104
105
щщгщшттКУРС НА ВОСТОКЗаметки зрителяСент улице в предместье австрийского городка Шпильберга. Из стойла доносится мычание коров, а совсем рядом, на лугу - столпотворение: автомобили, люДи, автомобили. Сейчас не до коров - здесь стоянка для машин тех, кто хочет своими глазами увидеть гонки формулы 1. А они, подумать только, не проводились в Австрии целых 10 лет!ДЕЛАЙТЕ СТАВКИ, ГОСПОДА!Да, 21 сентября 1997 года на этом зеленом пятачке можно было неплохо заработать: 50 шиллингов (более $4) за парковку. "Жаль, что Гран-при у нас не каждое воскресенье", - шутит распорядитель. А что творится в палаточном лагере, который, похоже, оккупировал все ближайшие лощины и высотки! За 1600 шиллингов вы можете со своим домиком на колесах на все три дня вписаться в местный ландшафт. Те, кто предпочитает жить покомфортнее, рассчитывают на гостиницы в окрестных городках и деревнях(400-500 шиллингов за одноместный номер). Ехать сюда, скажем, из Вены не меньше трех часов, но поторопитесь заранее - иначе застрянете в пробках (улицы-то в деревнях нешироки) и места у трассы достанутся самые плохие - на билетах указан только номер трибуны. Купить заветную "Eintrittskarte" (входной билет) не проблема - в кассе стоит 4 тысячи шиллингов, с рук - 3 тысячи. В толпах болельщиков, шагающих к трассе, не только австрийцы. "Пусть победит сильнейший - значит, Шумахер!" - кричат парни, прибывшие из Франкфурта. Таких фан-фупп тут хватает того и гляди, вспыхнут искры немецко-австрийского противостояния. Местные до умопомешательства болеют за своего Бергера: "Только подождите до следующего года, - кричат они в ответ немцам. - Этот Шуми вам надоест. Столько Шумахеров вообще не должно быть". Легкая пикировка у ларьков с сосисками заканчивается мирно - распитием белого австрийского пива, а потом все дружно и не стесняясь метят зафадительную сетку. Тем временем праздник, чем-то напоминающий восточный базар, разгорается. Трасса "Остеррайхринг", как уже упоминалось, была закрыта 10 лет назад. Сегодня после коренной реконструкции - это один из самых быстрых треков мира. Длина его - 4,319 км. И вот долгожданный дебют этапа формулы 1 при стечении огромного множества людей. Новая трасса, новые люди: много коротких стрижек, стильных джинсов, модных ботинок - восхищение автоспортом стало не просто хобби, а•Успех гонки часто решается во время замены покрышек. Предприимчивые имиджмейкеры команды "Скудерия-Феррари-Мальборо" даже открыли на стадионе курсы для зрителей. этаким шиком. Типичное движение руки сидящих на трибуне - "бросок" к мобильному телефону. "Маша, ты меня слышишь, - не удивляйтесь, среди зрителей есть русские, - быстро включай телевизор, может, меня увидишь. Я поставил на Вильнева". Немудрено: тот вчера показал лучшее время на круге и займет первую позицию на старте. На квалификационные заезды гонщикам отводится один час. Но прошло уже целых 15 минут, а никто не хотел выезжать на трассу. Лидер чемпионата Михаэль Шумахер (Германия, "Скудерия-ФеррариМальборо") появился только на 35-й минуте и, проехав круга три, исчез в боксах - у него оказалось только 9-е время. Вильнев добился лучшего показателя на предпоследней, 59-й (!) минуте. Ну что ж: ваш покорный слуга, невзирая на девятое место Шумахера на старте, поставил на двукратного чемпиона мира.т - -• •• *ЧА•-. -*^и^:•'^WКОГДА ОЧЕНЬ МНОГО ХОЧЕШЬ"Таков спорт: когда очень много хочешь - ничего не получается" - эти слова принадлежат любимцу австрийской публики Герхарду Бергеру. Словно в их подтверждение местный кумир по техническим причинам задержался в боксах. После старта он лишь замыкал группу отстающих. А возглавил гонку дебютант сезона - Ярно Трулли. Он не так давно пришел в команду Проста, заменив травмированного француза Оливье Пани. Ох, как хотелось 23-летнему итальянцу доказать, что выбор шефа правильный. Уже после первого круга он - лидер, опередивший финна Хаккинена, которому пришлось выруливать свой "Мак-Ларен" на обочину - возникли неполадки в двигателе "Мерседеса". Итальянец все дальше уходил от преследователей, ближайшим из которых на 24-м круге стал Вильнев. На 37-м круге Трулли едет на заправку и инициативу перехватывает Вильнев. Шумахер был уже четвертым. И здесь ох, плакали мои денежки! - двукратный чемпион мира "прокалывается" на желтом флаге (требование гонщикам не совершать обгоны). Еще не забыт Сильверстоун 1994 года, где Михаэль, как посчитали судьи, проигнорировал черный флаг, после чего был отстранен от двух гонок и чуть не упустил чемпионское звание - всего одно очко проиграл ему тогда англичанин Хилл. Теперь же на этом пути104 З РУЛЕМ 11/97 А у Шумахера, да иу "Феррари" появилась "желтая опасность". Попробую воспроизвести те драматические события, опираясь