РИЙ БАШМЕТ:Творчество Юрия БАШМЕТА, выдающегося музыканта, "первого альтиста мира", дирижера и руководителя известного оркестра, неизменно вызывает интерес у ценителей камерной музыки, у прессы и телевидения в России и далеко за ее пределами. Специалисты, музыкальные критики говорят о жгучем обаянии личности и видят в этом один из истоков таланта и успеха. Наши коллеги-журналисты порой разводят руками: человек-загадка, взять у него интервью почти невозможно - вся жизнь расписана по минутам. Это правда - но для "За рулем" Юрий Башмет сделал исключение. И совсем не случайно: он заядлый водитель и автомобиль играет в его жизни далеко не последнюю роль. - Юрий Абрамович, вы, как музыкант, достигший таких высот, безусловно, человек состоятельный. Тем не менее на концерт или репетицию, где предстоит нелегкий труд, нервное напряжение, вы всегда отправляетесь за рулем автомобиля. Знаем, что и на гастролях в Западной Европе часто переезжаете из города в город, покрывая многие сотни километров, - и опять-таки сам управляете автомобилем. Не проще ли нанять водителя? - Может, когда-нибудь и найму, но пока, особенно перед концертом, мне лучше самому вести машину. Ощущение скорости за рулем создает подобие того мира, который исчисляется в другом временном измерении. А концерт - это страсть, это уход в другой мир. Ощущения за рулем здесь в чем-то схожи. Интересно, кто-нибудь задумывался над тем, почему водители почти всегда понимают друг друга, даже если движутся в противоположном направлении, на разных автомобилях с разной скоростью. Пространство внутри автомобиля - это и есть уже другой мир. Вы приобретаете в нем возможность двигаться в любых направлениях, можете принимать разные позы. Глупо, скажем, считать, что чистый автомобиль лучше отрегулирован, чем грязный. Однако если помыть машину, то появляется ощущение, словно она прибавила в динамике, скорости. - Согласен. Ночью в ясную погоду всегда кажется, что мотор стал мощнее. 68 ЗА РУЛЕМ 11/97 - Вот-вот. Можно привести тысячу подобных примеров, И все это - другое измерение, совершенно иные ощущения, которые появляются в автомобиле. За рулем концентрируешь свое внимание на дороге, но ведь ио другом думаешь гораздо более продуктивно. Люблю ездить в машине один - это очень хорошее одиночество. Ты один, но не одинок: вокруг тебя другие машины, в них люди, весь мир. Это очень хороший баланс. На большой скорости так часто возникают точные мысли и приходят правильные решения. - Один знакомый музыкант сказал мне как-то, что музыку в машине не слушает: его отношение к ней настолько серьезно, что он не может совмещать ее с чем-то другим. А как у вас? - Мы с этим музыкантом принципиально расходимся. Я, когда это возможно, использую время в автомобиле, чтобы без помех, без посторонних прослушать произведение. Конечно, когда речь идет о записи, допустим, перед выходом пластинки, то надо сесть в тишине с блокнотом. В этом случае автомобиль не подходит. В других, если я за рулем, это происходит автоматически, то есть можно спокойно слушать музыку. - Представим себе: вы опаздываете на концерт иу вашей машины спустило колесо. Что вы будете делать? - После высказанных вслух или про себя сильных слов, присущих только русскому языку, определяю "корень ситуации": ничего страшного, в общем-то, не случилось на концерт я все равно попаду, так или иначе. Здесь дело в другом. Машина - очень мощный атрибут того, что мы называем мистикой в нашей судьбе, это, если хотите, колоссальный барометр нашего внутреннего состояния. - Вы хотите сказать - то, что происходит с автомобилем, никогда не происходит случайно? - Бывает, из-за какой-то задержки на дороге пришлось опоздать туда, где, как потом выяснилось, тебе вовсе не надо было быть. В результате - не виноват, что не приехал, а дело решилось в твою пользу. Скажите, чем не громоотвод? А в общем, автомобиль, как известно, дает независимость, свободу и мобильность. - У вас автомобильная семья: женаНаташа давно за рулем. Я видел, как перед домом одиннадцатилетний сын разворачивался на автомобиле без посторонней помощи. Дочь уже уверенно водит "Джип-Рэнглер". Это ваше влияние? - Увидеть сына за рулем было для меня сюрпризом. Хотя помню, что когда-то сначала дочь, потом сына сажал на колени и они просто рулили. Может, и это повлияло. Жена долго не решалась сесть за руль. Я часто уезжал на гастроли - машина простаивала, хотя очень помогла бы ей. Однажды подруга Наташи - скрипачка сказала: неужели ты думаешь, что водить автомобиль труднее, чем научиться играть на скрипке? Эти слова как-то "зацепили" супругу, она стала учиться и сейчас замечательно водит. Вот и сына научила разворачиваться. Вначале я ничего не понял: на пригорке автомобиль сам, без водителя маневрирует. Оказалось, за рулем сын, которого просто не видно. - Какой у вас был первый автомобиль? - "Запорожец". - Сейчас вы ездите на "Мерседесе300" с кузовом купе, выпуска 1989 года, хотя можете позволить себе и более новый, и более дорогой автомобиль. Чем это объяснить? - Это привязанность, даже любовь. Я влюбился в черты моей, как мне кажется, очень элегантной, машины. Ведь купе всегда выглядит, согласитесь, изящнее седана. Автомобиль дорог и по другой причине: покупал его вместе с моим другом, теперь, увы, уже умершим, скрипачом Олегом Каганом. В 1989 году приобрести такой "Мерседес" было для меня событием. В нем есть все мыслимые и немыслимые "экстры", будь то АБС или люк в крыше. По моему уровню