20
21
•^•ьшщщщщтКОнаково - 139 секунд (скорость - 41,4 км/ч). Субъективной оценки особенностей каждой шины не потребовалось - различий практически нет. %ТАК НУЖНЫ ЛИ5S№.ввпашшвшввРАЗГОНЧитатели ЗР уже "накоротке" знакомы со многими зимними шинами - отчеты об испытаниях мы публикуем регулярно (последние, знакомящие с новинками сезона 1997-98 гг. - в № 9,10 за этот год). Пока мы тестировали только нешипованные шины, а о шипах говорили с позиций теории (ЗР, 1995, № 11): в каких-то условиях они нужны, иногда бесполезны, бывает, и вредны. Что же на практике дает ошиповка шин? Рассказывают специалисты НИИШПа Сергей ТРОФИМОВ и Андрей СЕЛИВАНОВ. Понятно, что особенности, которыми шипы награждают (или "наказывают") шину, можно познать только в сравнении. Проще говоря, надо взять два комплекта одинаковых шин, ошиповать один из них и по очереди испытывать: разгон, управляемость, тормозной путь и т. д. Так мы и сделали. Шипы примерял "король российской глубинки" - НИИШП И-508, получивший свое прозвище во время редакционных тестов пяти разных зимних нешипованных шин (ЗР, 1996, № 9). Тогда на фоне конкурентов эта шина оказалась "лучшей по экономичности в городском цикле, по тормозному пути на льду и снегу, по поведению на ледяных неровностях и выходу из любой колеи; худшей по времени разгона, шумности". Возможно, шипы придадут "королю" новые свойства. Одно, впрочем, уже известно - цена И-508 в ошипованном варианте 350 тысяч рублей, обычной 250 тысяч. Выпускать эту модель, кроме НИИШПа, будет еще объединение "Белшина" (Бобруйск). Испытания проводили на ВАЗ-21083, загруженном примерно до 70% полной массы. Размерность шин - 175/70R13 (есть еще "москвичовские" 175/70R14), давление - 2,0 кгс/см2. Итак, время действия - зима 1997 года, место - автомобильный полигон в Дмитрове. 20 ЗА РЛМ 11/97 УЕиниш.ш ПНИЩ"ГОРНАЯ ДОРОГА"Официально это называется "оценка устойчивости и управляемости автомобиля". По очереди обувая машину в разные покрышки, испытатели гоняют ее по замкнутой трассе, замеряя время прохождения каждого круга. Преимущества конкретной шины выражаются в большей скорости, которую можно развить на трассе, и, следовательно, меньшем времени, необходимом, чтобы проехать круг. По сути, здесь выясняются и особенности поведения автомобиля на тех или иных шинах, то есть дается субъективная оценка. Трасса - "горная дорога" автополигона - уже немного известна читателям ЗР по отчетам испытателей. Напомним, что это замкнутый маршрут протяженностью примерно 1600 м, с подъемами, спусками, поворотами разных радиусов и прямыми участками (длина последних - от 50 до 200 м). Во время испытаний на дороге, естественно, лежал снег - рыхлый, "рассыпчатый" слой глубиной 20-30 мм и твердое основание. Типичный "зимник". Температура воздуха - минус 8°С. Теория гласит: в таких условиях шипы бесполезны, в каше из рыхлого снега им не за что зацепиться. Здесь будет работать рисунок протектора. И вот - "восьмерка" уходит на "горную дорогу". После четвертого зачетного круга за руль садится следующий испытатель, затем еще один. Смена шин - и такой же цикл заездов. На следующий день все повторяется, но очередность установки комплектов шин другая, направление движения по трассе - противоположное. Итого - каждую шину испытывают три водителя, проезжая как минимум по восемь кругов, потом выводится средний результат. Он полностью подтверждает теоретические выкладки: среднее время круга на шипованных и неошипованных шинах оди-Проводят этот тест так. Водитель задает двигателю высокие обороты (4000 об/мин) и, удерживая их на этой отметке, резко отпускает сцепление. Двигаться надо без переключений, на первой передаче, поддерживая педалью газа примерно постоянную частоту вращения коленвала. Через 5 секунд измеряют путь, пройденный автомобилем. Чем он больше, тем интенсивнее разгон на данном комплекте шин. Под колесами - лед или снег, так что почти весь путь машина проходит, буксуя. К концу дистанции скорость в лучшем случае достигает 25-30 км/ч. Можно сказать, что "разгон" - оценка "фрезерных" свойств шины, ее способности вгрызаться в покрытие, чтобы затем оттолкнуться от него. Результаты испытаний сведены в таблицу, прокомментируем их. Мягкий снег при минус 18°С (первый столбец таблицы) - э то слой легкого, пушистого снега поверх накатанного основания. Слой довольно толстый, не дающий работать шипам, которые Шина модели И-508: а - без шипов; 6 - в ошипованном варианте. Шипы располагаются в шесть рядов (по три на каждой "половинке" покрышки) если этой шиной провести по льду, останется шесть бороздок. Всего шипов 128 - больше, чем ф на любой другой отечественной