242
243
244
ЧЕМ ВЛЕКУТ ТРОФИ-РЕЙДЫАндрей Хорьков. Фото: Avtosport PR «Опять у них здесь эти ралли! Посмотрите, во что дорога-то превратилась! Говорили же в прошлый раз, не ездите через деревню!» - так «дружелюбно» встречали трофистов местные жители. В то же время они здесь и главные болельщики. Тонкие знатоки, способные по-настоящему оценить ожесточенную борьбу спортсменов с бездорожьем, пока приезжают редко.242 За рулем 05/2005А зря. Трофи-рейды - одни из самых зрелищных в автоспорте. Непосвященные поначалу отказываются верить, что, скажем, вон тот ручей с высокими глинистыми берегами можно преодолеть на машине. А потом с открытыми ртами наблюдают, как диковинные агрегаты вразвалку переползают через поток и со звериным рыком исчезают в чащобе.КАТКИ, ШНОРХЕЛЬ И БЭД-ЛОК За последние пять лет во «внедорожном движении» произошел качественный скачок. Увидев сегодня стандартный спецучасток и подготовленный автомобиль образца 2005 года, джипер из «далекого» XX века будет поражен. Он не знает, что в создание лучших машин нынче вкладывают десятки тысяч долларов, что команды обзавелись спонсорами, а в этих соревнованиях выступают «профи», ради гонок оставившие работу. Еще совсем недавно оснащенный лебедкой полноприводник можно былсг встретить довольно редко, а колеса диаметром 33 дюйма считали очень большими. Нынче автомобиль без лебедки просто не допустят к старту: какому организатору охота заниматься эвакуаци- 4x4: ГОНКИ НА ЛЕБЕДКАХей застрявших тяжеловесов. Но какой бы сильной и быстрой ни была лебедка, лучше вообще не застревать. В результате борьба за дорожный просвет не толь• ко увеличила размер колес, но и открыла моду на редукторные мосты. Как известно, УАЗы оснащают двумя типами мостов - «военными» и «колхозными», так вот первые - как раз то, что надо. Дорожный просвет больше почти на 7 сантиметров. А это порой означает - проехал или застрял, выиграл или проиграл несколько минут, гонка-то идет на время, несмотря на невысокую среднюю скорость. Если у вас не УАЗ, а, например, «Ленд-Ровер», то аналогичную функцию выполняют мосты от военного грузовичка «Вольво-Лапландер» - их так и называют лапландеровские. Теперь о колесах. Правила гонок часто устанавливают максимальный размер резины - 40 дюймов. Это метр в диаметре! Но время от времени раздаются предложения вернуться к истокам и вовсе запретить подобные «катки». При этом забывают, что нынешние трассы порой просто не дают шанса добраться до финиша на меньших колесах, особенно если это набирающие популярность болотистые участки. Когда-то считали правильным на зыбком грунте стравливать давление в шинах до одной атмосферы, а то и ниже. Теперь на штурм болот спускают колеса до 0,2, когда недолго и разбортоваться. Такое бывает, поэтому в ящике с инструментами у настоящего трофиста найдешь жидкость для мытья посуды. С ней покрышка монтируется на место за считанные минуты. А еще на колесный диск устанавливают специальное стопорное устройство «бэд-лок». Другое иностранное слово, прочно утвердившееся здесь, шнорхель - воздухозаборник, оберегающий двигатель от воды при штурме глубокого брода.Чтобы облегчить автомобиль, в ходе его постройки удаляют все ненужное, включая заднюю часть кузова: кабина заканчивается как раз за креслами пилота и штурмана. Некоторые стальные кузовные панели заменяют алюминиевыми или пластмассовыми. Наконец, последний писк моды - установка силового агрегата от переднеприводного автомобиля... поперек. Вместо ШРУСов монтируются карданы, идущие непосредственно к мостам. После того как предложившие эту схему Сергей Савенко и Алексей Гарагашьян умудрились за 40 минут проехать трассу, рассчитанную на 8 часов, у них сразу нашлись последователи в нескольких командах. Все сказанное здесь о технике трофирейдов - свидетельство того, что езда по бездорожью далеко ушла от «покатушек» любителей и превратилась в спорт, требующий профессионального подхода. В то же время, чтобы не отталкивать от этихЧудо-прототип Савенко/Гарагашьяна.