208
РЕГУЛЯТОР ХОЛОСТОГО ХОДАНИ МИНУТЫ покояБорис ЕздаковЕсли при работающем двигателе «десятки» понаблюдать с помощью компьютера за регулятором холостого хода, вы поймете, что он отслеживает любые изменения в поведении двигателя, не говоря уже о пуске или остановке. Шток с иглой (клапаном) не стоит на месте, шаговый электродвигатель все время в работе - отсюда высокие требования к его надежности, износостойкости. Не случайно в его конструкции предусмотрен шарикоподшипник. Таким образом, регулятор холостого хода «отдыхает» только при выключенном двигателе. Весь достижимый диапазон перемещений штока разбит на 255 шагов, это обеспечивает высокую точность и чувствительность регулятора. Реально используемый диапазон примерно вдвое меньше. При пуске регулятор холостого хода, подчиняясь командам контроллера, выдвинет иглу в такое положение, при котором двигатель, еще непрогретый, устойчиво работает с достаточно низкими оборотами. На впрысковых машинах при прогреве он не «орет», как карбюраторный с прикрытой воздушной заслонкой. При этом положении регулятора больше не только расход воздуха, но и топлива: за соотношением следит программа. Конечно, прогрев требует дополнительных «дров», но ис карбюратором было бы то же самое. Любопытно, что регулятор холостого хода реагирует на каждое открытие или закрытие дросселя, меняя положение штока и расход воздуха. Самое непосредственное участие он принимает ив режиме торможения двигателем - по команде контроллера выполняет, например, ту же функцию, что ЭПХХ карбюраторной машины. Неполадки в регуляторе холостого хода часто возникают из-за того, что на штоке скапливаются смолистые вещества - об этом мы рассказали в мартовском номере журнала. Во многих случаях, промыв и смазав регулятор, удается избежать его преждевременной замены. Это касается и такой неисправности, когда пуск двигателя возможен только при нажатой педали газа (нажатой не сильно, иначе получится «холодная прокрутка», без подачи топлива). Дело в том, что шток может заедать ив «нулевом» положении, когда игла упирается в седло, перекрывая подачу воздуха. Если промывка регулятора не вернет ему работоспособность, остается только его заменить. ПКогда двигатель автомобиля выключен обычным порядком (от замка зажигания), шток регулятора втянут в корпус, положение соответствует 120 шагам, что зашито в программу контроллера.По мере роста температуры охлаждающей жидкости двигатель выходит на нормальный режим холостого хода, расход воздуха и топлива теперь минимальный. Это соответствует положению примерно 20-50 шагов - в зависимости от тонких индивидуальных особенностей или настроек двигателя.При выключении зажигания шток выдвигается до упора иглы в седло (положение «ноль шагов»), после чего отсчитывает 120 шагов назад, а при пуске (см. выше) весь цикл движений повторится. Это называют адаптацией регулятора холостого хода. Но повторные циклы адаптации отличаются от первого, «холодного», тем, что двигатель в прогреве не нуждается или (если слегка остыл) почти не нуждается. Иначе говоря, шток быстро приходит в положение для нормального холостого хода.