покрышке. до более твердого снега просто не достали. На этом покрытии шины с шипами и без таковых практически равноценны - разница всего в полпроцента. На твердом и укатанном при минус 11°С снегу шипы дают уже ощутимое преимущество. Резина здесь начинает пасовать, механизмы ее сцепления с поверхностью ослабевают. Козырной туз шипов - способность работать на твердом гладком льду. Теперь они выходят на первый план, оставляя рисунку протектора и свойствам резиновой смеси вторые роли. Разница в 33,3% это убедительно доказывает. Но обратите внимание, как сократился путь, пройденный автомобилем за 5 секунд! Машина успевала проехать меньше 10 метров, тогда как по снегу - около 20. Последний заезд - по близкому к таянию "мягкому" льду (температура воздуха минус 1СС). Разрыв между шипованными и обычными шинами немного сокращается: на мягком льду получает возможность поработать и протектор. Блокам резины под силу внедриться в покрытие, "зацепиться" за деформируемый лед.Испытание "разгон и»i iiОценка интенсивности разгона и тормозных качеств Путь, м (%) Шина Мягкий снег, -18°С Твердый снег, -1 ГС | Укатанный снег, -1 °С Лед. -10=С Лед,-1=СРазгон И-508, шипы И-508 21,3(100) 21,4 (100,5) 21.0(100) 19,0 (90,5) Торможение И-508. шипы И-508 14,2(100) 15,0 (105,6) 18,3(100) 19,1 (104,4) 16,6(100) 17.6 (106,0) 28,1 (100) 48,0(170.8) 29,6 (100) 43,6(147,3)-8,7(100) 5.8(66,7)9,9(100) 7.5 (75.8)Ш11И1111111"ЧИ111ТОРМОЖЕНИЕАвтомобиль разгоняется до 40 км/ч, водитель включает нейтральную передачу и нажимает педаль тормоза "в пол". С заблокированными колесами машина скользит до полной остановки. Влияние шин натормозные качества автомобиля на разных покрытиях оценивают по длине тормозного пути (см. таблицу). Заезды на торможение обычно проводят одновременно с разгонами. Поэтому условия для двух этих испытаний в таблице одинаковы, а вот результаты нужно оценивать по-другому: при торможении чем больше путь, тем хуже работает шина. По сравнению с предыдущими тестами (разгон) немного разнообразились условия - добавился еще укатанный снег при минус 1°С. Такое покрытие не изменило общей картины - шипованные шины демонстрируют небольшое преимущество на снегу и оставляют конкурентов далеко позади на льду. Особенно впечатляет разница в 70% на твердом льду - здесь на обычных шинах торможение становится большой проблемой. Еще раз подчеркнем коварство ледяных покрытий - чтобы остановиться, нужен в 2-3 раза больший путь, чем на снегу. Не стоит забывать это, выезжая на зимнюю дорогу.* * *Итак, что же предпочесть - ошипованные или обычные зимние шины? Ответ зависит от условий, в которых предстоит работать колесам. Вкратце результат применения шипов на шинах И-508, да, собственно, и любых других колесах, таков: они расширяют "рабочую зону" зимних шин, придавая им способность работать на льду и весьма укатанном, твердом снегу. Казалось бы, обяжи всех, по примеру скандинавов, использовать зимой шипованные шины - и проблема аварийности решена. Однако для нашей большой страны с многообразием климатических условий такое решение не подходит. Да и стоятшипованные колеса не в пример дороже обычных (иногда в 1,5 раза). На асфальте шипы скорее даже вредны, чем бесполезны - они разрушают дорожное полотно. Не случайно применение шипов кое-где ограничено, а то и запрещено (там, правда, и зимы малоснежные). Шипы отнимают площадь у пятна контакта протектора с асфальтом. Подтверждение тому - результаты испытаний: при экстренном торможении с 80 км/ч на мокром асфальте при плюсовой температуре шипованные шины проигрывают обычным 5-6%. Правда, на фоне 70-процентного преимущества при торможении по льду этот недостаток выглядит несущественным. Итак, если ваши зимние маршруты ограничены дорогами большого города, где на асфальте улиц или жидкая темная "каша", или белые разводы соли - на шипованные колеса вы потратитесь, скорее всего, зря. Приходится часто выезжать на настоящие "зимники", где между твердым покрытием и колесами мощный слой снега, а иногда и льда - предпочтительнее использовать шипованные шины. Если же вы постоянно вынуждены преодолевать наледи, ездить по твердым скользким покрытиям (укатанный снег, лед) - без шипов точно не обойтись. Возможно, они понадобятся всего один раз, когда вы попадете на "каток" - зато избавят от крупных неприятностей. Окупят ли себя ошипованные шины в каждом конкретном случае - решать вам, еще раз внимательно ознакомившись с результатами зимних испытаний. Делаем поправку к материалу "Примерка зимней обуви" (ЗР, 1997, № 9). Ныне шины Тудьир Ультра Грип-5" подешевели (к сезону) и стоят $75 за штуку. ЗА РУЛЕМ 11/97 21