370
371
372
КЛУБМЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИНа этот раз в юбилейной рубрике мы обратимся к акциям «За рулем» на ниве безопасности дорожного движения. Пусть не покажется странным, что эта тема была заявлена с первых номеров журнала, когда даже в Москве основой городского транспорта служила «русская телега», а количество автомобилей в стране едва достигало 19 тысяч, включая «барахло на колесах». Основатели ЗР считали это важным для закладки фундамента автомобилизма и со страниц журнала ратовали за безопасный автомобиль, за организацию движения по западным образцам.370 За рулем 11/20074050 60ЗА РУЛЕМ70 80 90 100 120Гвоздь «Зеленой волны»Марк ТилевичПо-настоящему тема БД встала во весь рос т много позж е – в ж урнале 60–70- х годов (особенно пос ле пуска ВАЗа), когда ав томобиль в СССР с тал в большей мере дос тупен, быстро рос парк машин, а вмес те с ним и чис ло дорожных происшествий. Срочно тре бовались меры их «обуздания». Именно в то время в «За рулем» появилась «Зелена я волна», с тавшая одним из самых читаемых и боевых разделов журнала, о чем можно было су-дить по тыс ячам пис ем и откликов, приходивших в редакцию. Влияние ж урнала, его востребованность в нема лой мере определялись нас троем «Зеленой волны», инициа тивой ее ведущих – журналистов Григория Зингера, а позж е Виктора Панярского, д ля которых безопаснос ть движ ения и все, что с ней связано, стало на то время первейшим в профессиональной жизни. Их по праву с читали мэтрами в этой области. Г лавный ав тоинспектор с траны тех лет – г енерал-лейтенант, доктор юриди ческих на ук В. Лукьянов вс егда находил время д ля общения с сотрудниками журнала, обсуждал проблемы, возникавшие вб урном д ля нашей ав томобильной истории времени, искал решения. На базе редакции на чал действовать тогда Пресс-ав токлуб Союза ж урналистов под руководством главного редактора «За рулем» писа теля Игоря Адабашева. Клу б объединил ж урналистов ведущих изданий, д ля кого ав томобиль, безопасность движ ения были «профильными» в их работе. Но пора, кажется, перейти к тому, что треб ует название рубрики. Только с чего на чать? С организации движ ения, ребенка в ав томобиле? Или с загрязнения окру жающей среды, животных на дороге? Голос журнала зв учал первым в освещении многих, порож даемых ав томобилизацией проблем, которые за трагивали жизнь и здоровье людей. Начнем с упоминавшейс я нами (ЗР, 2007, № 9) в чем- то сенсационной для начала 60-х статьи, где впервые прозвучало «ремни безопаснос ти» и где популярно рассказывалось об их назна чении, ус тройстве и необходимости всеобщего применения. С ледующего обращения к теме пришлось подож дать, пока не созрели реальные возможнос ти для внедрения ремней – правовая, как сказа ли бы теперь, база (узаконенность в ПД Д) и производственная – выпуск в промышленных масштабах как д ля заводских конвейеров, так ид ля продажи, поскольку Правила требова ли установку ремней во вс ех автомобилях, г де предусмотрены места их крепления, включая и ранние выпуски. Но это было еще не все. В дес ятках с тран к тому времени ремни у же призна ли эффективным средс твом защиты при дорожных происшествиях, у нас же не у тихали споры. Не чу жая ли это мода, РУБРИКУ ВЕДЕТ МАРК ТИЛЕВИЧбудут ли полезны на наших дорогах, не помешают ли выбраться из машины при аварии и далее в том же духе. Вниманию вс ех водителей! – отвечал «За рулем» и предлагал подготов ленные «Зеленой волной» совмес тно с ведущими специа листами дес ять доводов скептикам и противникам ремней. «Волна» той поры пестрела заголовками: «Ремни спасают жизнь!», «Ставим ремни безопаснос ти», «У читесь «носить» ремни», «Игра с тоит свеч» (естественно, о ремнях), «Ремни безопаснос ти, что они дают». Пос ледний относился к анкете, которую подготовил «За рулем» совмес тно с ВНИИБД. Она была обращена к тем, кто потерпел аварию и мог не умозрительно, а на собственном опыте оценить ремни. Выяснилось: четверо из каж дых пяти водителей, не пользовавшихся ремнями и попавших в аварию, мог ли отделаться легким испугом, если бы прис тегнулись. Это впечатляло. В защиту нового средс тва безопасности