306
307
308
СПОРТDALLARA-F304Оружие возмездияВ России появился новый болид формулы 1600. Технические подробности выяснил Вадим Никишев. Фото: Юрий Тюрин.Впоследние годы парк болидов стал разнообразным. На смену заслуженным шасси «Даллара-F393» пришли относительно современные F399, а три года назад российские специалисты созда ли собс твенный монокок ArtTech. Однако время не стоит на месте, и «да ллары» 1999 моде льного года стали раритетами: запчас ти к ним найти непросто. В нынешнем с езоне в мире дебютировало новое поколение ита льянского шасси д ля формулы 3, а разработка 2004 года «Даллара-F304» постепенно уходит с европейских трасс. Зна чит, теряет в стоимости, оставаясь технически современной конструкцией.БЕЗ СКАЛЬПЕЛЯКоманда «Мегафон Моторспорт» в на чале текущего с езона с делала с тавку именно на это шасси. Оно ненамного дорож е машин предыдущего поколения и оте чест-венного ArtTech, зато дает инженерам широкое поле для экспериментов. Кстати, если раньше был риск нарваться на поврежденный монокок, опробовавший прочнос ть отбойников на зару бежных трассах, то с ейчас это исключено. Начиная с модели F304 в уг леродную структуру интегрированы с труны, объединенные микрос хемой. Повреж дения силового элемента сразу фиксируютс яи выяв ляются при проверке. К машинам этого поколения в наших командах на чали присма триваться еще в 2005 году. О днако по каким- то при чинам итальянцы за явили, что с тарый силовой агрегат не совмес тим с новым шасси. Д ескать, и мотор на формуле 3, в которой начинают карьеру машины, совс ем иной, и коробка с еквентальная... Инж енеры «Мегафон Моторспорт», посмотрев чертежи, сложностей с компоновкой не увидели. Точки крепления двиг ателя к монококу теже, работает он в паре со старой селективной коробкой «Хьюланд». Ес ли на с ледующий с езон в формуле 1600 разреша т использование «с еквенталки», проблем с ее установкой не возникнет. А существующая схема достаточно жесткая, что подтвердили замеры после заездов по трассе.ОДИН СТАВИМ, ДВА В УМЕПередняя подвеска «Да ллары-F304» обладает большими возможнос тями д ля точной настройки. Здесь не один, а два демпфирующих элемента. Таким образом, можно рег улировать их характерис тики д ля каждого колеса – скаж ем, под трассы cо значительным разли чием в коли честве правых и левых поворотов. Ось крена по сравнению с ана логами стабильнее, клевки при тормож ении и прис едания на разгоне меньше. Возможен и вариант с моноамортизатором, с которым команда с ейчас экспериментирует.306 За рулем 11/2007 Передняя коле я новой машины шире на 50 мм, д лина по сравнению с оте чественным шасси Ar tTech меньше на 230 мм. Это позволяет быстрее проходить «шпильки». Передок легче, что также положительно сказывается на управляемости. Тормозная сис тема с тандартная д ля этого класса. Раздельный гидравлический привод на переднюю и заднюю ось позволяет регулировать баланс непосредственно в ходе гонок. Механизмы – четырехпоршневые «машинки» «Брембо» спереди и сзади.МОЩНОСТЬ ВЫШЕ, ПОТЕРИ МЕНЬШЕВозможности конс труирования моторов для формулы 1600 ограни чены техни ческим регламентом, однако в зависимос ти от находчивости инженеров они дос тигают разных показа телей. Д ля шасси ArtTech, которое продолж ает эксплу атировать команда, и д ля новой «Д аллары» в этом сезоне построили новые, абсолютно одинаковые моторы. В основе лежит двиг атель ВАЗ-21083 с доработанной головкой цилиндров. Оригинальный распредва л задает клапанам большего диаметра иную высоту подъема и более широкие фазы. Поршневая группа заказана французской фирме «Содемо»: она включает Т-образные облегченные поршни и титановые ша туны. При ходе поршня 74,8 мм и диаметре 82,5 рабочий объем возрос до 1598,5 см з. Для работы с дв ухдисковым керамическим сцеплением пришлось ввес ти упорный подшипник, ограни чивающий«Даллара-F304» имеет шанс прижиться в российской формуле. Эта ласточка – первая. Вариант передней подвески с двумя амортизаторами. Тонкие цилиндры синего цвета – реостатные датчики телеметрии.Возможности регулировать углы установки колес у нового шасси шире.За рулем 11/2007 307 СПОРТDALLARA-F304«Даллара-F399» в погоне за преемницей F304. Видна разница в форме об текателей и расположении впуска: на старой машине – справа, на новой – сверх у. Система телеметрии AIM позволяет контролировать все параметры – от режима работы двигателя до угла поворота руля.Узнаете двигатель ВАЗ-21083? Гоночную версию выдают карбоновый впуск, системы зажигания и смазки.продольное перемещение коленва ла – нагрузка при размыкании дисков сос тавляет 320 кгс. Карбоновый впуск четырех дроссельный, диаметр заслонки 43 мм. Наполнением каждого цилиндра заведу ет одна форсунка, зажиганием – раздельные ка тушки на каждую свечу. Система смазки двигателя – с «с ухим» картером, выносной трехсекционный насос и ременный привод оригинальные. Мас ляный бак находитс я непосредственно в корпус е коробки передач. Расчетная мощнос ть этого двиг ателя составляет 174,5 л.с. при 7200 об/мин, крутящий момент – 192 Н . м при 6300 об/мин. Внешне новые силовые агрег аты, подготовленные кс езону-2007, отли чаются верхним располож ением воздухозаборника. Такая схема предпочтительней привычного «огурца» с правой с тороны, в котором прячетс я воздушный фильтр. Воздух над головой пилота чище, аэродинамическая зона здесь более спокойна я. Фильтрующий элемент увеличенного размера создает меньшее сопротив ление на впуске. Заднее антикрыло собс твенной разработки более эффективно – отчас ти благодаря переносу впускного тракта, отчасти благодаря своей форме. При той же прижимной силе оно создает меньшее сопротивление. Когда «Да ллара-F304» впервые появилась на подмосковной трасс е, соперники тут же окрес тили ее «ору жием возмездия». Пока его потенциа л полнос тью не раскрыт, ведь любое ору жие ну ждается в пристрелке. Хотя на первом же этапе команда оказа лась на подиу ме – неплохой показатель д ля непривычного к российским условиям болида.308 За рулем 11/2007