284
285
286
288
ТЕХНИКАЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯЭкономить машина научит«Ауди» полна решимости улучшить характеристики будущих автомобилей… и водителей, убедился Анатолий Фомин. Фото «Ауди».Бензин и дизе льное топливо продолж ат дорожать. Экологи ческие нормативы станут строже. Автомобили вырастут в цене, но производс тво их не должно пада ть. Альтерна тивные виды топлива с танут еще более популярны. Основное внимание – сниж ению выбросов газов, создающих парниковый эффект, в перв ую очередь углекислого – С О2 (не пу тать с угарным СО!). Как уложитьс явс уровые требования и не рас терять требовательных клиентов? Фирма «Ауди» предлагает решения, которые у же в ближ айшее время воплотит на серийных машинах.Скажем, на американском рынке дизельные двигатели попрежнему не ж алуют – не только покупатели, но и законодатели. Американский стандарт Low Emission Vehicle II Bin 5 создан по другому принципу , неж ели европейские нормы, но ку да строже Евро IV, особенно в части окислов азота. Его сегодняшние требования можно сравнить с только разраба тываемыми норма тивами Евро VI, которые вс тупят в дейс твие в 2014 году. Окис лы азота – г лавный загрязнитель воздуха. C уг арным г азом, уг леводородами и сажей современные технологии справ ляются лег че. Но чем эффективнее и «горячее» рабо-чий процесс в двигателе, тем активнее «горит» негорючий в обычных ус ловиях азот. Ни рециркуляция отработавших г азов, ни накопительные фильтры всех проблем не решают. Р ециркуляция сниж ает мощнос ть и увели чивает рас ход топлива, а фильтры мог ут снизить концентрацию вредных окис лов лишь в 4–5 раз.ДОЛЕЙТЕ ГОЛУБОГО!Альтернативы применению AdBlue (это торгова я марка раствора A US32) прос то нет. Сегодня только впрыск водного рас твора мочевины в выпускную сис тему способен нейтрализовать окис лы азота иснизить их концентрацию на порядок. 32-процентный раствор заправ ляют в отдельный бак, дозирование в зависимости от режима работы двиг ателя. Расход AdBlue – от 1 до 5% от расхода топлива, так что 26литрового запаса «Ау ди-Q7» должно хва тить на весь межсервисный интерва л. С такой нейтрализацией окислов азота автомобиль легко вписывается в нынешние и перспективные американские нормы токси чности и даж ев предполаг аемые Евро VI 2014 года. Что б удет, ес ли волше бная мочевина вс е-таки закончитс я раньше ТО? Во-первых, водитель б удет предупреж ден об284 За рулем 11/2007 Гибридный «Ауди-Q7» готов к производству. Автомобиль снаряженной массой почти 2,5 т способен разогна ться до 100 км/ч за 7,6 си расходовать в смешанном цикле 9,8 л бензина на 100 км (на 23% меньше обычного бензинового Q7).зависимостью от пос тавок нефти иг аза. И создают ус ловия, чтобы производители строили ав томобили на а льтернативном топливе. Сегодня это: природный газ (не путать с сжиженным!), Е85 – смесь 15% бензина и 85% этанола, – биодизель, синтети ческое топливо из каменного уг ля или природного газа. Все это может успешно сгорать в современных ДВС. Д ля Е85, впрочем, треб уется серьезно изменить сис тему питания, ведь топливо коррозионно-активно. Биотопливо не панаце я от исчерпания природных рес урсов и выбросов С О2. К тому же конкуренция на пищевые с ельхозкультуры со с тороны ав томобилей уже вызвала рост цен. В Европе вс ерьез озабочены, что в неда леком будущем автомобили вб уквальном смыс ле начнут объеда ть людей. Но SunFuel – биотопливо в торого поколения – не треб ует пищевого сырья. Эксперимента льная ус тановка в Канаде у же производит этанол из соломы, а завод в Германии синтезирует дизельное топливо из древесных отходов, соломы и шелухи. Похоже, с ельское хозяйс тво становится не менее важной отраслью, чем добыча полезныхископаемых. (Подробный ма териал об а льтернативных видах горючего – в этом номере.)УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!Сократить рас ход топлива на четверть? Это невозможно! Разве что... водитель изменит стиль езды. Ес ли на учить его ездить «экологи чески ответс твенно», расход топлива снижается на 20% у опытных водителей и на 30% у на чинающих. При той же средней скорости! «Ауди» пред лагает помощь водителю в деле экономии, преподавая не самые прос тые навыки в непринужденной манере. Правильно разгонятьс яи своевременно переключа ть передачи, зна ть, как зависит расход от скорос ти, сколько топлива уходит на работу дополнительного обору дования: обогрева заднего с текла, кондиционера и т.д. Новейша я навигационная сис тема теперь предлагает не только «кра тчайший» и «быс трейший» маршруты, но и самый экономи чный. Она сообщает не только ожидаемое время прибытия и расход горючего, но и его изменение в зависимос ти от выбранного крейс ерского режима, выбросы СО2.этом как миниму м за 2000 км. Во-вторых, заправить AdBlue можно и самому – под крышку топливного бака выведена отдельная горловина, а сама жидкость у же продаетс я на бензоколонках в большинс тве с тран Европы. В- третьих, двиг атель сможет работать и без добавки, но с уменьшением мощнос ти и горящей сигнальной лампой на щитке приборов. Чем отли чается особо чистый дизель от обычного на ходу? Практи чески ни чем. Даж е запах из вых лопной тру бы тот же, ведь и вых лоп нынешнего мотора под Евро IV практи чески не пахнет.Схема «параллельного» гибрида позволяет снизить массу и реализовать полностью электрический режим движения. Электрический модуль на 34 кВт весит 40 кг, аккумуляторы – 69 кг. Без участия бензинового мотора «Ауди» может проехать около 2 км со скорос тью до 50 км/ч.ЧТО БУДЕМ ЛИТЬ?Западноевропейские политики повадились пуг ать граж данЗа рулем 11/2007 285 ТЕХНИКАЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯ НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТОдин из коллег не очень- то верил в реа льность пу тешествия из Москвы в Санкт-Петерб ург и обратно на одном баке (ЗР 2006, , № 12). Д ля поездки в аэропорт мы взяли «Ау ди-А3 1,9e» (с дизельным двигателем 1,0 ли незначительными изменениями для повышения экономи чности) и попробова ли с ледовать рекомендациям. Р езультат – 3,4 л/100 км при средней скорости 92 км/ч. С включенным климат-контролем, в темпе, не создающем помех на ав тобане. Думаю, на «Ау ди-А3 1,9e» и 2,9 л/100 км не проблема. Были бы дороги иж елание. Докатимся – на наш век хватит!«Ауди-А5» берет на борт 130 лс жатого газа в четырех баллонах высокого давления. Этого хватает на 420 км. На крайний с лучай есть бак с 14 л бензина (еще 180 км).Впечатления от такого автомобиля не с лишком любопытны: набра ть высшие оценки по вс ем параметрам несложно. Хотя новичок, вероятно, будет путаться в шес ти передачах механи ческой коробки. Мне на прощание компьютер пред ложил выжима ть педаль сцепления при ос тановке, ког да обороты коленва ла ниже 1300. Почему? Я пару раз подкатывался к перекрес тку на нейтра ли, не использовав до конца торможение двигателем. Знал ведь, но поленился! На с ерийных «Ау ди-А3е» и «Ауди-А4е» у же появилс я упрощенный вариант ус тройства, помог ающего оптима льно переключать переда чи. Ав томобили отличает экономичная программа управ ления двиг ателем, более «д линные» верхние переда чи, уменьшенный дорожный просвет и шины с пониженным сопротив лением качению. «Ау ди-А3 1,9 TDI e» расходует в среднем 4,5 л дизтоплива на 100 км. Это соответствует выбросам С О2 119 г/км – как наметили европейские законода тели. Модель с шильдиком «е» на 8% экономичнее обычного А3 с аналогичным двигателем.МИРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬСреди моторов «Ау ди» нема ло победителей конкурса «Двиг атель года». Последний пример – 2,0 TFSI трижды провозглашали лучшим в класс е. Новый мотор как будто возвращает к прежнему 1,8Т 1995 года – поразительному д ля своего времени двигателю с турбонагнета телем. Правда, у его пос ледователя под индексом ЕА888 похожи только рабочий объем и чис ло цилиндров. Непосредс твенный впрыск топлива, турбокомпрессор с жидкос тным ох лаждением, мас ляный насос с изменяемой подачей (он экономит 0,2 л/ 100 км), управляемые зас лонки во впускных тру бопроводах, регулируемые фазы впуска и выпуска – все это позволяет мотору со сниж енной до 9,6:1 степенью с жатия выдава ть отличные характерис тики даж е на бензине с октановым числом 91. «Ауди-А3» с таким мотором развивает 220 км/ч, разгоняется до сотни за 8с екунд и расходует в среднем 7,2 л/100 км. «Вс емирный двиг атель» б удут применять на машинах всех марок концерна «Фольксваген», включая выпускаемые в развивающихся с транах. Д елают моторы в Китае и Мексике.Блестящая крышка заправочной горловины для AdBlue. При нормальной эксплуатации пополнять запас раствора не придется, но если понадобится – сделать это несложно. Нейтрализация выхлопных газов дизелей с помощью впрыска водного раствора мочевины в выпускную систему уже сегодня позволяет выполнить требования европейских стандартов 2014 года.286 За рулем 11/2007 ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯНа правах рекламыИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АВТОМОБИЛЯ «АУДИ-А4» ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙМодель1,8Т (В6)1,8Т (В7) 1,8 TFSI (B8)Изменение В8 к В6, % Снаряженная масса, кг137513901395 +2,5 Мощность, л.с.150163170 +6,7 Крутящий момент, Н . м210225250 +19 Средний расход топлива, л/100 км8,38,27,1 –15 Выбросы СО2, г/км199197169 –15 Разгон до 100 км/ч, с8,98,68,4 –3,5Атмосферные двигатели с непосредственным впрыском FSI дебютируют «шестерками» 2,8 FSI и 3,2 FSI. Помимо масляного насоса переменной производительности, снижающего расход топлива до 5%, в них дебютирует система Valvelift, добавляющая к переменным фазам двойные кулачки, задающие подъем клапанов на 2 или 5,7 мм. Первый режим служит для оптимизации процесса на режимах с частичной нагрузкой, наиболее распространенных в реальной жизни. Даже на скорости 150 км/ч и 4000 об/мин двигатель все еще работает в экономичном режиме. Впрочем, переключение происходит всего за два оборота коленвала, а верхняя граница допустимых оборотов – 7200. Аналогичную систему будут применять и на обновленном 2,0 TFSI. Мощность 2,8- и 3,2-литровых атмосферных моторов – 210 и 265 л.с. соответственно.УЖЕ ТЕПЛЕЕВ Европе всерьез задумались о глобальном потеплении. У нас разговоры о нем чаще вызывают усмешку. Будут ли экологичные «Ауди» востребованы на нашем рынке? Сейчас вряд ли. Но сам факт их освоения производителем дорогих и престижных автомобилей говорит о многом. Нелегкая задача найти компромисс между удовольствием и ответственностью. Пускай производство сверхэкономичного «Ауди-А 2 TDI» прекращено из-за слабого спроса, а гибридный «Ауди-Дуо» 1989 года и вовсе не дошел до конвейера, тем не менее интерес европейцев к экономичным моделям растет, подогреваемый высокими ценами на топливо. Теперь к желанию сэкономить хотят добавить ответственность за всемирное потепление. Ну ас кого же еще спрашивать? Но даже если жутковатые прогнозы ученых на сей счет не сбудутся, эффективные технологии наверняка пригодятся.Если станете выполнять все рекомендации этого автомобиля, средний расход дизельного топлива упадет на 25%. А заодно научитесь грамотно разгоняться, переключать передачи и тормозить. Уверены, что вы это по-настоящему умеете?