтальный участок дороги, отлично просматриваемый в обоих направлениях. Вдруг из колонны разномастных легковушек, движущихся чуть медленнее предписанных правилами 90 км/ч. выскакивает "девятка" и несется в лоб одинокому КамАЗу, ве-зущему стройматериалы. Поднимая тучи пыли, грузовик пытается уйти от столкновения на обочину... Поздно. Разбитый триплекс еще долго валялся на обочине, а три - по числу погибших - букета в банках кто-то обновлял до первого снега. Через год на этом месте появился памятник. Вина водителя "девятки" была настолько очевидна, что я даже не стал интересоваться, был ли он пьян. Зато полюбопытствовал у старшины, много лет работавшего на этой трассе, историей остальных мемориалов. Рассказ его меня озадачил. "Вот здесь мотоциклист по пьяни налетел на "Москвича" - водитель был не виноват, но по судам его затаскали. А тут два молодца решили пройти поворот километрах на 130-ти - такую сосну из земли вывернули..." После этого я стал расспрашивать сотрудников ГАИ, описывавших или расследовавших происшествия, на месте которых появились памятники. Никто не привел мне ни единого примера, когда памятник при дороге увековечивает подвиг (жертвуя собой, водитель уводит с трассы вспыхнувший бензовоз или подставляет свою легковушку под потерявший тормоза автобус с детьми). В абсолютном большинстве случаев погибший был сам виноват в смерти - своей и своих пассажиров. Так что "событие", в память о котором сооружен памятник, произошло по чьей-то вопиющей глупости, самонадеянности и безответственности. Нечего сказать, достойный повод. Впрочем, публичное увековечение никому не известных, пусть даже очень хороших, людей, равно как и возведение памятников собственной глупости, - отражение морали и культуры тех, кто это делает. Обратимся вновь к словарю, называющему памятник еще и "сооружением". Дело в том, что "сооружением" является и сама дорога. Сложным инженерным сооружением, строительство и содержание которого оговорено массой правил и стандартов, среди которых "обочинные мемориалы" отсутствуют. Дорожники понимают, что памятники оказывают "негативное морально-психологическое воздействие на участников движения" (цитирую вполне официальную бумагу). Госавтоинспекция закрывает на эти обелиски глаза, неофициально считая их своего рода "наглядной агитацией" в борьбе с лихачами. Я решил вернуться к теме, когда услышал по радио рассказ корреспондента "Маяка" об испорченных выходных, омраченных зрелищем новенького памятника у дачного шоссе. А ведь коллега была всего лишь пассажиркой автобуса. Каково же водителю? Состояние подавленности, меланхолии отнюдь не улучшает реакцию человека за рулем. Или кому-то хочется, чтобы памятников у обочин становилось все больше? Алексей СОЛОПОВ70З РЛМ 11/97 А УЕ