ж урнал приводил свидетельс тва из разных стран: результа ты исс ледований, мнения ведущих гонщиков, конс трукторов. В ту пору это вс е работа ло, и ремни завоевывали признание. Не наша вина, что с егодня, много лет спус тя, пос ле вс ех социальных ка таклизмов вс тране, это надежное средс тво не вошло в быт российских ав томобилистов, как принято во всем мире. С удя по вс ему, это вс етаки произойдет и, возможно, довольно скоро. Тог да б удет повод вспомнить еще раз, что с пода чи «За рулем» ремни безопасности с тали фактом нашей ав томобильной жизни и даж е при вс ех нерешенных вопросах их обяза тельного применения спас ли тыс ячи жизней. С примером того, как «зарулевские» инициа тивы в наше время дос тигают цели, можно познакомиться вс ледующей главе. на которые можно снизить аварийность, дорож е капе ль «лишнего» бензина! В 2003-м мы спорили у же не с водителями, а с ав тоинспекцией. В апрельском номере да ли под борку пис ем, в которых чита тели ж аловались, как их наказыва ли (или пытались) за включенные днем фары! Это уж ни в какие ворота: в конце концов, зажигать свет – ли чное дело каждого, но никакого запрета на этот с чет ПД Д не содерж ат! Жаль, не вс е инспекторы (и даже с удьи) до нашей пу бликации это знали... Лед тронулс яв 2004-м. Стало извес тно, что, готовя очередные поправки к ПД Д, Минтранс пред ложил закрепить в них требование круглосуточно включать ближний свет в зимнее время. Среди доводов были и те, что приводил ЗР... Мы, в свою очередь, провели Д ень веж ливости на дорогах: участникам, в числе прочего, пред лагалось зажечь фары днем (ЗР , 2004, № 7). Не только через ж урнал мы пропаг андировали «дневной свет» – ярким примером были изданные «За рулем» в 2002-м Правила дорожного движения, на обложке которых языком плаката предлагалось изменить пункт 19.5. Собственно, почти таким он ис тал через не большое время, с той лишь поправкой, что ближний свет фар обязали включать только за городом. Мы гордимс я этим пунктом – он наш, «зарулевский»!Днем – с огнем!Антон ЧуйкинС 1 января 2006 г. вс тупили в силу обнов ленные ПД Д. О дно из самых зна чительных изменений записано в п. 19.5 : «в светлое время с уток... ближний свет должен быть включен при движении вне населенных пунктов». Вс лед за доброй половиной цивилизованного мира Россия зажг ла днем фары, чтобы лучше обозна чить движущиеся объекты. А инициатором нововведения выс тупил журнал «За рулем»! Четырьмя годами ранее журнал открыла статья с предложением ездить днем с огнем (ЗР, 2001, № 11). Мы у тверждали и продолж аем у тверждать: сделать свой ав томобиль более заметным – зна чит поспособствовать безопаснос ти движения! Ж урнал приве л шесть базовых доказа тельств – зару бежный и оте чественный опыт, случаи из водительской практики, рас четы – и призвал всех водителей включать фары днем. Откроем с екрет: поводом для той с татьи с тала поездка одного из ее ав торов в Финляндию, где все, ну поголовно все водите ли зажиг ают днем свет. Дороги сос едней страны похожи на наши во многом, исключая г лавным образом аварийность... Семя, что называется, упа ло на благода тную почву. Через полгода (ЗР , 2002, № 6) мы отчита лись полученными откликами – с нами спорили, но большинство корреспондентов под держали идею. Возражения нас чет повышения расхода топлива и перегорающих ламп опроверг ают расчеты и практика, а самое главное – даже доли процента,«ДНЕВНОЙ СВЕТ» В МИРЕСтранаУсловия, когда необходимо включать ближний светАвстрия, Босния, Дания, Исландия, Канада, Латвия, Македония, Норвегия, Румыния, Словения, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония Венгрия, Италия Литва Польша Словакия Россия Израиль Германия, Лихтенштейн, Франция, ШвейцарияВезде, круглый год За городом, круглый год Везде, с 1 ноября по 1 марта Везде, с 1 октября по 1 марта Везде, с 15 октября по 15 марта За городом, круглый год За городом, с 1 ноября по 31 марта рекомендованоЗа рулем 11/2007 371 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯс вами, читателями. И у нас все получается! А еще она была молодой, веселой и очень красивой, планировала сделать так много... И