292
293
294
295
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯБез искры возгоритсяВ прошлом номере мы рассказали о «ДизО тто» – концептуальном двигателе «Даймлера». Ему на пятки нас тупает «Д женерал моторс», предс тавивший два ходовых образца «Опеля-Вектра» и «Сатурна-Аура» с похожим двиг ателем HHCI (Homogenous Char ge Compression Ignition – воспламенение гомог енного заряда от сжатия). Речь, разумеется, о бензиновом моторе, при чем в качестве топлива эти концепты используют самый обычный товарный бензин и даж еНа мониторе – область режима HHCI.топливо Е85, на 85% сос тоящее из спирта. Вместе с другими техни ческими решениями (непосредс твенный впрыск, электронное управление фазами газораспределения, регулируемый подъем клапанов и сис тема измерения давления в цилиндре) эта технология обеспечила снижение аппетита двигателя на 15% при выполнении перспективных экологических норм. Сгорание здесь проис ходит при меньших температурах, нежели в обычных бензиновыхили дизельных двигателях, притом без распространения фронта пламени – сразу во всем объеме камеры сгорания. Поскольку д ля HHCI определенна яс тепень нагрева цилиндра яв ляется необходимым условием, свечи зажигания все же пришлось сохранить, но они работают лишь при холодном пуске и на этапе прогрева. Смесь – относительно бедна я: это позволило добиться высокого КПД при характерном для бензинового мотора низком уровне выбросов вредных веществ. Как у тверждают разработчики, самым с ложным было создать сис тему управ ления таким двигателем: ведь в нем нет возможности изменять опережение зажиг ания, а можно лишь «играть» сос тавом смеси, количеством и моментом впрыска топлива. Интересно, что исходный двигатель для эксперимента выбра ли обычный – 2,2литровый ЭКО ТЕК. Иными с ловами, у далось перейти на новый принцип воспламенения смеси без с ущественных переделок мотора. А зна чит, не за горами появ ление б уковок HHCI на баг ажниках с ерийных автомобилей.Воспламенение от свечи (вверху) и от сжатия (внизу). Во втором случае сразу загорается весь заряд.292 За рулем 11/2007 Франкфуртский салон вновь показал: гибридизация автомобилей идет полным ходом, электропривод отвоевывает себе место под капотом (точнее, в колесах). Экологи и сэкономившие на топливе потребители приветствуют новую технику аплодисментами, а вот электрики от новаций не в восторге.роны, при замыкании контактов может возникнуть импульс тока большой силы, особенно при емкостной нагрузке. Вот и приходится разработчикам электрооборудования фирмы Tico Electronics идти на различные хитрости. Например, перед включениемСхема подключения высоковольтной емкостной нагрузки.Дело в том, что для силового электрооборудования напряжение 12 В совершенно непригодно. Ну представьте: если даже стартер мощностью в пару лошадиных сил требует тока силой до 400 А, какой же понадобится тяговому мотору? Выход, конечно, есть: поднять напряжение в этих цепях как можно выше. Тогда и токи будут меньше, и провода тоньше. Но вот коммутировать их становится затруднительно – при разрыве высоковольтных цепей (а речь идет о многих сотнях вольт, например, 750) возникает всепожирающий и поджигающий дуговой разряд – температура достигает 12 000° C. С другой сто-силового реле параллельно его контактам подключают резистор: он ограничивает ток заряда конденсатора, и лишь когда напряжение достигнет 70–90% от номинального, сработают главные контакты. А мгновенно обесточить систему, если вдруг возникла электрическая дуга, поможет специальный датчик, реагирующий на мощную радиопомеху, которой сопровождается такой разряд. Разумеется, совершенно по-другому выполняют все штекерные соединения. К обслуживанию автомобиля, вероятно, будут допускать лишь дипломированных монтеров...График изменения силы тока в цепи в случае предварительного заряда конденсатора до 70 или 90% рабочего напряжения.На правах рекламыГибридные страдания ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯсвета». А на чиная со 110 км/ч работает «да льний свет». Мы поставили кавычки не с лучайно – в новой сис теме традиционное разделение этих понятий теряет смысл. Это не вс е. Гироскопи ческий да тчик чувс твует на чало поворота ис легка повора чивает луч в его сторону. Если же водитель на небольшой скорости (до 70 км/ч) включил поворотник или сис тема зафиксировала резкий маневр рулем, то включаетс я боковой луч, позволяющий увидеть, что делается слева или справа. Разумеется, с делано вс еи для того, чтобы не ос леплять встречных: при их появ лении дальнобойность луча ав томатически уменьшитс я. Включение противотуманок ис теклоочистителей такж е ав томатизировано, а д ля тех, кому и этого покаж ется ма ло, в список опций добавили инфракрасную сис тему ночного видения, показывающую на мониторе вс е теплокровные объекты на у далении до 300 метров!