350
351
352
353
354
КЛУБПУТЕШЕСТВИЕПапа, поедем в Неаполь!КЮрий Нечетов. Фото ав тора.обеду*, пройд я пять с половиной сотен километров, оказа лись на Адриатическом побережье Италии вблизи Венеции. В воскресный ве чер дороги забиты возвращающимися с моря машинами – хорошо, что мы едем навс тречу. Свернули в пятизвездочный кемпинг «Лидо- ди-Езоло»: толкучка, как в Сочи! Чу ть да льше, в Кава ллино наткнулись на красив ую и тих ую трех звездочную «Ита лию»: цветы, басс ейн, вс якие души-туалеты-кухни-мойки, волейбольна я площадка, кафе, магазин, за цветочной изгородью пляж и море. За пятерых пос тояльцев и машину с караваном 56 евро в сутки. На одометре 2700 км. Кемпинг оказа лся заполнен на три четверти, главным образом немцами-караванерами: ведь Адриатика – самое близкое к Германии из теплых морей. Наши сос еди помогли закатить караван и даже угостили пи* Начало см. ЗР, 2007, № 10.Это кемпинг «Италия» в Каваллино. Сзади та самая электроколонка, которую мы чуть не сожгли ночью.350 За рулем 11/2007 Узенькие пешеходные улочки, растущие из воды дома, каналы, по которым плыв ут гондолы – для машин в Венеции даже теоретически нет места.вом. Здесь свой кодекс поведения: поскольку капитальных стен нет и все очень хорошо слышно, никто не «врубает» музыку, не поет и громко не разговаривает. Вс е спокойны, приветливы и доброжелательны – в общем, европейская вежливость в квадрате. Судя по об устройству стоянок, многие живут здесь подолгу: натянуты тенты и веранды, нас телены легкие полы, с тоит туристская ме бель, плиты, холодильники, даже горшки с цветами. Р ядом велосипеды, мотоциклы, лодки, ка тера. Много роскошных караванов с мощными б уксировщиками, на крышах новеньких автокемперов – спу тниковые антенны и кондиционеры. Впрочем, ес ть и небольшие прицепы вроде нашего, а вс тречаются совс ем старые, но это, как правило, итальянцы. На нас смотрели с уваж ением и интересом – по европейским понятиям мы проде лали громадный пу ть, а г лавное, оказа лись здесь первыми русскими. В с упермаркете прямо на территории пришлось купить переходник: у меня 50метровый шнур с обычной вилкой, а розетка в электроколонке трехштырева я. Подключился, переве л холодильник на 220 В. Появились свет, вода из кранов, под с ливную трубу поставили припасенное ведро – жизнь наладилась! Сходили на ве ликолепный песчаный пляж, искупались, за ужином откупорили бутылку винца… А поутру оказались без света – мой удлинитель то ли изначально был плох, то ли отсыре л – в общем, закоротил ночью, выбив предохранители в колонке и попу тно обесточив соседей. Пришлось извиняться и возвращаться к автономному питанию – холодильник на газе и свет от прикуривателя.ВЕНЕЦИЯ – ФЛОРЕНЦИЯ – РИМПередохнув денек, направ ляемся в Венецию, до которой пос уху сотня километров, хотя на ка тере и дес ятка не наберется. При въезде – многоэтажна я парковка для легков ушек и громадна яс тоянка д ля автобусов и караванов – 21 евро за первые 12 часов и 16 евро за каждые последующие. Десяток автокемперов здесь, видимо, уже несколько дней. В город – хочешь пешком, хочешь на кораблике. Провели здесь день – Дворец Дож ей, собор Святого Марка, голу би на площади, маски, гондолы, каналы и мосты. Сюда бы на недельку, но мы как с ладкоежки в кондитерской– хочетс я попробова ть вс его, хотя бы по чуть-чуть. Ве чером проеха ли еще сотню километров к югу и заночевали на АЗС. Кочевая жизнь вполне на ладилась – естественно, ехали только в машине, в караване передвиг аться запрещено. Запас воды в баке прицепа оказался недоступен без насосов, за то в баг ажнике машины везли четыре пятилитровых бутыли, которые при с лучае долива ли. С лив не больших объемов воды из мойки и умывальника – прямо на зем лю, емкос ти д ля нее не предусмотрены. В ту алетах на площадках отдыха каж дые два- три дня капитан опорожнял, пардон, кассету бортового туалета. На обед дела ли часовую остановку, кипятили на плите чайник, доставали пакеты сс упами и прочие концентра ты, иног да покупали местные вкусности. Равнинная Италия пыльная, поэтому утром заехали в кемпинг и за евро с носа помылись. Вот расценки в высокий с езон: 20 евро за мес то для машины и каравана или палатки, 7,9 евро с человека, ребенок до 12 лет – 4,2 евро, пос тояльцы старше 60 лет – 7,1, гос ть – 7,2, собака – 4,5 евро, ре бенок до трех лет и кошка беспла тно. В