56
57
Пока речь идет лишь об организации на одном из участков автозавода отверточной сборки "акцентов". Это будет не конвейерная, а постовая, силами цеха малых партий, сборка автомобилей, изготовленных, испытанных и разобранных в Корее. Одна из задач достичь требуемого качества силами российского персонала под неусыпным контролем корейцев. Первая партия в 200 машин уже заказана. По составленному графику до конца уходящего года предполагается собрать две тысячи "акцентов". Всего же по проекту - пять тысяч. Контракт чисто коммерческий - то есть "Ижмаш" зарабатывает с его помощью деньги. В случае благополучного его выполнения ни у "Хёндэ", ни у "Ижмаша" не появится никаких дополнительных обязательств друг перед другом (хотя "Хёндэ" фигурирует в числе трех оставшихся претендентов на роль стратегического партнера). И соискатель этот весьма активный. Помимо описанной сборки, "Хёндэ" предлагает "Ижмашу" еще и силовой агрегат для "Орбиты" - сотрудничество сЗАЗ" послужит началом подъема украинской экономики. Во всяком случае, начнут получать полузабытую зарплату 20 тысяч запорожских автомобилестроителей (все они будут приняты в СП) и почти полмиллиона смежников. Особо оговорено, что количество рабочих мест первые три года останется неизменным. Переговоры в треугольнике Сеул - Киев - Запорожье тянулись три года. За это время представители "Дэу" не раз собирали чемоданы и покидали Украину, грозя не вернуться. Главным камнем преткновения было их требование поднять и без того высокую пошлину на ввозимые на Украину автомобили. Против этого дружно восстали официальные импортеры и дилеры почти всех представленных на Украине автомобилестроительных компаний. Их лобби в Верховной Раде оказалось достаточно сильным, чтобы заблокировать принятие "закона под "Дэу". Судьба проекта повисла на волоске, но в пос-уфимскими моторостроителями признано в Ижевске "тупиковым направлением" (так высказался генеральный директор "Ижмаша" на заседании Госсовета Удмуртии). Теперь можно предположить: если "Хёндэ" победит в Удмуртии, то на территории России ведущим южнокорейским производителем будут созданы две мощные опорные базы. Заводы в Балаково и Ижевске достаточно современны, компактны, расположены в регионах с развитой промышленностью - значит, не должно возникнуть проблем с квалифицированным персоналом, достаточно быстрой локализацией производства. Это не Узбекистан и не Украина, ставшие теперь хоть и ближним, но зарубежьем. А у "Дэу" в России лишь ростовско-таганрогский плацдарм. Но это - возможная перЛюбому мало-мальски опытному водителю эй(пШШЪщщ*' спектива. А вот "первые блины" ние от езды на автомобиле с "убитыми'} амортизаторами; ' • - "акценты" ижевско-балаков- его трясет, раскачивает, переставляет" по дорог»' ской "выпечки" мы сможем отКто-то, почуяв такие симптомы, мчится на сервис, кто-то отведать до конца года нынешнекладывает ремонт на потом (а зря!). Но чтобы специально го. И сравнить с узбекским "па- снять с автомобиля амортизаторы и предложить прокатитьдыром" от "Дэу". ся на нем по узкой, мокрой, извилистой дорожке!.. Зачем? Алексей СОЛОПОВ переезд - финиш. Да, уж боль- • ГВУИТЕ РАЗНИЦУ! Так специалисты фирмы но велика разница с эталонным "Монро" пытаются убедить в не"Фордом", на котором новые ледний момент был достигнут обходимости своевременно "Монро-Сенсатрак". Правда, поспасительный компромисс. проверять ив случае неисправследние восприняли поначалу Пошлину решили не повышать, ности заменять амортизаторы. как слишком мягкие, комфортпока не станет очевидным, что Ну а если точнее: берут два одные - но ис ними машина мона Украине производят в достанотипных автомобиля, на одном жет