сделала бы обязательно, потому что была нас тоящим профессионалом, до конца отдававшим себя тому, что задумано. Планы внезапно нарушила неизле чимая болезнь – но она продолж ала собира ть материалы, писа ть... Пос ледние две с татьи вышли в свет уже тог да, ког да Лены с нами не было. Почти пять лет прошло с тех пор, но в «За рулем» ее помнят вс е, помнят друзья журнала и читатели. А в редакции продолж ают работа ть несколько человек, которых привела сюда она. И навс егда заразила командным духом «За рулем». О дин из них – я. Каждый раз, отправ ляясь в очередной автопробег – во Владивосток, Магадан или еще да льше – непременно вспоминаю Лену. И мыс ленно посвящаю экспедицию ей. ...Сразу нескольким поисковым системам в российском интернете я зада л сочетание «Елена Варшавска я». Ес тественно, они ту тже указа ли на многочисленные с татьи нашей Лены. Да, на нее по-прежнему ссылаются – и управ ленцы, и ав торы на учных работ, монографий, дисс ертаций... Интересно, что в российскую Паутину попа ло еще несколько женщин с такими же точно именем и фамилией. О дна из них – художественный руководитель и дириж ер Камерного хора «Лад» знаменитой «Гнесинки», другая – бывший ведущий научный сотрудник Эрмитажа, а ныне американский профессор. Была еще одна Елена Варшавская – 19- летняя старшина медицинской с лужбы, фельдшер 40 гвардейского минометного полка; она погибла от пули снайпера, ког да пыталась вытащить раненого с поля боя. Что ж, и в интернете у нашей Лены – дос тойная «команда»...Наша Лена и ее командаИгорь Морж ареттоТак уж повелось – в журнале «За рулем» работают подолг у. Ес ли ты пересек однаж ды порог редакции – вс е, с читай, «пропал». На многие годы, а то и на всю жизнь. Правда, априори все вышесказанное относилось кж урналистам-мужчинам. А кто еще может со знанием дела писа ть о жизни машин? Елена Варшавская, видимо, об этом правиле ни чего не знала. Она прос то открыла однажды дверь редакции – и осталась здесь... навсегда. В ее жизни было множ ество школ в разных концах России и даже за рубежом – родители-геологи возили единс твенную дочь везде, ку да забрасывала их с удьба. Потом недолгая учеба вг еолого-разведочном институте. За два года успела понять, что ее призвание – ж урналистика, обзавелась с емьей и друзьями на всю жизнь (а дружить она умела!). Позж е окончила ж урфак Московского университета, работала в «Московской правде», газете «Труд». Требовалось разобра ться самой, а г лавное – донес ти до читателей смыс л гиг антских подвижек в экономике, лишь обозначенных словом «реформы». В 1996-м Лену приг ласили в «За рулем», и вскоре она с тала заведующей отделом и членом редколлегии самого му жского журнала страны... Наверное, ес ли поднять личное дело, которое хранится в архиве, можно узна ть о ней много самых разных фактов. Но ведь не это главное! Главное – какой она была: неиссякаемый фонтан новых идей, многие из которых питают журнал и сегодня. Круг интересов Лены многообразен, как сама жизнь: она ус траивала с бор чита тельских подписей под обращением в Гос у-дарственную дум у, орг анизовывала с ложнейший автопробег – от южной границы Урала до Полярного круг а (не правда ли, чис то ж енское дело!). Лене хва тало сил боротьс яс привилегиями чиновников и отстаивать права рядового потребителя. Е е оба яние помогало разговорить собес едников, каж ется, любого ранг аи темперамента: с тоит вспомнить хотя бы интервью с первым г ендиректором ВАЗа В. Поляковым, человеком непубличным и крайне требовательным. Вникая в проблемы российского и мирового ав топрома,наша коллег а не отгораживалась от чис то челове ческих, житейских забот. Многие читатели помнят, как Лена добилась покупки ав тобуса д ля с емьи, где воспитывалось 13 своих и приемных детей. И вообще, вс е, за что бра лась, она обязательно доводила до конца. Как у нее это получа лось – до сих пор не могу понять. Может быть, потому , что умела сплотить вокруг с ебя единомышленников, которые ту т же включались в работу. Собс твенно, ведь именно Варшавская придума ла «команду «За рулем» – это ког да мы, ж урналисты, что- то де лаем вмес те372 За рулем 11/2007