БМВ играет с огнямиВозможные варианты светораспределения: 1 – базовый свет; 2 – городской свет; 3 – противотуманное освещение; 4 – автомагистральный свет; 5 – освещение кривых на ав томагистрали; 6 – освещение поворотов.Ксеноновый свет треб ует обязательной автоматической коррекции светового пучка, чтобы он не ос леплял вс тречных водителей. Новые фары у БМВ пятой серии не прос то опускают-ся – они приспосабливаютс як самым разным ус ловиям движения и помог ают водите лю лучше видеть дорогу. На скорос ти до 50 км/ч автомобиль «с читает», что едетпо городу, и включает соответствующий режим фар: луч бьет недалеко, за то высве чивает вблизи и левую сторону. С ростом скорос ти увеличивается и дальнобойность «ближнегоТитан под поломКосмические технологии постепенно спускаютс я на землю. Д авно ли легкий и прочный титан был дос тупен лишь военным, а теперь из него делают даже лопаты. Фирма «Эберспех ер» пошла дальше и предложила титановые г лушители и тру бы выхлопной сис темы. Это позволит сделать их на 40% легче стальных, а ведь каждый лишний килограмм снаряж енной массы равносилен граммам напрасно сож женного топлива – есть над чем подумать! А подума ть пришлось крепко: наряду с легкос тью, прочностью и очень высокой устойчивостью к коррозии, титан обладает неприятным свойством: он упругий и, выходя из-под штампа, норовит несколько разогнуться. Разработчикам у далось точно рассчитать поведение мета лла и сгибать его с запасом. В результате готовое изделие получается правильной формы. Еще одна трудность – технология сварки, но ту т как раз можно позаимс твовать опыт у оборонщиков. В серию титановые глушители пойдут в 2010 году, а пока – промеж уточное решение. Специа листы фирмы разработали технологию изготовления деталей глушителя из многос лойных сварных полосок с тали. Это позволило уменьшить толщину металла в определенных местах до 0,7 мм вмес то 1,2 ммПоловинки глушителя из многослойной нержавеющей стали (слева) и титана (справа).«по круг у» без ущерба д ля прочности и долгове чности изделия. Конечно, о 40% снижения массы ту т ре чь не идет, но и 26%, сог ласитесь,очень неплохо. Более того, усложнение технологии полностью окупаетс я меньшей металлоемкостью. И три года ждать не нужно.294 За рулем 11/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНа правах рекламыСистема Auto Break в действии.Большой брат на борту «Вольво»Системы видеонаблюдения опутали большие города и теперь лезут в салон автомобиля. Бдительное око «большого брата», соединенное с мощным компьютером, способно определить момент, когда водитель слишком устал, невнимательно следит за дорогой – в общем, ведет себя за рулем неправильно. Подобная система контроля, названная DAC (Driver Alert Control) появится уже в конце года в списке опций «Вольво» моделей V70, XC70 и S80 примерно за 1000 долларов. Видеокамера, расположенная за зеркалом заднего вида, смотрит вовсе не на водителя (как в других системах аналогичного назначения), а на дорогу! И состояние человека оценивают по характерным изменениям в манере вождения. То есть определяется влияние рассеянности или усталости на управление автомобилем. Многим, например, знакома ситуация, когда машина под управлением засыпающего водителя плавно смещается вправо или влево, а потом рывком возвращается на середину полосы. Изменяются и скоростные параметры движения. В общем, как только DAC заметит неладное, раздастся звуковой сигнал ив центре тахометра зажжется символ дымящейся чашечки кофе – «Вольво» приглашает остановиться у ближайшего кафе. Но это лишь рекомендации, а вот реальную помощь окажет другая система, названная LDW (Lane Departure Warning). Она автоматически активируется, как только автомобиль наберет 60 км/ч (то же относится ик DAC). Для работы LDW использует ту же видеокамеру, но подает звуковой сигнал при уходе с полосы движения без включения поворотников. И одно это, по оценкам, на 30% снижает количество лобовых столкновений. Разумеется, речь о Европе, где джентльмены сознательно по «встречке» не ездят. Что касается наезда сзади (также связанного с рассеянностью и невнимательностью водителя), то здесь выручит система автоматического торможения Auto Break. В ней на помощь видеокамере приходят два радара с дальнобойностью 150 м. Если задний бампер впереди идущего авто надвигается слишком быстро, то сначала система подаст звуковой сигнал, подготовит тормоза к работе и, если столкновение станет неизбежным, затормозит сама.Пора остановиться и выпить кофе!