на чале и конце сезона, который д лится с апре ля по сентябрь, цены ниже раза в полтора-два. После обеда приеха ли во Флоренцию (3100 км от дома) и встали на берегу Арно, метрах в дв ухстах от мос та Веккьо. Скормил парковочному ав томату два евро в час – и получи квартиру со вс еми удобствами в центре Флоренции! А с 19 вечера и до 8 утра стоянка и вовсе бесплатная. Простояли здесь до конца с ледующего дня – галерея Уффици, собор Санта-Мария дельПервый мост на этом месте во Флоренции построен еще древними римлянами. Нынешний мост Веккьо с жилыми домами, у же третий по счету, возведен в 1345 г. За рулем 11/2007 351 КЛУБПУТЕШЕСТВИЕНа больших площадках отдыха отведены мес та для караванеров, где можно залить чистую воду и слить грязную – но только бытовую. Кассету нужно опорожнять в туалете.Фьоре, площадь Синьории, па лаццо Питти, базилика Санта-Кроче. О т такой концентрированной инъекции культуры у нас просто кружатся головы! К вечеру затарились продуктами в придорожном с упермаркете и рванули по автостраде да льше на юг. С ледующий день провели в кемпинге на берегу Тирренского моря, а наутро достигли Рима (на одометре 3400 км). Парковались под стенами Ватикана, оберну того очередью турис тов почти по вс ему периметру. Ненамного меньше очередь в собор Святого Петра, где есть такие реликвии, что и предс тавить трудно – например, гробница апос тола Петра или копье легионера Лонгиния, которым тот пронзил распятого на кресте Христа! Набережная Тибра, дворец Сант-Анджело, Па латинский холм, Колизей, аркаКонстантина, Пантеон… Билеты в музеи для граж дан ЕС с тоят 3–7 евро, д ля нас вдвое дорож е: каж дое прикосновение к культуре об ходилось на пятерых в 30–60 евро. Вместе с бензином она с тала одной из основных статей расходов. А ве чером нас ж дал у дар – караван обокрали… К счастью, не пропало ничего серьезного, так что полицию вызыва ть не стали. Но неприятно, да и прицеп с поломанным замком теперь без присмотра не бросишь.ЮЖНАЯ ИТАЛИЯНесмотря на тридца тиградусную ж ару и караван на крюке, темпера тура двигателя на привычной 90-градусной отметке. Ближе к Неаполю появились горы мусора (бастуют коммуна льные с лужащие), брошен-Собор Святого Петра в Риме высотой 189 ид линой 211 м считается вторым по величине в мире. В строительстве, которое длилось с 1452 по 1626 г., принимали учас тие Рафаэль и Микеланджело.ные дома, ободранные кошки, подозрительные типы. Среди бесконе чных прибрежных пляжей с однообразными названиями «Лидо-ди-чего-то-там» не без тру да нашли кемпинг «Интернасьона ль» – он в десятке километров от Неаполя ив 3800 км от Москвы. Прищурив г лаз и небрежно смахнув со с тола прайс- лист, хозяин запросил 40 евро вс утки – как выяснилось позже, раза в полтора выше обычных расценок. Не в пример прежним, кемпинг оказался шумным и неухож енным: мес та не размечены, в душ нужно отстоять очередь, работает он за платный жетон и лишь пару минут, туалеты без бумаги, унитазы без сидений, электрическая колонка сломана. Вопреки названию, инос транцев здесь не было – забира ться так да леко на юг они, похоже, не рискуют. На нас смотрели как на инопланетян, иногда весьма бесцеремонно – взрослые тыкали пальцами, дети кривлялись и что-то орали. Зато хозяин отрабатывал сполна и был само радушие – открыл отдельный туалет, щедро отсыпа л душевых жетонов, вызвал электрика починить колонку, в неурочное время пустил в бассейн, подарил купа льные шапочки. Будто в пионерлагерь приехала иностранная делег ация: живем беднова то исс ервисом напряг, но д ля дорогих гос тей с делаем все что угодно! У кемпинга есть кусочек пляжа, его чистят, но открыт он лишь до 19.00, а ни чейная территория по сос едству оказа лась похожа на помойку! Море настолько грязное, что мои дев ушки даже побрезговали купаться. Утром, получив заверения, что стоянка охраняется ис караваном ни чего не с лу-352 За рулем 11/2007 Художник рисует цветными мелками прямо на асфальте, а зрители бросают монеты в маленькую корзинку.Ватиканские гвардейцы и по сей день носят средневековую форму.