62
63
АНКЕТАПОЛНОПРИВОДНЫЙ НИВЕРСАЛ!Когда-то было такое движение - самавто: умельцы годами собирали свои, такие, как им хотелось, автомобили. Терпения хватало немногим, а вот о машине, которая отвечала бы запросам лучше покупной, мечтали... Времена изменились, очередей теперь нет. Но даже среди тех, кто уже купил авто, многие продолжают мечтать. О чем? Как выяснилось, практически о несбыточном: чтобы родной автопром выпускал машины, соответствующие их потребностям. Ведь зачастую у потенциального покупателя нет никакого выбора - в каждой ценовой нише его ожидают одна-две модели одного (!) завода. Мы решили уточнить, каковы все же предпочтения наших автомобилистов. И задели чувствительную струну - на эту анкету (ЗР, 1997, № 7) пришло более 50 тысяч ответов!Таким, по итогам опроса, должно быть соотношение выпуска разных типов кузовов.•If95.2%Объем двигателя, удовлетворяющий автомобилистов.более Зл до 1л 3,6% 1,6%пикап 1,5%мини-вэн 15,3%Дан 23,6% хэтчбек 10,0%сеюедорожнь 24,1%Начало начал каждого автомобиля кузов. На него монтируют все узлы и агрегаты. он определяет и предназначение машины, и ее живучесть. Из предложенных шести типов кузовов почти с одинаковым результатом вырвались вперед три: универсал (25,3% голосов), вседорожный (21,4%) и седан (23,6%). Заметим, что второй тип из названных тоже близок к универсалу и выделен нами лишь для удобства анализа, а вместе они перекрывают половину покупательского интереса! Вслед за троицей идет непривычный, но, видимо, перспективный для России мини-вэн и лишь на пятом месте - хэтчбек. А ведь программа заводов СНГ выглядит совершенно иначе! К слову, все три предприятия, сконцентрировавшие свое внимание на хэтчбеках, испытывают немалые трудности - и АЗЛК, и ЗАЗ, и КамАЗ; первые два даже надолго останавливались. Конечно, тип кузова при этом - не единственная, да и не главная причина, но в ряду других она тоже сыграла свою роль, повлияв на спрос. Глядишь, будь среди продукции этих заводов побольше седанов и универсалов, покупатели относились бы к ним куда благосклонней. Теперь нужно подобрать подходящий двигатель. Оказалось, почти 60% автомобилистов удовлетворились бы сравнительно небольшим - полутора-двухлитровым;71,9%58,6%17,6% 8.4%седанхэтчбекуниверсалвседорожныйпикапмини-вэнгород Распределение пожеланий к типу привода автомобилей.сельская местность полный на передние колеса на задние колесана передние колеса на задние колесаПредпочтительный тип привода для различных кузовов.62ЗА РУЛЕМ 11/97 седан хэтчбек универсал вседорожный пикапЦены автомобилей с различными типами кузова.1 $9553,39 $8759,86 $9165,12 $10199,26 $9075,21 $10207,87УМНЕЕ И МОЛОЖЕ!Милые дамы! Хотите познакомиться с собственным портретом, вернее, собирательным образом читательницы "За рулем"? Извольте. Симпатичная автолюбительница, владелица одной из моделей ВАЗа, довольно молодая (от 30 до 39 лет) и очень образованная. Нравится? Нам тоже. Льстит, что целых 84,6% читательниц имеют высшее и среднее специальное образование (по 42,3% соответственно). Это на целых 10% больше, чем у мужчин, читающих наш журнал! Среди наших автомобилисток по 26% инженерно-технических специалистов и работников сферы культуры. Есть и рабочие, и студентки, и предприниматели, и домохозяйки, и даже... военнослужащие (2%). У 10% читательниц профессия непосредственно связана с автомобилем: водители, работники автосервиса и пр. Как уже сказано, автомобилистки молоды, точнее - 54,5% в возрасте от 20 до 39 лет (18,5% - до 29-ти и 36% - от 30 до 39). Чуть меньше трети тех, кому от 40 до 49 лет, остальные старше. То, что дамы ездят, в основном, на "жигулях" и "самарах" (50%), неудивительно: этих автомобилей просто выпускают больше. У 16% - "Волга", у 9% - "Москвич". Как бы ни говорили, что "Ока" - женская машина, ездит на малютке лишь 1,5% читательниц (столько же, сколько и на... УАЗах!). Кстати, о стереотипах: есть женщины, которые