118
В НОВЫЙ ВЕК - UD ULС 1 января 1998-го мы будем сдавать экзамены и получать водительское удостоверение по новым правилам. В прошлом номере журнал уже рассказал о главном нововведении обязательной (узаконенной!) переэкзаменовке. АБВГДЕЙКА Что полезного почерпнет рядовой водитель, впервые знакомящийся с правилами? Например, у кого есть категории "В", "С" или "D", могут буксировать прицеп массой до 750 кг. Большей массы - уже требуется "Е". Об этом говорилось и раньше, но не очень понятно: "Икарус" или ЗИЛ с тележкой для легкового автомобиля? Другое дело теперь. Помните, что такое "разрешенная максимальная масса"? Нет? А "масса снаряженного ТС"? Первое (РМ) - "масса снаряженного ТС с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятиемизготовителем в качестве максимально допустимой". Второе (МС) - масса автомобиля, заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, имеющего запасное колесо и инструмент. Так вот, если РМ прицепа не превышает МС автомобиля категории "В", а РМ получившегося (в результате присоединения прицепа к автомобилю) состава ТС не превысит 3500 кг, то управляйте всем этим на здоровье. Отныне владельцам легковых машин не нужно ломать голову, цеплять прицеп или нет. Прикинул РМ с МС - и ничего не страшно. ЕСЛИ ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Ну, а как же обрести заветные категории? Очень просто. Получили медицинскую справку установленной формы - и вперед, на занятия. Учитесь, где хотите, лишь бы у ваших преподавателей была лицензия. (Правда, нигде не оговорено, что за лицензия, кто выдает, каков порядок аттестации преподавателей... Ладно, это их проблемы.) Мы вправе обойтись и без учителей. Можете заниматься самостоятельно. Но - только на "А" и "В". По возрастным категориям это выглядит так: с 16 лет "А", с 18 лет - "В" и "С", с 20 лет - "D". Для "Е" необходимо иметь годичный стаж управления ТС категорий "В", "С" или "D". Сдают экзамены по зарегистрированному месту жительства. Исключение составляют беженцы, переселенцы, моряки, военнослужащие, командированные далеко и надолго, а также прочие "абитуриенты", лишенные отчего крова и гражданства. Им с ведома регионального начальника ГАИ разрешают сдавать там, где оказались. Кстати, принимать экзамены имеет право только сотрудник ГАИ не моложе 23 лет! СДАВАЙТЕСЬ! Порядок сдачи экзаменов на "А", "В", "С" и "D такой: сперва - теория, потом - практика. 118 ЗРЛМ 11/97 А УЕГР ппMm U ШШшшшДля "Е" - только практика, а для кандидатов в водители трамвая или троллейбуса - только теория. Разумеется, тех, кто провалился на первом экзамене, не допустят ко второму: придете "не ранее, чем через семь дней". (А какой максимальный срок?). Дальше - просто выдающееся положение. Цитирую: "Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, считается действительной в течение трех месяцев". Видимо, кем-то установлено, что на четвертом месяце соискатель погружается в склероз. (А как же быть с теми, у кого уже есть "права?) Практический экзамен отныне будут сдавать в два этапа. Первый - упражнения на закрытой площадке ("троганье с места на подъеме (представляете, что значит оборудовать все площадки эстакадами?), разворот при ограниченной ширине проезжей части при одноразовом включении передачи заднего хода, постановка автомобиля в бокс задним ходом, торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку"). Второй - "соблюдение ПДД, умение безопасно выполнять маневры при управлении ТС в условиях реального дорожного движения, а также оценивать дорожную ситуацию, своевременно и правильно реагировать на нее". После чтения всех этих наукообразных упражнений остается порадоваться одному - теперь при наличии категории "В" можно получить "Е". Для этого нужно только продемонстрировать мастерство управления прицепом массой более 750 кг.освидетельствование и сдать наш' теоретический экзамен. А что, по заграничным "правам" в России ездить нельзя? Можно, но далеко не со всеми и только шесть месяцев. К таким "полугодовым" документам относятся водительские удостоверения со знаком "SU", выданные в республиках бывшего Союза после 1 января 1992 года, и национальные "права" стран СНГ, отвечающие требованиям Венской Конвенции 1968 года (где записи дублированы буквами латинского алфавита). С такими "корочками" вы считаетесь участником международного движения и можете кататься по России в качестве туриста, командированного или возить грузы. Если хотите побыть у нас в гостях больше шести месяцев - извольте на медкомиссию фи теоретический экзамен. В общем-то, правила разрешают колесить по стране полгода ис "правами" без всяких латинских и русских букв. Просто запаситесь для сотрудников ГАИ переводом на русский, заверенным у нотариуса, консула или других уважаемых господ, имеющих такое право. От заботливых рук медиков (и проверки знания ПДД) освобождаются дипломаты и члены их семей. К ним приравнены сотрудники консульских представительств, международных организаций и прочие любимчики МИДа. Одно условие: у них должны быть действующие национальные "права". А если их нет... За *> российскими - на "общих основаниях"! С ними, в едином строю, будут томиться иностранцы и лица без гражданства. С "правами" и без. Одна радость: выдавая наши водительские удостоверения, хоть не лишают национальных. "У ВАСПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРОСРОЧЕНЫ"Как мы уже писали в № 10 за 1997 год, порядок замены украденных и потерянных "прав" обрекает вас на переэкзаменовку. Спасти могут только... пожарные и службы МЧС. После пожара или стихийного бедствия все водители из пострадавших районов могут с соответствующими справками явиться в ГАИ для замены "прав" без экзаменов. Смешно, правда? Еще веселей то, как будут работники ГАИ выяснять, "ПАПА ТВОЙ В ПОСОЛЬСТВЕ когда прибыли к нам братья по СНГ. В паспорте СЛУЖИТ ДИПЛОМАТОМ..." Водительское удостоверение выдается на отметок о пересечении границы РФ нет: "Вчера десять лет. Если в ваших "старых правах" срок приехал, гражданин начальник!" Однако нет худействия не указан, то они считаются действида без добра. В ГАИ, наконец, сообразили, что тельными до 1 января 2000 года. Так что у вас требовать подтверждение факта управления совсем мало времени: пора в ГАИ. Там потреТС. мягко говоря, излишне. Теперь при замене буют паспорт, медсправку, документ о прохож"прав" не надо показывать доверенности, техдении обучения, квитанции об уплате сборов, паспорта и свидетельства о регистрации. Вот такой нас ждет "новый порядок". Росводительскую карточку или иной документ, подтверждающий выдачу "прав". Кому еще сийский водитель, с точки зрения высокого придется их менять? Ох, многим! Такой приначальства, похож на малое дитя: туда нельмер: вы гражданин РФ, но волей судьбы долго зя, сюда не ходи. Ничего общего с заботой о были "там" и получили "их" (международное человеке за рулем многочисленные запреты и или национальное) водительское удостовереограничения не имеют. Дмитрий ЖЕРНОВ ние. Пожалуйте домой - пройти медицинскоещ%