122
Трудно поверить, что между этими участками одной дороги всего с десяток километров. Каждым из них ведает свое ДРСУ. со своим начальством иI методами уборки.Дороги наши с большим трудом "переживают" зиму. От того, как будет организовано и проведено зимнее обслуживание дороги, зависит, увидим ли мы весной трещины, ямы и непролазные обочины. Однако плохая уборка дорог - лишь следствие многих, неизвестных водителям причин. Попробуем разобраться, а поможет нам в этом... ГАИ. Отдел дорожной инспекции Главного управления ГАИ МВД России ежегодно проводит осмотр федеральных дорог. Прошлой зимой был черед "рижской" трассы. Кстати, теперь правильно именовать ее "Балтия", магистральная федеральная дорога М9. Маршрут проходил по Московской, Тверской и Псковской областям до границы с Литвой. Скажем сразу - итоги малоутешительны. Выяснилось, что местные сотрудники ГАИ (обязанные строго надзирать за дорогами и наказывать нерадивых дорожников), мягко говоря, по-разному понимают свои обязанности. Более того не используют полномочий. Трудно сказать, чего тут больше - неумения или нежелания работать. Но за исключением Красногорского (Подмосковье) и Новосокольнического (Псковская область) районов, картина была везде одна: дорожные ограждения установлены кое-как, знаки не соответствуют ГОСТам, на асфальте "накат", лед да ямы, песок разбросан неравномерно, рядом с дорогой не вырублены деревья и кустарник, а под снегом не видно, где заканчивается обочина и начинается кювет. Однако ГАИ - лишь надзирающая инстанция (хотя комиссия строго спрашивала именно "со своих"). В конце концов, не инспектор строит и чистит дороги. Основные проблемы начинаются на недостижимой для него высоте - в столичных кабинетах. Федеральные дороги должны содержаться на средства федерального дорожного 122 ЗРЛМ 11/97 А УЕ фонда. Но перечисляют такой мизер, что и "финансированием" это назвать нельзя - примерно десять процентов потребного. Руководители федерального (!) дорожного фонда не делают различия между федеральными и местными дорогами. Деньги идут целевым назначением в территориальные фонды, а те делают с ними, что захотят, причем бесконтрольно. На некоторых участках нет даже привычных ДРСУ, только разнообразные и разноименные дорожные структуры (порой объединяющие даже строителей), как бы между прочим занимающиеся и "Балтией". Начальник тверских дорожников оправдывался: "Ну, посмотрите. Третий день валит снег, на уборку брошены все силы. Но что сделаешь одной-двумя машинами на стокилометровом участке? А по ГОСТу на ликвидацию зимней скользкости отводится четыре часа с момента окончания снегопада". "Зато потом, по Уголовному Кодексу, ответственность вплоть до тюрьмы", - вставляет один из проверяющих. Так-то оно так, да какой кодекс учитывает, что все "кадээмки" (комбинированные дорожные машины) на базе ЗИЛа или КамАЗа служат не первый год... после списания? ДРСУ сидит на картотеке, долги исчисляются миллиардами рублей. Откуда такие суммы?! Оказывается, дорожники должны платить более десяти видов налогов: за загрязнение окружающей среды, восстановление минерально-сырьевой базы, за пользование карьером (где берут песок), налог на имущество, противопожарный сбор, отчисления в местную казну... Поскольку из федерального дорожного фонда денег не дают, ДРСУ не платят налоги и попадают в сети: на каждый просроченный рубль растут пени. Причем по банковской ставке - 63% годовых! И это еще не все. Оказывается, деятельность дорожников должна лицензироваться Российской транспортной инспекцией. Плати миллионы за бумажку, а то запретят твоим древним грейдерам выезжать на уборку дороги. И так - каждый год. Нужен новый КамАЗ. Заводская цена - 120 миллионов. Получив навесное оборудование и пройдя через руки посредников, машина стоит уже 800 миллионов! Мыслимо ли: 80 миллионов - один отвал, а ведь он и новый не чистит дорогу!Экипаж машины боевой. Комиссия ГУ ГАИ МВД РФ взяла в дорогу видеокамеру и представителя дорожного департамента. Если предназначение первой понятно, то роль последнего осталась так до конца и невыясненной. Еще пример. Тверская область покупала соль в Белоруссии. После трех посредников ее цена возросла в два раза. Оста- 0 ется крутиться, кто как умеет. Например, с местной администрацией расплачиваются соляркой и бензином, изредка получаемыми из федеральных закромов. Рабочие не видят зарплаты месяцами. (Любопытная тенденция: чем дальше от Москвы, тем она ниже. В Подмосковье 1200 тысяч рублей, в Твери - 900 тысяч, в Пскове 600.) А ведь в сильный снегопад дорожники работают без сна и отдыха по 20 часов! Но их начальство больше уповает на л прибалтийские большегрузы: пройдут туда-сюда, раскатают дорогу, вот тебе и "почистили" асфальт, вот и колея. Ищут другие способы выкрутиться. На въезде в Псковскую область поставили... весы! Решением местного исполнительного собрания дорожники учредили весовой контроль грузового транспорта. Выглядит это так. Постановили, что нагрузка на ось не должна превышать восемь тонн. (Хотя на дороге третьей категории, к которой относится М9, разрешается щ до десяти.) Перегруз в одну тон-