водят КамАЗ (0,4%) и ЗИЛ (0,4%), опровергая мнение об исключительно мужских способностях управлять грузовиком. Так что, дорогие автомобилистки, нам есть чем гордиться. Причем не безосновательно, а опираясь на научные данные. Какие? Объясняем. В свое время вы ответили на вопросы анкеты, опубликованной в № 4. Представительниц слабого пола среди тех, кто прислал ответы, оказалось 7%. Информация, которую мы получили, была обработана и изучена. С результатами вы и познакомились сегодня. Кто-то. возможно, скажет: подумаешь, 7 процентов! И напрасно: скепсис здесь неуместен. Ведь в масштабах журнала это ни много ни мало - 28 000 человек! Большая компания. Да еще какая замечательная. Теперь можно смело заявлять: автомобилистки ничуть "не хуже" автомобилистовмужчин. А в чем-то даже лучше! З РЛМ 11/97 63 А УЕмини-вэнеще четверть хотели бы мотор чуть больше, объемом до трех литров. И это доказывает, что в автомобильных пристрастиях мы гораздо ближе к европейцам, чем к0 американцам (их моторы низкофорсированные, большого рабочего объема) или японцам (крохотные "жужжалки" внушительной форсировки). При ответе о типе привода единодушие наблюдалось только в одном: привод на задние колеса неприемлем. Здесь мы разделили ответы на две группы - горожан и жителей сельской местности. И у тех, и у других задний привод не набрал и 10% голосов. А предпочтение они отдали полному - в среднем 61 % ответивших высказался именно за него. Исследуем этот вопрос поглубже, для 0 чего составим общую диаграмму, связывающую пристрастие к различным типам кузовов и различным приводам. Выходит, что лишь среди любителей седанов и немногочисленных приверженцев хэтчбеков большинство хотело бы иметь передний привод. Для остальных привлекателен полный. Заметим, такие машины представлены на рынке лишь вседорожниками - "Нивой" да УАЗом, который гораздо ближе к грузовику, а вот "дорожных" полноприводных машин у нас не выпускают. С переднеприводными проще - седан ВАЗ-2110 уже в серии, показательно, что именно он стал базой для нового семейства, в котором хэтчбек появится на конвейере не скоро (причем 9 после универсала). Если это не случайность, а рыночный расчет - поздравим вазовцев с верным выбором. Итак, какой у нас получается автомобиль? Одного из трех, в основном, типов переднеприводный седан, полноприводный универсал (это вернее) и (почти на все 100%) - полноприводный вседорожник. При составлении этой анкеты некоторые коллеги активно сомневались - ну какой читатель не захочет "побольше и подешевле". Теперь, с получением результатов. скептики посрамлены: вычислив для разных вариантов цены (как среднее арифметическое), можем с уверенностью сказать, что читатели ЗР - реалисты и неплохо представляют, сколько должна стоить ма-США 3,6%г Япония 17,1% Италия 1,1%Россия 24.9%^ Н ^wПредпочтительная страна - производи-шина их мечты при массовом производстве: примерно 50-60 млн. Последний вопрос в ряду других казался нелогичным: из каких комплектующих состоит мечта? Отвечая на него, нужно было выбрать для себя не только название на карте, но и, по умолчанию, концепцию транспортного средства, особенности его конструкции. Недаром более чем в половине случаев "родиной" компонентов была названа Германия, в четверти - Россия, в одной шестой - Япония. Не будем делать из этого каких-либо выводов, заметим лишь, что второе место - конечно, успех, но если вычесть из него дань традиции, останется до обидного мало. Вряд ли стоит надеяться, что на заводах кинутся создавать новые модели, опираясь на результаты нашего исследования, а капитаны индустрии переложат штурвал на несколько румбов в сторону потребителей. Слишком уж инерционен этот корабль. Недавно один директор заметил, что даже болт изменить во всех машинах - почти неподъемно дорого. Что ж, построить таможенный забор дешевле, чем машины, предназначенные не "на продажу", а "для покупателя". Редакция