176
177
178
180
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЫНОК КОМПОНЕНТОВВинтик, шпунтик и гаечкаБазар на окраине, г де торгова ли дефицитными запчас тями д ля «жиг улей», ос тался в прошлом. Рынок ав токомпонентов в России превра тился в мощную индус трию; ее оборот в этом году – 17 м лрд. долларов. Сос тояние дел в отрас ли анализируют Игорь Моржаретто и Сергей Целиков.ЦЕНА ДЕТАЛИСразу определимся с терминами, поскольку рынок ав томобильных компонентов подразделяется на перви чный (компоненты, которые используются д ля производс тва ав томобилей на конвейере) и вторичный (запчасти для продажи через с ервис и маг азины). В мировой практике соотношение между ними примерно 70:30. В России – свои традиции, оттого с труктура рынка ав токомпонентов изрядно смещена в сторону «в торички»: как 40 к 60. Причин тому несколько. Во-первых, наш автопарк откровенно с тарый и треб ует постоянного обс луживания и ремонта. Доля легковых ав томобилей старше 10 лет в нем превышает 50%, а на относительно беспроблемные в возрасте до 5 лет приходитс я вс его чу ть более 20%. При чем эксплу атируется очень много ус таревших отечественных моделей. Например, вазовска я «классика» составляет 28,4% всех легковых машин, разные «москви чи» – 6,6%, «волги» – 6%, «запорожцы» – 3,3%, «уазики» – 2,5%. Во-вторых, дороги у нас по качеству весьма да леки от европейских. В-третьих, по числу аварий на тысячу автомобилей Россия – на одном из первых«Автосвет» (Киржач, Владимирская область) – крупнейшая в России компания автомобильной светотехники: на ее долю приходится 33% российского рынка.176 За рулем 11/2007 мест в мире. Даже по официальным данным раз в год в аварию попадает каждый сто пятидесятый автомобиль, но в реальной жизни это число как минимум в три раза выше. Оборот российского рынка компонентов для легковых машин сопоставим с оборотом самого рынка автомобилей. В 2007 году объем первичного рынка составит 7–8 млрд. долл. (примерно половину комплектующих произведут непосредственно на автозаводах). При этом 90% комплектующих предназначено для традиционных российских автозаводов. Тем не менее локализациясборки иномарок хоть и медленно, но все же идет. По нашим оценкам, к 2010 году доля компонентов для новых сборочных производств вырастет до 30–35%. А объем первичного рынка увеличится до 15 млрд. долл. Объем вторичного рынка автокомпонентов и запчастей по итогам 2007 года составит 10–12 млрд. долл. Оценивая рост парка и изменение его структуры, можно предположить, что к 2010 году он вырастет до 13–15 млрд. долл. и сравняется с первичным. К наиболее крупным сегментам рынка можно отнестишины (2,2 – 2,4 млрд. долл.; подробнее – ЗР, 2007, № 7), масла (1,1–1,2 млрд. долл., ЗР, 2006, № 12), аккумуляторы (500–600 млн. долл., ЗР, 2007, № 10), фильтры (250–300 млн. долл.). На рынке автокомпонентов сейчас насчитывается до двух тысяч игроков разного масштаба. Лидирующие позиции пока занимают отечественные заводы. Тем не менее активно идет процесс вытеснения российских брендов высококачественной продукцией из Европы, а также более дешевыми запчастями из Китая, Турции и Индии.НАША СПРАВКА В России уже работают СП с известными компаниями: Robert Bosch (выпуск элементов систем зажигания, светотехники), Siemens VDO (электронные автокомпоненты), Tenneco Automotive (детали выхлопных систем), Jonson Controls (сиденья), Magneti Marelli (светотехника), Delphi (автомобильные электрожгуты), ZF (производство коробок передач для тяжелой спецтехники), Cummins (двигатели для грузовиков), Federal Mogul (детали тормозных систем и сцепления). ний уже в 2007 году. Но хотя «в продолжение» 166-го постановления в прошлом году принято 566-е постановление правительства, по которому и производители компонентов могут получить льготный режим промсборки, говорить о бурном развитии российской отрасли «новой формации» пока не приходится. Министерством экономического развития и торговли уже подписано четыре новых соглашения о производстве компонентов: с КамАЗом (там создано два СП – с компаниями ZF и Cummins), ярославским заводом «Автодизель», а также с Toyota Boshoku (подразделение «Тойоты»). Кроме этого, как рассказал исполнительный директор Национальной ассоциации произвоНа правах рекламыВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ МЕНЯЕТСЯ…Концепция развития автомобильной промышленности, принятая