226
227
ТЕХНИКАИСТОРИЯ «КВАТТРО»ТРАМПЛИН ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ КОЛЕЦЕлена Чистякова, Алексей Воробьев-Обухов, Владимир Соле Фото: «Ауди» и Владимир Соловьев этом году исполнилось четверть века «кваттро» - так именуется трансмиссия 4x4 в исполнении «Ауди». Утверждать, будто постоя нный полный привод родом из Ингольштадта, было бы неверно. Правильнее сказать, что «Ауди» впервые положила его в основу собственной концепции легкового автомобиля, не предназначенного для бездорожья.Вмер, антиблокировочной системы тормозов. В современных «ауди-кваттро» крутящий момент между осями по-прежнему распределяется червячным «Торсеном», а с пробуксовкой борется электроника: она притормаживает проскальзывающее колесо. Таким образом, автомобиль будет двигаться, если хотя бы одно колесо сохраняет сцепление с дорогой. Концепция «кваттро» стала для «Ауди» настоящим трамплином для подъема на новый уровень марки в целом. Не случайно более четверти сходящих с конвейера машин оснащены полноприводной трансмиссией. Впрочем, в истории «Ауди» сочетание «трамплин» и «кваттро» встречается ив самом прямом смысле слов...ОТ«ИЛТИСА»ДО «ТОРСЕНА» Прототипом «кваттро» стал бундесверовский вездеход «Фольксваген-Илтис». Начальник отдела испытаний шасси Йорг Бензигер заразил идеей легкового 4x4 своего шефа - тогда главного конструктора «Ауди» Фердинанда Пиеха. В январе 1978 года были готовы два прототипа А1: 160-сильный пятицилиндровый бензиновый мотор с турбонаддувом - от 200-й серии, шасси и кузов от «Ауди-80», трансмиссия «Илтис» с измененной конструкцией раздаточной коробки. Продажи автомобилей с постоянным полным приводом под торговой маркой «Кваттро» начались в 1981 году в Европе ив 1983-м-в США. Продольное расположение двигателей на «Ауди» оказалось наилучшим для установки полноприводных трансмиссий. В первом поколении «кваттро» центральный (межосевой) и задний дифференциалы жестко блокировались вручную (порознь или одновременно) для преодоления сложных участков. Следующим вариантом стала полноприводная трансмиссия с вязкостной муфтой, которая подключала задние колеса при пробуксовке передних. В очередном поколении «кваттро» использовали червячный центральный дифференциал «Торсен», изобретенный американской фирмой «Глисон». «Торсен» реагирует на изменение крутящего момента, а не оборотов, как вязкостная муфта в режиме «подключаемого» заднего привода. Поэтому он позволяет всем четырем колесам вращаться независимо при отсутствии тяги, не препятствуя работе, наприВОТТАКОЕ КИНО!В 1986 году, когда на свет появился «Ауди-IOOCS Кваттро», его необычайные возможности рекламировали фотоснимком, запечатлевшим подъем на трамплин. Теперь по случаю серебряного юбилея «кваттро» задумали отснять целый ролик. Место за рулем предложили Харальду Демуту герою фотосессии восемьдесят шестого. Но пока плотники стучали молотками, меняя обшивку трамплина, простоявшего без дела с 1994 года, Харальд успел сломать ногу. Управлять же одной левой в столь ответственном заезде гонщик не решился... Наконец, трамплин отремонтирован, построена площадка для вертолета кинооператоров, мощный кран готов вознести «Ауди» на старт. А вдруг в конце пути откажет мотор? Ведь стояночный тормоз явно не рассчитан на уклон в 80%! Несложный расчет показал: покатись машина вниз, в момент отрыва она наберет 110 км/ч! А парашюта в списке опций версии «А6 4.2 кваттро» нет. Придумали страховочное устройство, разместив его на днище. Старт дан! Мотор набирает 4200 об/мин, машина разгоняется до 60 км/ч и уже через 9 секунд замирает на самом верху на отметке 47 м. Снято! Всем спасибо? Нет, еще десять дублей... Вот такое кино! D J.05/2005 227* ^