НАМ НУЖНА НЕ КОНФРОНТАЦИЯ,Знаете, какая мне вспомнилась история? В начале 70-х, когда я был еще студентом и даже не помышлял о карьере руководителя Государственной автоинспекции, произошел такой случай. В день моего восемнадцатилетия, в Карелии, на практике, меня попросили куда-то съездить на казенном "Москвиче". К тому времени я уже имел "права" и неплохо управлял грузовиком. Но по сути, это была моя первая самостоятельная поездка. Разогнался, а на крутом повороте, почувствовав, что не вписываюсь, резко нажал на тормоз... Цирк. Машина вылетела на обочину, перевернулась в воздухе и встала на колеса. Здорово, правда: 18 лет, первая поездка, первая авария... Сижу на обочине, жду ГАИ. Помню, мимо меня проехало 15 человек. Четырнадцать спросили: "Пьян?", а один - "Чем помочь?". Рассказал это к тому, что отношения "За рулем" не раз писал (и даже один водителей между собой, к ГАИ мне хорошо раз провел опрос читателей) о том, каким должен быть Закон, чтобы не наруизвестны. Далее: конфронтация между водитешать права автомобилистов и при этом лем и сотрудником автоинспекции могла защищать порядок на дорогах. Были возникнуть во все времена. И еще одно: товнесены конкретные предложения, с гда восстановить справедливость было которыми мы ознакомили законодавсе-таки проще, чем теперь. тельную и исполнительную власть. Собственно, наивной надежды, что все То, что происходит сегодня, не удовлеизменится, как по мановению волшебтворяет никого. Ни автомобилистов, котоной палочки, - инспекторы ГАИ перерые по большому счету бесправны и при станут брать взятки, злостных нарушитом, что в любой момент могут быть оштрателей постигнет справедливое возмезфованы, ездят по дорогам, где нет должнодие, движение будет организованно и го порядка. Ни государство (а именно его безопасно - не было. Рассчитывали хопредставляет Госавтоинспекция), которое тя бы сдвинуть с мертвой точки пробежегодно теряет десятки тысяч граждан, лему, подтолкнуть власть к ее решепогибших в ДТП, и лечит сотни тысяч челонию. век, пострадавших в дорожных авариях. Каково же было удивление, когда приПожалуй, положение дел устраивает тольшло известие: принято решение о коко преступников (а как иначе назовешь ренной перестройке работы ГАИ. Об взяточников в системе ГАИ и, как теперь говорят, "крутых" нарушителей Правил). этом событии, о том, какова сейчас сиМожно задавать вопросы: кто виноват туация в дорожном движении и как на в сложившейся ситуации, почему работа нее повлиять, говорит начальник ГУ Госавтоинспекции недостаточна эффекГАИ МВД России, генерал-лейтенант тивна? Ответы, наверное, уже известны. Владимир ФЕДОРОВ. Во-первых, ежегодный прирост транспортных средств в России - 1,3 миллиона, и количество машин продолжает увеличиваться с той же скоростью. Во-вторых, основные магистрали перегружены в два-три раза, а плотность дорожной сети в крупных городах в два раза меньше, чем нужно. Втретьих, развалились государственныеЗА РУЛЕМ 11/97транспортные предприятия с налаженной системой контроля безопасности. Сейчас чуть не 90% грузов перевозят частники на автомобилях в жутком техническом состоянии. Добавьте сюда независимость субъектов Федерации, расформирование министерств и ведомств - в результате никто ни щ за что не отвечает... А теперь скажите: как ГАИ, имея, по сути, единственный инструмент - давление на водителей, - может "урегулировать ситуацию"? Кстати, я уверен: от частого и не всегда уместного применения методов принуждения нет ничего, кроме вреда. Возникает противостояние автоинспектору со стороны водителей, рождается непонимание предназначения ГАИ, необходимости соблюдать Правила дорожного движения. Словом, вместо того, чтобы устанавливать порядок на дороге, мы создаем предпосылки к его нарушению. Конечно, руководство ^ ГАИ никогда не мирилось с таким положением. Были попытки перейти к новым, отвечающим времени, формам работы. Но... Перечисление причин, почему они не удавались, займет слишком много места. И вот возникла необходимость более решительных действий, потому что ситуация стала просто критической. Какова главная задача Госавтоинспекции? Я считаю - обеспечить участникам дорожного движения высокий уровень защищенности от ДТП и преступлений. И чтобы решить ее, нужно перестроить всю нашу работу. Да-да, мы при- а шли к необходимости коренным образом изменить деятельность ГАИ. Так родились основные положения "Проекта концепции дальнейшего развития и совершенствования Госавтоинспекции" - документ, в котором заложены новые принципы работы. Наверное, покажется интересным девиз документа - "Доверие и безопасность". Одно это говорит, что мы стремимся к тому же, к чему и любой автомобилист страны. А раз так, то приняли еще одно важное решение: обсудить основные положения проекта концепции с вами, уважаемые читатели "За рулем". Мы считаем, что именно читатели этого журнала - наиболее, как раньше говорили, передовой отряд отечественных авто- Ш мобилистов. И знать ваше мнение важно. А СОТРУДНИЦКОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ГАИТо, что вы прочитаете ниже, может показаться суховатым и сложноватым для восприятия. Но все-таки постарайтесь вникнуть в текст. Ведь именно этому документу регулировать завтра дорожную ситуацию, наши с вами взаимоотношения и ав# томобильную жизнь страны вообще. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение ГАИ. Чтобы обеспечить правовой статус ГАИ, как специального органа госнадзора и контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, нужно привести нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ГАИ, в соответствие с федеральными законами и международными правовыми стандартами. Что это означает, например, для конкретного водителя? То, что исчезнут нынешние противоречия между Правилами и КоАП, ими обоими и ведомственными инструкциями. Скажем, закон говорит, что не нужна нотариально заверенная доверенность на управление автомобилем, а автоинспекция ее требует. Или, скажем, по закону нельзя брать в залог удостоверения личности, а водительские права отбирают у нарушителей. Можно обсуждать, хорошо или плохо поступает автоинспектор, но бесспорно: противоречия с законом быть не должно. Надо менять или его, или инструкции ГАИ. Еще это нужно, чтобы лишить возможности субъекты Федерации, другие ведомства (экологов, транспортную инспекцию и прочих) "творить" свои инструкции в нашей сфере деятельности. Необходимо принять, как минимум, три закона: "Об обязательном страховании гражданской ответственности водителей автотранспортных средств", "Закон о ГАИ" и "О ПДД". Усовершенствовать правовой механизм взаимодействия ГАИ с другими службами органов внутренних дел, участвующими в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с преступностью. Совершенствование организационно-управленческой сферы предполагает децентрализацию управления при четком механизме взаимодействия с подразделениями милиции и муниципальными органами охраны порядка. На каждой территории будет свой главный государственный автоинспектор, которому станут подчиняться все местные подразделения ГАИ. Федеральная информационная система ГАИ для более эффективной работы должна быть интегрирована в единое информационное пространство МВД России. Впрочем, для рядовых автомобилистов е это, наверное, не очень интересно. А вот то, что коснется каждого - переход от визуального наблюдения за дорожным движением к использованию специальных технических средств, обеспечивающих выявление и документирование нарушений ПДД, исключающих субъективные оценки, конфликтные ситуации с участниками дорожного движения; переоценка тактики надзора за дорожным движением, внедрение новых, более эффективных методов надзора. Или, например, разработка системы периодической оценки профпригодности сотрудников всех должностных категорий ДПС (тестирование, зачеты, нормативы и т. д.). Это приведет к тому, что водители будут иметь дело только с квалифицированными, грамотными сотрудниками ГАИ. Еще: упрощение и унификация первичных документов и учетных форм (как результат, короче станут очереди в отделах ГАИ, проще процедуры оформления автомобилей и пр.).Е00•. Административно-правовая деятельность тоже изменится. Будет пересмотрена штатная численность, структурное построение подразделений административной практики, а в дальнейшем их сосредоточат в территориальных отделениях ГАИ (это значит, что, скажем, группы разбора будут в каждом подразделении). Безналичной станет оплата штрафов. И еще, ГАИ снова предлагает возложить рассмотрение дел об административных правонарушениях (а это - многие пункты ПДД) на городские (районные) суды. Для начала хотя бы те нарушения, за которые водителей лишают "прав". Отдельным пунктом выделено формирование автоматизированной базы данных о нарушителях Правил дорожного движения. Пожалуй, пока хватит - перечислять предполагаемые изменения можно еще долго. Впервые мы решили узнать о них ваше мнение. Поверьте, это не просто красивый жест: вот, мол, Госавтоинспекция протянула руку водителям. Нет, мы действительно хотим, чтобы новый документ (а "Концепция" в январе будущего года уже будет представлена к рассмотрению в правительстве) был подготовлен грамотно ис учетом всех пожеланий. Ведь только тогда он заработает. Если вас заинтересовали наши предложения, вы можете ознакомиться с проектом самого документа. Он опубликован в автоприложении к газете "Аргументы и факты", а также в газете "Щит и меч". Я прошу вас: пожалуйста, выскажите свое мнение. Можно написать в журнал "За рулем", можно - лично мне. А самый простой способ - позвонить по нашему "Телефону доверия": 222-64-85. Этот телефон установлен специально для оперативной связи с вами. По нему вы можете сообщить о любых проблемах, предложениях, замечаниях (а может, и высказать благодарность), касающихся работы ГАИ. Если вы разделяете "Концепцию", скажите просто "да". Поверьте, даже это маленькое слово мы расцениваем как вашу поддержку - а она нам очень нужна. Руководство ГАИ РФ не меньше вас переживает каждую несправедливость, допущенную инспектором в отношении водителя. Главк ежедневно ведет прием посетителей - мы разбираемся с каждым заявлением. И если наказание неправомерно я, невзирая на чины и звания, его отменяю. Недавно пришел молодой человек, которого одно из столичных подразделений ГАИ признало виновным в ДТП. Затребовали материалы дела, разобрались - не виновен! К сожалению, таких ситуаций становится все больше. Я считаю, что время, когда автомобилисты и Госавтоинспекция находятся "по разные стороны баррикад", должно уйти в прошлое. Ведь состояние конфронтации, в котором, увы, оказались сегодня ГАИ и водители, не приносит никому ничего хорошего. Ездить по дорогам становится все хуже и хуже. И только сотрудничество, только понимание, что у нас с вами одна цель - улучшение ситуации на дорогах, помогут сделать автомобильную жизнь приемлемой. ЗА РЛМ 11/97 УЕ 5