показаться спортивной, есточном количестве автомобили, из которых - комплект новеньли до того попробовать, что она не уступающие импортным. ких амортизаторов, а на втором вытворяет на "50-процентных". Правительственная пресса их эффективность снижена наподчеркивает, что "Дэу" не стаполовину (у него на капоте огЭДИНЕ "СЕНСАТРАКА" нет монополистом: закон, мол, ромными желтыми цифрами выПолтора часа на автобусе дает те же возможности любоведено "50%"). С него и начнем. от Брюсселя - и мы почти на му инвестору, который пожелаДизель под капотом бодро "окраине" страны в городе ет вложить в украинское автозаворчал, и вот уже первый поСент-Трейден: здесь завод мобилестроение 150 миллионов ворот. А это что такое? Пере"Монро". Всего их в Старом долларов. Формально это так. скочив через бугорок на асСвете шесть: два в Испании, в Факт, однако, что единственный фальте, "Форд-Эскорт" начал Англии, Чехии, Турции ив Бельв стране солидный производиздорово раскачиваться. Так, тегии (самый большой). На шеститель легковых автомобилей "анперь направо... Эй, дорогой, ты десяти трех тысячах квадратгажирован". Конкуренту, задукуда? Не рано ли срывать в заных метров немногим более тымавшему создать СП, придется нос передок, пусть даже под досячи инженеров и рабочих проиметь дело с предприятиями ждем ис "половинками" вместо изводят в год около десяти иного профиля - захотят ли? целых амортизаторов? Так... миллионов амортизаторов для В Польше "Дэу" обосновалГлавное - без суеты и резких самых разных автомобилей. ся третьим после ФИАТа и движений! Этот объект, похоТак уж заведено: знакомст"Дженерал моторе". же, почти неуправпяем, а приво с большим производством На Украине он первый - и дорожный столбик надвигается. для посторонних всегда начинанаверняка использует все возДальше буду поосторожней. ется с техники безопасности. У можности, чтобы остаться Дорожка петляет, вот участок нас на посетителя, скорее всего, единственным. брусчатки, несколько выбоин, нахлобучат каску, а здесь всем Леонид САПОЖНИКОВ разбитый железнодорожный выдают громадные желтые пла-56ЗА РУЛЕМ 11/97 НАМ НАСстмассовые чехлы на... носки ботинок. Видимо, вероятность того, что амортизатор свалится посетителю на голову, намного меньше возможности наступить на какую-нибудь острую железку. Кто есть кто, легко определить по одежке: в синем - рабочие, в зеленом - техники, в белом - господа инженеры. А в желтых клоунских башмаках -Некоторые сборочные операции выполняют вручную.визитеры, то есть мы. Правда, комическое наше обличье ни у кого не вызвало интереса. Сам завод на российского человека, знакомого с гигантами индустрии, большого впечатления не произведет. Аккуратные корпуса, люди не суетятся, трубы не чадят. Но и роботизированного завода-автомата в Сент-Трейдене мы не увидели. Есть автоматические линии, умные руки-манипуляторы, но немало операций выполняется старым, добрым, надежным методом - вручную. Ощущения "каждодневного трудового подвига" не возникает, между тем десять миллионов амортизаторов в год - это, как говорится,его строительство и оснащение вложено 310 миллионов бельгийских франков*, не считая еще 40-50 миллионов франков, которые центр потребляет ежегодно. Такова цена технического прогресса. В опытном производстве особая атмосфера. Нет шума станков - тишина, чистота, каждый что-то делает в своем углу. Специалисты собирают и довоне фунт изюма. Может быть, дят изделия, которые будут выдело не в суперсовременных пускать миллионными тиражастанках, а в организации произми завтра, а то и послезавтра. водства ив отношении персоВ техническом центре аморнала к своим обязанностям? тизаторы не только разрабатыПосмотрели, как делают