бокового кармашка извлекается "резерв", предусмотрительно купленная бумажная карта - и минут через двадцать мы все же подъезжаем к "Парк-отелю". Весь вечер мы не без пользы потратили на размышления: в чем причина нечеткой работы навигатора? Первое, конечно. очевидно - не все улицы города прописаны" на CD-ROMe, носителе информации для системы (хотя при этом они входят в общий список улиц). А вот вторая трудность связана с тем, что... Вольфсбург -ЛОЦМАН, МЕДИК, IUIGMEHПрактичные американцы задумались хорошо, что электронно-спутниковый навигатор указывает им дорогу, но нельзя ли извлечь из этого дополнительную выгоду? Идея появилась довольно быстро - ведь если спутник в любой момент может точно вычислить координаты автомобиля, это заметно упрощает работу многих служб - скажем, поиск места аварии или преступления (если на водителя напали), розыск угнанной машины и многое, многое другое. Компания "Форд" первой предложила использовать спутники для оперативного вызова медицинской помощи, а также борьбы с воровством. Разработка носит название RESCU, это можно перевести как "блок дистанционного оповещения об опасных случаях с помощью спутниковой и сотовой связи", ее устанавливают, в частности, в автомобили "Линкольн-Континенталь" с 1996 года. В систему входят две кнопки, расположенные на консоли, передающее устройство и управляемый голосом сотовый телефон. В случае необходимости водитель просто нажимает одну из двух кнопок - для вызова скорой или технической помощи. Оператор отвечает на звонок, а спутник определяет точное местонахождение автомобиля (кстати, сейчас персонал американской службы спасения нередко испытывает затруднение - водители, набирающие известный даже ребенку номер 911, не могут точно сообщить, где они находятся). RESCU обладает и противоугонной функцией: если водитель не назовет личный пароль, оператор свяжется с ближайшим полицейским управлением. Компания "Форд" провела испытания своей системы в восьми районах страны, в городских и пригородных условиях. Связь устанавливалась в 96 случаях из 100. а помощь приходилось ждать в среднем около 11 минут. Заметим, что для скорой помощи это неплохо, а вот для полиции, пожалуй, слишком медленно. "Фордовская" разработка, в действительности, может считаться лишь первой ласточкой в классе подобных устройств в США. Национальная служба безопасности на дорогах (НСБД) заявила о своей готовности в течение двух лет разработать помещаемый в автомобиле прибор, связанный с 24 спутниками. Это устройство не только укажет точное местонахождение автомобиля в случае аварии, но и автоматически вызовет скорую помощь. При этом датчики системы, установленные на машине, способны отличить серьезную аварию от "легкого контакта". До последнего времени подобные технологии принадлежали только военному ведомству, для которого их цена не имела главного значения. (Заметим, предполагается использовать практически стандартные спутники-шпионы.) Для рядовых потребителей цена, безусловно, более важна - и тем не менее по результатам опроса почти 90% американских покупателей предпочли бы автомобили, оборудованные такими устройствами. Хотя, возможно, еще не успела развернуться контрреклама - ведь представьте, какие возможности контроля (даже слежки!) открывает эта система.STflDT: iСDЕ НIJ КL ОР QR S UWX VZЙ оо•о 3 ЧБ6 7 FG МN ТU . --401г8 3б—I DUSSELDORF•STRflSSE ZENTRUM PflRKEN кHOTEL WEITERE-40А НУЖЕН HI СНПН ?Российская разработка, выполненная в МГУ группой Алексея Осокина, вовсе не предполагает использование спутников. Как же происходит "привязка к местности" в Этапы работы с системой: а - набираем название города... 6 - ...а также, что нас интересует - улиэтом случае? цы, центр, парковки, отели, бензоколонки... в Если у вас телевизор с дистанционным нажимаем ENTER - и выясняется, что мы - вне дороги! управлением, вы. меняя программу, посылаете ему с пульта кодированное сообщение. небольшой город. Если, скажем, в Берлине Для этого на пульте есть один или два инфили Гамбурге можно двигаться "по азимуту" ракрасных светодиода, а в самом телевизоре - в нужное место ведет множество воз- соответствующий приемник и декодер. А можных маршрутов. - то в городке, проскотеперь представьте, что приемник и декодер чив необходимый перекресток, зачастую размещены на автомобиле, а пульт со светоисправить ошибку можно единственным пудиодом (точнее, в этом случае - с маломощтем - вернуться к этому перекрестку и проной инфракрасной лампой) - на столбе, скажем, рядом со светофором. Итак, лампа нам ехать его в правильном направлении. Вы, быть может, удивитесь, но вывод может передать сигнал. Если месторасполотаков: система полностью доказала свою жение лампы нанесено на карту - мы уже абработоспособность. Будь в ее памяти босолютно точно знаем, где находится наш авлее детальная карта - и нам не пришлось томобиль. А если таких ламп много? Общая схема такова - в городе через кабы кружить-вальсировать по Вольфсбургу, а оставалось лишь пожалеть разве что об ждые 150-200 метров установлено по одной отсутствии автопилота, полностью заменяинфракрасной лампе с индивидуальной характеристикой излучения. Таким образом, авющего водителя. 38 ЗА РУЛЕМ 11,47 томобиль с декодером (он невелик, легко поместится ив кармане пешехода) всегда надежно "привязан" к карте. Карта же, в самом дешевом варианте, может быть бумажной, лишь с нанесенными точками расположения памп. Более дорогой вариант - соединенный с декодером компьютер-ноутбук, который укажет местоположение машины на экране. Система способна передать водителю и другую актуальную информацию, скажем, о знаках, ограничениях движения, а также о магазинах, бензоколонках, банках и т.д. Рассматривая московскую разработку, можно заметить, что ее возможности примерно такие же, как иу "спутниковых" систем, разве что позиционирование (±50-100 метров) гораздо менее точно. Зато цена не в пример ниже - одна лампа стоит около 150 тыс. рублей (для Москвы их нужно примерно 2000 штук), декодер - 400 тыс., а ноутбук с достаточными возможностями - около миллиона рублей. Что, в отличие от западных систем, по карману и российским городам, и большинству наших автомобилистов.