152
ГРУЗОВИКИМАЗ-530905СРЕДИ НЕХОЖЕНЫХ ДОРОГ*мНиколай Мордовцев. Фото: Александр Кульневинский автозавод - патриарх в производстве тяжелых полноприводных грузовиков. В середине 50-х минчане освоили модели МАЗ-501 и 502. Напомним, это были капотные вездеходы 4x4 на базе МАЗ-200 с двухтактным дизелем ЯАЗ-204. Потом наладили производство лесовоза 4x4 МАЗ-509, а ныне готовят к выпуску вездеходы уже пятого поколения - МАЗ-530905. Основной поставщик дизелей для МАЗа Ярославский моторный завод. МАЗ-530905 призван трудиться в составе автопоезда полной массой до 41,5 тонны. К тому же машина ориентирована на российский рынок, поэтому остановились на 330-сильной «восьмерке» ЯМЗ-238ДЕ2 с турбонаддувом и интеркулером. Трансмиссия полноприводников сложна и громоздка. Для удешевления машины старались применить серийные, отлаженные агрегаты. Сцепление - однодисковое, диафрагменное, оттяжного типа, с гидроприводом и пневмоусилителем. Коробка передач тоже ярославская - девятиступенчатая, с планетарным демультипликатором (5x2) модели ЯМЗ-239. Новая раздаточ152 За рулем 05/2005 ная коробка унифицирована с трехосниками: высшая ступень - 0,98, низшая - 1,6. Межосевой дифференциал - блокируемый, несимметричный в пользу заднего моста, которому момента достается на четверть больше. Мосты с планетарными ступичными редукторами для вездеходов особенно хороши компактный картер главной передачи не скоблит грунт в колее, а полуоси меньше нагружены крутящим моментом. Межколесные дифференциалы тоже блокируемые, привод электропневматический. По сравнению с предыдущим МАЗ-5316 у новой машины благодаря усиленным раме и подвеске грузоподъемность на тонну больше. Подвеска, разумеется, рессорная. Новинкой стали стабилизаторы поперечной устойчивости на обоих мостах. В тормозной системе много импортных комплектующих. Сами тормоза - барабанные, хотя ис ABS. На МАЗ-вездеходставятимпортные шины «Мишлен» 14,00x20 с регулируемым давлением, но есть модификация традиционного для МАЗа размера 12,00x20. Тогда на задний мост ставят спаренные колеса. Подвеска кабины четырехточечная, пружинная, с гидроподъемником и гидрозамками. В борьбе с коррозией минчане обогнали российских производителей грузовиков сделали пол и панели дверей из оцинкованной стали. Нижняя часть дверей - из стеклопластика, арки передних колес защищены подкрылками. Грунтование катафорезное, широко применяют импортные краски и мастики. Кабина не только удобна и красива, но и служить будет долго. •ДНПГЮ1С nruriJDUЦИ1ЕЛЛ • Модель Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Макс, скорость, км/ч Тип двигателя, расположение и число цилиндров Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м при об/мин Коробка передач Главная передача Подвеска: спереди/сзади Тормоза Размер шин МАЗ-530905 10 800 19000 90ТДУ8 14,86 243/330 2100 1274 1100-1300 М9 одинарная коническая с колесными редукторами зависимая рессорная барабанные с ABS 14,00x20