из вают, здесь же они проходят исленты трубы, как покрывают пытания. Нет, не на автомобиле хромом штоки, как "выпекают" - это отдельная тема. Езду на из порошка поршни и, наконец, машине можно смоделировать: собирают, заправляют и упакоустроить африканскую жару или вывают амортизаторы. Честное арктический холод, можно муслово - есть у нас заводы или чить амортизатор несколько сот цеха, оборудованные не хуже. часов без перерыва. Только они сегодня чаще стоят, А это что за террариум? За чем работают. Или выпускают запотевшими стенками вместо такое, что лучше бы остановирептилий, опять же, амортизались. И все-таки обидно - есть торы. Здесь их проверяют на производство, есть руки, есть коррозионную стойкость. А вот головы... Кстати, о головах. звукоизолированная камера: в нее загоняют целый автомоГТ ИДЕИ ДО ПРОДУКТА биль и гидравлическое устройПоловина из тех десяти ство начинает имитировать домиллионов амортизаторов, что рогу со всеми ее неровностями. делает бельгийский "Монро", Посторонние звуки сюда не идет не в запчасти (которые попроникают, поэтому шум от ракупаем теперь и мы с вами), а боты подвески можно измерить на конвейеры производителей самым точным образом. А когда автомобилей. "Ауди", "Вольво", враг найден и тем более изме"Ниссан", "Рено", СЕАТ, "Форд", рен, бороться с ним проще. "Мерседес", "Порше"... Вот, скаЕще здесь есть химическая жем, "Фольксвагену-Шаран" и лаборатория - жидкости, кото"Форду-Гэлакси" понадобились рыми заправляют амортизатоособые амортизаторы. Чтобы ры, тоже требуют серьезнейших пол мини-вэна оставался плоисследований и контроля. А ским, их нужно было ставить еще... Нет, жаль все-таки, что под большим углом, в результате чего возникла нелинейная "Эскорты" с разными амортизаторами мы пробовали на зависимость между ходом коледовского" полигона. дорогах "форса и ходом поршня в амортизаторе. И что же? Придумали систему DCD - и характеристика амортизатора "подстроилась" под заданные условия работы. А для "Мерседеса" V-класса сотворили амортизатор, который работает в "дружбе и сотрудничестве" с пневматической подвеской переменной жесткости. Исследованиями, проектированием, испытаниями, доводкой занимается европейский технический центр "Монро". Внам здесь не позволили снимать. Технический центр - место, где хотелось бы задержаться на несколько дней. Но, увы... [ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО "СКЛАД" Наверное, каждый, кто пожил в обществе тотального дефицита, на всю жизнь сохранил благоговение перед помещением, именуемым "склад". Ведь здесь хранилось то, что приходилось "доставать" - по блату, с переплатой и т. п.. Эх, увидал бы тогда житель одной шестой части суши склад "Монро" в Сент-Трейдене! Отсюда товар расходится через дистрибьюторскую сеть полутора сотням тысяч клиентов в Европе, Азии и Африке. Но ив таком огромном хозяйстве - никакой суеты и беготни, только изредка проползет специальный погрузчик... Говорят, здесь хранятся амортизаторы не только для большинства автомобилей, выпускаемых сегодня, но и ко многим крепким "старичкам", что давно сняты с производства, но еще бегают по дорогам. Знают здесь и российскую технику. "Монро" производит амортизаторы для "Волги", "Газели", вазовских машин. Вотвот появятся они и для "сорок первого" "Москвича". Так что вся эта система - разработки, исследования, испытания, производство, маркетинг - работает и на нас с вами. Ей Богу, приятно сознавать, что в далекой благополучной Бельгии работают и ради того, чтобы неизвестный российский автомобилист сделал свой выбор в пользу именно этой фирмы. Игорь ТВЕРДУНОВ Фото автора* 1 бельгийский франк = 0,03 доллара США. ЗА РУЛЕМ 11/9757