368
КЛУБКОНКУРСЧаще мойте уши!Исчерпывающий ответ на задачу 56 позволит Вячеславу Потупову из Брянска получить от редакции премию 6000 ру блей, а от О АО «Концерн «Моринформсис темаАГАТ» электрический компрессор.Помните ус ловие зада чи? Коротко: С ева, в ладелец с тарой «копейки», ухнул в дорожную выбоину, услыхал треск под капотом, обнару жил вентилятор с обрубками лопас тей. Почему же они сломались? Первыми, как водитс я, посыпались прос тейшие версии: у одного лопас ти снес ло с летевшим с мес та аккум улятором, у другого радиа тором, у третьего намота лся провисший провод и так да лее. Таких ответов много, они поучительные, но... не самые г лубокие. Кончаются обычно советами, как доеха ть до с тоянки без вентилятора. Эх, ес ли бы в истории сС евой вс е было так просто! Мы рассмотрим одну из наиболее скверных ситуаций, которая возможна на с тарой машине. Она разрешаетс я дорогим кузовным ремонтом, а с ломанные обо что-то лопасти – вс его лишь знак беды. Доеха ть и без них можно, если следить за температурой двигателя, – было бы на чем ехать! Как и победитель этого тура конкурса, Сева наверняка заметил, что пос ле удара двиг атель наклонился вправо. Дело в том, что оба вертика льных болта крепления попере чины к правому лонж ерону вырва ло из ржавого мета лла, а горизонтальный, который держит проушину поперечины, не спас: на таких машинах проушины часто рассечены ус талостными трещинами, но под нас лоениями грязи их не замечают. Авторы ряда пис ем напоминают, что чаще страдает именно правый лонж ерон – ему дос тается больше иу даров, и коррозии. Советуют с ледить за поперечиной. Трещины на «ушах» показывают, что она, а с ней и ось нижнего рычаг а подвески уже начали опускаться, нарушая геометрию машины. Ес ли же болты вырва ло, еха ть нельзя: это прямой риск более тяж елой аварии. Опытный водитель чувс твует такую поломку даже на машине с электровентилятором: машину тянет вс торону, она неадекватно реагиру ет на попытки маневрировать, шина в повороте визжит и т.д. Но то опытный, а ес ть вс якие. Совет – как в детской сказочке: «чаще мойте уши!» Что же делать при такой поломке? Так или иначе, придется звать на помощь кузовщика и прибегнуть к сварке. Ну а как проехать хотя бы десяток километров к мес ту ремонта? Эваку атор хорош, ког да он под рукой. Если его нет, нужно так поднять поперечину, чтобы ось нижнего рычаг а вернулась на шта тное место. Понадобятся несколько коротких (0,5– 1 м) досок, с тальная вяза льная проволока (диаметром 1–2 мм), домкрат, ключи, пассатижи. Машину поднимем на достаточно прочную опору из досок, чтобы работа в арке снятого колеса была безопасной. Поперечина должна лечь на эту опору – нагрузка от машины вернет ее на мес то. Затем отвернем на 3–4 оборота г айки обеих ос ей, чтобы в этих мес тах обв язать проволокой и крепко с тянуть нижнюю с верхней. Сколько витков потре буется, зависит от проволоки. Лучше та, что потоньше; мотаем ее с изрядным усилием, чтобы действовал «закон удава»: больше витков, тесней объятия. Коне чно, неза тянутые сайлент-блоки рычагов – не лучшее решение, но потихоньку еха ть к мес ту ремонта можно, подвеска не рухнет. Не ж елая обидеть в ладельцев старых авто, напомним: хотя вс е эти раритеты дос тойны уважения, все же нет в под лунном мире вечных автомобилей. Видавшую виды машину ма ло эксплуатировать – надо сознательно под держивать в рабочем состоянии, иначе произойдет то, что описано в ус ловии. Поздравляем Вячес лава Потупова с победой!На правах рекламыРисунок Се р ге яСавилова