Конвой не заметил потери моста.Через глубокие броды не только летом. МНЕНИЯБорис Гадасин, чемпион России по трофирейдам, организатор 1-го этапа чемпионата России «Тосненские болота»: Трофи-рейды сегодня - это солидный чемпионат, собирающий около 150 участников© в год. Здесь по-настоящему сильный экипаж при любых условиях может «привезти» хороший результат, будь он на «уазике» за 4000 долларов или на иномарке-прототипе за 100 000. В этом, думаю, коренное отличие трофи-рейдов от других автодисциплин. Не случайно на чемпионат от организаторов подается в три раза больше заявок, чем он может принять. Стремительно растет и спортивная подготовка участников. Первая десятка на чемпионате России это бесспорно те, кто способен преодолеть любое бездорожье. Убежден (благо была возможность для сравнения) - лучше их никто в мире этого не умеет делать.Андрей Слепушкин, организатор командного первенства России «Партизантрофи»: Трофи-рейды, настоящий автомобильный экстрим. При том, что вождение полноприводника в таких условиях - занятие, вполне сравнимое (не удивляйтесь) с игрой на скрипке. Здесь все - на кончиках пальцев. Кнопочку не нажмешь, блокировку не отключишь, недогазуешь или перегазуешь, колеса не так повернешь - и все, сидишь по капот в грязи. Трофи-рейды, наверно, первый в России вид спорта, когда из-за обилия экипажей и соревнований (на 2005 год планируется 27 стартов) чемпионат приходится делить на азиатскую и европейскую части. Если учесть, сколько в нашей стране свободных пространств, то претендовать на ведущее место в мировом внедорожном автоспорте нам вполне по силам. *соревновании владельцев менее сложных и дорогих машин, введены зачетные группы. Не вдаваясь в подробности, назовем их: Т1 - стандартные машины с минимальными изменениями, Т2 - заметно модифицированные, ТЗ - прототипы. КАК СОРЕВНУЕМСЯ Вседорожники в России принято называть джипами, но на соревнованиях марку «Джип» встретишь не часто. Самым-самым «джипом» у нас оказался «Ленд-Ровер». Именно на этих машинах в свое время состязались участники экспедиций «Кэмел Трофи». В 1990 году она проходила в Сибири и, можно сказать, дала мощный толчок развитию нашего «внедорожного движения». В середине 90-х в Москве родился Club 4x4, в Питере - Off-road & 4x4 Club,244 За рулем 05/2005а еще в Челябинске, Новосибирске... На рубеже веков движение набирает силу. В Москве это гонка «Партизан-трофи», в Твери - внедорожный клуб «Лебедушка», в Челябинской области - джипфестивали «Заха». С каждым годом таких событий все больше и больше. В отличие от других соревнований, где каждый экипаж сам по себе, покорение бездорожья с самого начала построено на принципах боевого братства. Тот же «Партизан» - командная гонка, где победа присуждается команде, финишировавшей первой, а не самому быстрому экипажу, который, оставив товарищей в лесу, помчался за медалями. Самый распространенный сценарий «трофи» - линейная гонка с раздельным стартом. Трасса единая для всех участников - заранее оговорена и прописанав легенде. Экипажи стартуют через небольшие интервалы и на первом же «засадном» участке снова собираются вместе. Это может быть брод, болото, овраг, глиняный подъем и т.д. Результаты подсчитывают судьи, отмечающие время прохождения спецучастков. Под угрозой безжалостной пенализации (штрафных очков) работа спортсменов с лебедкой. Сейчас они обязаны пользоваться корозащитнои стропой (широким ремнем, который обматывается вокруг ствола дерева, чтобы не повредить кору). Если этого приспособления нет, следует наказание. * Есть еще гонки другого типа - GPSориентирование, когда вместо легенды раздается список точек, в которые надо прибыть, пользуясь навигационным оборудованием. D