108
109
шщщщрщтmrmWBP^F4 сентября 1994 года в Москве на Воробьевых горах по обычным асфальтовым дорогам между зданием МГУ и смотровой площадкой прошли показательные соревнования. 14 мая 1995 года в заездах Кубка АСПАС (при спонсорской поддержке "Шелл" и "Ротманс") участвовало более 70 спортсменов из России и Белоруссии. 1996 год - состоялся трехэтапный Кубок "Ротманс-АСПАС" по кольцевым гонкам, обладателем кубка стал петербуржец Михаил Тараканов. "ТОВАР", ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ СПРОСОМ Что такое "Ротманс" - объяснять, наверное, не нужно, особенно курящим. А вот второе слово в "шапке" этих соревнований означает Ассоциация советских производителей автомобилей для спорта - сокращенно АСПАС. Вот ведь как: нет уже ни "советских", ни, собственно, "производителей", а название уцелело. Правда, принадлежит теперь производственно-коммерческой фирме, возглавляемой Игорем Ермилиным и выпускающей только один "товар" - кольцевые гонки. Но, судя по количеству гонщиков и зрителей, такой товар сегодня пользуется спросом. Впрочем, не всем гонщикам нравится короткая 1900-метровая трасса, на которой проходят все этапы кубка. И асфальт неидеальный, и неприятные (в частности, для подвески автомобиля) бордюрные камни... Водоналивные отбойники, которых год от года ставят все больше, помогают лишь отчасти. Но, согласитесь, лучше врезаться в мягкий и податливый пластик, чем в сорокалетнюю березу. Деревья, растущие вдоль трассы почти на всем ее протяжении, отнюдь не укрепляют чувства безопасности, но тронуть их - ни-ни: официальная зеленая зона. Эти недостатки компенсируются выигрышным расположением Воробьевых гор. Прежде всего - это Москва, а не какая-нибудь окраина. Каждая гонка (организаторы старательно заботятся об этом) неизменно попадает в центр внимания прессы и телевидения. Большинство гонщиков и команд базируются в столице - не нужно тратитьТРЕТИЙ СЕЗОН "ТАБАЧНОГО КУБКА"лишнее время и деньги, чтобы добраться до места соревнований. Аварии же в автоспорте неизбежны, ни в какой гонке, ни на одной трассе никто от них не застрахован. Случались они и на Кубке "РотмансАСПАС", но - тьфу-тьфу! - ничего серьезного. Наконец, всякий раз, когда заходит речь о кольцевых гонках в нашей стране, вспоминается народная мудрость насчет бесценности рака в пору безрыбья. Ведь в России всего три кольцевые трассы, причем ни одну из них нельзя считать стационарной... ПРАВИЛА ИГРЫ По сравнению с прошлым сезоном этапов в кубке стало больше - четыре вместо трех. А классов машин меньше - четыре вместо шести. Отдав некоторые свои иномарки 2-литровому "Супертуризму", ушел со сцены "Свободный" класс легковых машин. В классе "Туризм" теперь нет разделения на автомобили национального и зарубежного производства. Иномарки, при желании их владельцев, имели право составить конкуренцию нашим 1600-кубовым машинам, но возможности первых ограничили - на старт допускали только автомобили группы "N", то есть, по сути, стандартные. А вот на "восьмерки" разрешили устанавливать пока несерийные вазовские 16-клапанные двигатели с впрыском. Они, понятно, мощнее обычных, карбюраторных с двумя клапанами на цилиндр, и столь же надежны благодаря им заметно выросли скорости лидеров класса "Туризм". Однако эти моторы становятся своеобразным яблоком раздора, поскольку стоят вчетверо (!) дороже. Выложить за такой 12 тысяч долларов сегодня могут лишь единицы. Всем остальным гонщикам остается либо забыть о победах и смириться с ролями аутсайдеров, либо... вовсе покинуть кольцевые гонки. Пока никто не уходит, надеясь, что наши спортивные руководители вот-вот найдут способ уравнять шансы "бедных" и "богатых". Должен же быть класс легковых машин, доступный для многих, - иначе что стоят все разговоры о развитии российского "кольца"! Классы гоночных формул изменений не претерпели. "Массовый" - формула 1600 (автомобили "Эстония" и "Астрада" с двигателями до 1,6 л); "элитарный" - формула 3 (автомобили с двигателями до 2 л). Как ив прошлом году, Кубок "РотмансАСПАС" одновременно был открытым чемпионатом Москвы. Сохранился, но уже не вызывал неприятия, благодаря более гибкой системе начисления очков, так называемый абсолютный зачет кубка. Само собой, выявляли и награждали победителей в классах, но кубок - высокохудожественное оригинальное изделие - получил тот из них, кто набрал в четырех этапах наибольшее количество очков. БОЛЬШОЕ НАСТУПЛЕНИЕ "ЛУКОЙЛА" Еще до начала сезона организаторы столкнулись с таким редким явлением, как "избыток спонсоров". Огромным интересом*•%Виктор Козанков стал победителем кубка в абсолютном зачете. Альберто Педеионте, чемпион Москвы.