чится, отправились на машине в Неаполь. Плотный поток движ ется в город, с тиль езды московский – динами чный, напористый, без «излишней» веж ливости, с ловом, через пять мину тя почувс твовал себя как дома. В одном, пож алуй, ита льянские водители отличаются от наших – они азартны, но не агрессивны. С обедом промахнулись: кафе, маг азины и учреждения закрываются на сиесту с 13.30 до 16.30 – еле нашли в глухом пригороде работающую пиццерию. Зато настоящую – с каменной пе чью, дерев янными столами, гру быми скамьями, колоритной публикой, экспрессивным хозяином и вкуснейшей «маргаритой»! И неприли чно дешевую – 14 евро за обед на пятерых. Вторую половину дня провели в Помпе ях, где успели осмотреть едва ли половинуВокруг кратера Везувия расставлены питающиеся от солнечных батарей сейсмодатчики.откопанного из-под пепла города. Самое сильное впечатление – от фигур погибших людей, застывших в разных позах: замурованные в пепел тела со временем истлели, а при раскопках эти пус тоты заполнили гипсом, создав таким образом с лепки жертв извержения.ДОРОГА ДОМОЙНеаполь стал самой да льней точкой пу тешествия. Отпуск подошел к концу, пора домой. Первый перегон – 850 км по автостраде через всю Ита лию. У читывая большие расстояния и ограни ченное время, мы предпочитали скоростные дороги, пусть и платные (в Ита лии – примерно 6 евро за 100 км). Ночева ли в прекрасно обору дованном четырехзвездочном кемпинге «Пино Маре» в прелестном курортном местеч-ке Бибионе (Bibione) на самом с евере Адриатики – очень рекомендую, хотя и дороговато: 65 евро за нашу команду. Следующие полдня купались, закупили продукты и под на чинавшимся дож дем рванули домой. К ночи, проехав 700 км по Италии и Авс трии, заночевали вС ловакии в районе Нитры. Здесь у же проще изъясняться на русском, чем на анг лийском. В путешествии мы расс читывались на личными евро – так лег че контролирова ть расходы, а вот в Восточной Европе, где повсюду разные деньги, для заправок и покупок удобнее кредитная карта. На восемнадцатый день пу тешествия кончилс я первый из дв ух 27- литровых г азовых ба ллонов – он обеспе чивал непрерывную работу холодильника и периодические включения г азовой плиты. Неожиданно сильноВ Помпеях прямо рядом с Мертвым городом множ ество кемпингов: можно позволить себе свободу выбора.За рулем 11/2007 353 КЛУБПУТЕШЕСТВИЕраинский гаишник заверил – никаких проблем у транзитников не будет. Ага, щ-щас: трехчасовое задержание и 70 долларов штрафа за административное нарушение – самовольную смену маршрута! Брянск, Калуга, Москва – еще 850 км, и поздней ночью мы дома. Три недели, семь стран, восемь тысяч километров и впечатлений на несколько лет вперед. Спрашиваете, во что это обошлось? Извольте – примерно тысяча евро на бензин, тысяча на всякие музеи и галереи, еще тысяча на жилье, питание, сувениры и чуть меньше тысячи за аренду каравана. Всего около четырех тысяч евро на пятерых, или меньше восьми сотен на человека – попробуйте за такие деньги увидеть хоть половину того, что успели мы. Это очень здорово – путешествовать с караваном! Полную версию материала читайте на сайте www.zr.ru.В Помпеях хорошо сохранились улицы, дворы, дома, фонтаны, фрески. Мостовая по совместительству служила сточной канавой, через нее делали вот такие переходы из камней.износились задние колеса «Фокуса»: подруливающая подвеска при обжатии увеличивает их схождение, что хорошо в быстром повороте, но в длинном путешествии с полной нагрузкой стоящие «плугом» колеса, естественно, стираются быстрее. Чтобы избежать столпотворения в Бресте и миновать одну границу, решили ехать через Украину. Дорога на восток Словакии хорошая, незагруженная, на многих мостах ограничение по массе 20–25 т, так что тяжелые фуры здесь не ходят. Погранпереход в Ужгороде оказался без очереди, но досмотр тщательный, с проверкой VIN. В Карпатах едва не остались с сухим баком – гривен нет, поменять негде, а карту принимают не везде. В конце концов обменял евро по грабительскому курсу в придорожном кафе и заправился. От Стрыя дорога местами отвратительная, как после бомбежки, приходится ползти на I–II передаче, чиркая днищем о бугры. В этот и следующий день отмотали по 700 км, миновав почти всю Украину через Львов, Ровно, Киев, Чернигов.На границе тоже не слава богу. В Ужгороде я указал пунктом выезда с Украины Бачевск, который ближе всего выводит в начало идущей трассы М2 на Москву. Но из-за ремонта дорогу к нему закрыли и пришлось ехать на переход Гремячий. Ук-Мы едем домой – даже в серьезных австрийских горах удавалось поддерживать крейсерскую скорость около 90 км/ч.На правах рекламы354 За рулем 11/2007