на личные впечатления и свидетельства самих гонщиков после финиша. На злополучном 37-м круге Алези и Ирвин после небольшой "потасовки" вылетают с трассы, судьи выбрасывают желтый флаг. Его-то и не заметил Шумахер. Потом он признал ошибку, но вряд ли кто усомнился, что сделана она умышленно. "В будущем, - сказал с досадой Михаэль, - сигналы должны быть более четкими. Здесь же флаги показывают только с внешней стороны - там, где обычно стоят коровы". Но как бы то ни было, за ошибку пришлось расплачиваться принудительной остановкой в боксе на 10 секунд. Как курьез расценили журналисты тот факт, что гоночным комиссаром на австрийском треке был венский юрист Петер Зохе из того состава жюри в 1994-м, который дисквалифицировал Шумахера на две гонки. Это всего лишь версия, но, как мне показалось, судьи первыми начали опровергать тезис "Если очень много хочешь, ничего не получается". На 40-м круге после недолгой остановки в боксе Вильнев обгоняет Трулли. Казалось, достать итальянца на трассе невозможно. Но в который раз уже в этом году все решила быстрота механиков при замене покрышек и заправке. Правда, если бы не десятисекундный штраф Шумахеру (он отбывал его на 50-м круге), красивая могла бы получиться борьба на этом этапе гонки: ведь на 46-м круге чемпион шел уже третьим. А когда на 59-м круге у Трулли задымил мотор, Михаэль мог быть уже вторым. Но из-за штрафа оказался лишь на седьмой позиции. Потом трибуны ахнули еще раз - когда Шумахер за два круга до финиша, порядком рискуя, обогнал своего давнего соперника Хилла. С единственным очком (за шестое место) он сохранил лидерство в чемпионате, но теперь уже весьма зыбкое. А в Австрии победил сильнейший - Жак Вильнев. Своим шестым успехом в этом сезоне и десятой победой в гонках формулы 1 (всего за его плечами 'За несколько минут до старта: |настройка компьютера. | 30 этапов) франкоканадец вновь сделал ситуацию перед последними тремя гонками - в Германии, Японии и Испа! • ний - до предела I ^^*Я накаленнойЧТО ЖДЕТ ВПЕРЕДИКогда выйдет этот номер журнала, сезон в формуле 1 уже закончится. Если бы не Гран-при Австрии, я поставил бы на итоговую победу Шумахера. Но. похоже, заглядывая в будущее формулы 1, нельзя руководствоваться одними эмоциями. Это касается не только личных пристрастий. 4 декабря Европейский Союз должен вынести решение о запрещении табачной рекламы. Это означает, что сильнейшие команды формулы 1 вполне могут оказаться без главных спонсоров: "Вильяме" - без "Ротманса", "Феррари" - безМожет, появится в календаре еще один этап в Японии: возможно, построят треки в Южной Корее. Китае и Малайзии. В Австрии Экклстоун объявил о планах возобновления этапа формулы 1в США. Сомнительно, правда: янки любят свои гонки, до европейцев им нет дела, иначе формула 1в свое время не ушла бы из Америки. Эти соревнования нужны Европе. И, думаю, последние три этапа должны еще раз доказать это всем. Вот почему организаторам так важно, чтобы до последнего круга на треках формулы 1 шла от-ыШШ'ШтшшшшШчаянная борьба (а для этого сгодятся и черные, и желтые, и синие флаги), чтобы чуть ли не на последней минуте определился силь"Мальборо", а "Мак-Ларен" - без "Веста". В нейший. такой ситуации старый континент сможет На том и держится интерес к автоспорпровести от силы две-три гонки только в лоту, в этом его гипнотизирующая привлекаяльных к табаку странах. Шеф и хозяин фортельность и красота. Если миллионы людей мулы 1 господин Экклстоун говорит, что по(только в маленькой Австрии гонки за три верит в это только тогда, когда закон ляжет дня посмотрело около 220 тыс. зрителей) ему на стол. Но как опытный бизнесмен с едут за сотни миль, чтобы услышать возбуразмахом и связями, он уже принял меры. ждающие кровь звуки мотора, увидеть люСреди них возвращение формулы 1в Австбимых пилотов, их умопомрачительные борию - к границам со славянскими землями. лиды - значит, формула нужна странам и Забыты разговоры о закрытии трассы в Венконтинентам, без нее просто невозможно грии - все там теперь прекрасно окупается. представить мировой спорт нынешнего и будущего веков. Ну, а ежели формула 1 двинется на Гран-при Австрии Восток - может, господин Экклстоун поста1. Ж. Вильнев (Канада, "Ротманс-Вильямс-Рено") - 1 ч 27 мин 35.999 с; 2. вит и на Россию, в которую он, было время, Д. Култард (Великобритания. •Вест-Мак-Ларен-Мерседес"), отставастремился, а потом потерял к ней интерес. ние - 2.909 с. 3. Х.-Х. Френтцен (Германия, "Ротманс-Вильямс-Рено") 3.962 с. 4. Д. Физикелла (Италия. "Джордан-Пежо") - 12,127 с; 5. Р. ШуНо, похоже, ветер подул в нашу сторону. махер (Германия. "Джордан-Пежо") - 31,859 с; 6. М. Шумахер (ГермаПетр МЕНЬШИХ ния, "Мальборо-Феррари") - 33,411 с. Фото автораЗА РУЛЕМ 11/97105