к кольцевым гонкам неожиданно (но, судя по мировому опыту, закономерно) прониклась крупнейшая российская нефтяная компания "ЛУКойл". Увы, место генерального спонсора уже было занято "Ротмансом оф Пэл Мэл" - пришлось довольствоваться мудреным титулом "главный поддерживающий спонсор". Попутно "ЛУКойл" пожелал' ЗА РУЛЕМ 11/97 времен распада СССР. Машина подвела только на одном этапе кубка, остальные Виктор, как всегда, убедительно выиграл, добившись победы не только в формуле 1600, но ив абсолютном зачете. ЭТО БУДЕТ ЗАВТРА Да, времена меняются: в чемпионате Москвы теперь участвуют - и не без успеха - иностранцы! Причем не считают это "шагом назад". К примеру, поклонник команды "Феррари" формулы 1, двадцатидвухлетний Альберто Педемонте убежден - победы в России никак не могут повредить его дальнейшей карьере. А вот довольны ли наши гонщики - ведь гости отбирают лавры? Впрочем, мнение отдельных гонщиков теперь уже вряд ли влияет на решения владельцев команд. Да и того же Педемонте нисколько не уязвляет, что за его любимую "Феррари" выступают немец и ирландец. Другой вопрос, что Кубку "Ротманс-АСПАС" пора обзаводиться статусом международного соревнования. В следующем сезоне кубок приобретет, похоже, еще большие вес и значение. Во всяком случае этапов будет уже не меньше шести, причем два из них пройдут в СанктПетербурге. О более далеком будущем лучше спросить Игоря Ермилина. По его мнению, скоро в России появится больше таких машин, как "хонды" и "даллары", - тогда не останется места морально и конструктивно устаревшим "ладам" и "эстониям". Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Вадима Крючкова и Андрея Клещевастать участником кубка и вложил в свои команды (к концу сезона их стало четыре!) просто сумасшедшие деньги. Однако достойных конкурентов у пилотов "ЛУКойла" не нашлось только в формуле 3. Древние "Рейнард-913-Ауди", ломкие и тоже не первой свежести "JAK-26-Опель", "Астрада-Ф2095" российского производства, существующая пока лишь в одном экземпляре, заметно уступали в скорости новейшим итальянским "Даллара-397-ФИАТ". Место за рулем одного из них доверили гонщику, прекрасно знакомому со столь современной техникой. Генуэзец Альберто Педемонте вполне по-хозяйски одержал три победы на этапах. Четвертая досталась его партнеру по команде Виктору Маслову, а ведь он в кольцевых гонках дебютировал! Неплохо показала себя и наша "Астрада", хотя отличается от "Даллары" как, скажем, "Лада" от "Альфа-Ромео". Другому итальянцу, Фабио Бабини на "Астраде" трижды удалось финишировать вторым. В "Супертуризме" "ЛУКойл" поначалу выставил только одну иномарку - изящную "Хонду-Аккорд". Выяснилось, однако, что ветеран Николай Больших, почти всю свою карьеру гонщика сделавший на заднеприводных машинах, в одиночку может и не справиться с дуэтом команды "Мобил-Рэйсинг" -ва партнеру по команде. Впрочем, Ричард позволил-таки себе выифать одну гонку, когда досадная поломка в заезде четвертого этапа остановила Николая на пути к званию чемпиона столицы. Команде это уже не помогло - сезон в целом остался за Суховым. Автомобили отечественного производства в "Супертуризме" стали просто статистами. А вот в "Туризме", где "восьмерки" в фаворе, "ЛУКойл" едва не проиграл вчистую. Владимира Череваня постоянно донимали поломки машины, не хватало напористости Дмитрию Зорину. Победителем, как и ожидалось, стал гонщик команды "Миллер-Пилот" Алексей Васильев, хотя и вдоволь намучился с капризной шестиступенчатой кулачковой коробкой передач. Отметим, что Дмитрий Королев, второй призер кубка, весь сезон выступал "сам за себя" и лишь на заключительном этапе получил статус пилота "ЛУКойл-Рэйсинг". К формуле 1600 "ЛУКойл" интереса пока не проявил. Это объяснимо - позиции Виктора Козанкова, ныне выступающего за "Вест-Канопус-Кастрол", незыблемы соКубок "Ротманс-АСПАС" - открытый чемпионат Москвы по кольцевым гонкам Итоговые результаты "Туризм": 1. А. Васильев (Москва, "Миллер-Пилот"); 2. Д. Королев (Москва, "ЛУКойл-Рэйсинг"); 3. Д. Зорин (Москва, "ЛУКойл-Рэйсинг"), все -ВАЗ-21083. "Супертуризм": 1. В. Сухов (Видное, "Мобил-Рэйсинг". "Форд-Мондео"): 2. Н. Больших (Москва, "ЛУКойл-Рэйсинг", "Хонда-Аккорд"); 3. Д. Першин (Москва, "Аларм-Сервис", "Пежо-205"). Формула 1600: 1. В. Козанков (Москва, "Вест-Канопус-Кастрол"); 2. А. Потехин (Москва, "Порше-Клуб"); 3. Е. Молчанов (Москва, "Спектрол"), все - "Эстония-25". Формула 3: 1. А. Педемонте (Генуя); 2. В. Маслов (Сургут, оба - "ЛУКойл-Рэйсинг", "Даллара-397-ФИАТ"); 3. Ф. Бабини (Фаэнца, "ЛогоВАЗ-Астрада", "Астрада-Ф2095"). Абсолютный зачет: 1. В. Козанков; 2. В. Сухов; 3. А. Педемонте.В машинах команды "Миллер-Пилот" сохранилось не так уж много черт и деталей обыч- f ной "восьмерки".Опыт и молодость: Владимир Сухов (слева) и Алексей Васильев.Владимиром Суховым и Андреем Артюшиным, выступавшими на "фордах-мондео". Тогда в середине сезона стены МГУ услышали рев второй "Хонды". Опытный англичанин Ричард Кей, ангажированный "ЛУКойлом", сразу продемонстрировал высочайший профессионализм. Видно было, что может ехать значительно быстрее, но, выполняя указания работодателя, уступал пальму первенстЗ РЛМ 11/97 109 А УЕ