правительством РФ в 2002 году, свою задачу выполнила: в страну пошли инвестиции. Сейчас уже работают (или строятся) семь новых сборочных предприятий, еще ряд проектов – на этапах всяческих согласований. Доля иномарок в легковом автопроме по итогам 2006 года составляла 23,6%. По нашему прогнозу, к 2010 году она должна увеличиться до 60–63%. К тому моменту сборочные предприятия «разгонятся» до 1–1,2 млн. иномарок в год; выпуск «старых» марок будет снижаться. Это заставляет мировых производителей автокомпонентов задуматься о собственных предприятиях в России. Аналитики ожидали активного прихода иностранных компа-СТРУКТУРА РЫНКА АВТОКОМПОНЕНТОВв мирев РоссииЗа рулем 11/2007 177 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЫНОК КОМПОНЕНТОВ«ВАЗинтерСервис» (ВИС, Тольятти) поставляет свыше 150 наименований комплектующих изделий на ав томобильные и сборочные заводы России (АВТОВАЗ, «Джи-Эм–АВТОВАЗ», «Иж-Авто») и 250 – на рынок запчас тей.дителей ав томобильных компонентов Михаил Блохин, есть еще 30 проектов, претендующих на промсборку. К нам хотели бы прийти европейская компания A utoЕМКОСТЬ РЫНКА АВТОКОМПОНЕНТОВ, млрд. долл.motive Lightning (фары, фонари и т.д.) и американска я Lear (жгуты электропроводки). Фирма TiRad из Японии решила построить в Нижнем Новгороде завод радиа торов; о вы-2007ходе на российский рынок думают также подразделение корейской компании «Хёндай», английская Stadco. Крупнейший мировой производитель компонентов – канадска я Magna International собирается вложить более 30 м лн. долларов вс троительство собс твенного завода в Татарстане, а также открыть два СП – с АВТОВАЗом иГ АЗом. Но, по с ловам М. Блохина, процедура оформления льгот пока не проработана и это серьезно затрудняет процесс. Не с тоит забыва ть, что в России у же выпускают немалую час ть комплектующих (см. Нашу справку ), многие марки находятся вс тадии организации производства либо проработки технических вопросов. В целом с учас тием иностранного капита ла на территории России работаетнесколько дес ятков компаний – производителей ав томобильных компонентов и запчастей.ПОБЕДИТ ДРУЖБАВо всем автомобильном мире давно идет процесс консолидации. Выгоды на лицо, в первую очередь – сокращение затрат на вс ех этапах производства, от разработки до продвижения коне чной продукции. В мировом масштабе за последнее дес ятилетие произошли у же сотни с лияний и поглощений компаний. На российском рынке производители компонентов традиционно группирова лись вокруг АВТОВАЗа, который выпуска л более 70% легковых ав томобилей вс тране. Самым крупным с тал дивизион «Ав токомпоненты» группы компаний «СОК». В него входит 11 пред-2010Сейчас на российском рынке автокомпонентов работает около двух тысяч компаний разного масштаба; через 5–7 лет останется только 1200–1300.178 За рулем 11/2007 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЫНОК КОМПОНЕНТОВЗавод «Кинельагропласт» одним из первых в Самарской облас ти стал обладателем сертификата обновленного стандарта качества ISO-16949.Курский завод «Счетмаш» активно развивает направление автоэлектроники для отечественных автомобилей.приятий в разных городах России (в собс твенности группы), еще пять с торонних заводов находятся в управ лении. В «СОК» также входят «Иж-Авто», ВИС и «РосЛада». Друг ая самарская группа – «Ав током» объединяет вос емь предприятий по выпуску ав томобильных компонентов и запчас тей; в нее такж е входит С ерпуховский автозавод (СеАЗ). Консолидация пошла ив шинной отрасли. За пос леднеевремя в России образова лось два крупных холдинг а – «Амтел» и «Сиб ур». В первый входит шес ть предприятий шинной индустрии, во второй – четыре достаточно крупных шинных завода. На чался процесс объединения и среди производителей аккумуляторов. Все это отрадно, но в мировой автомобильной индустрии идет и другой процесс – унификации узлов, агрегатов и даже платформ; одни и те же мо-дули и сис темы можно вс третить на машинах разных марок и классов. Унификация позволяет выходить на рентабельный объем производс тва отдельных узлов даже при достаточно скромном выпуске конкретных моделей. Увы, у нас в стране процесс унификации ав токомпонентов до сих пор только обс уждается. Первые контакты были ус тановлены меж ду АВ ТОВАЗом и «Иж-Ав то»; ряд нара-боток был у вазовских инж енеров с коллег ами из Нижнего Новгорода. Перспективные модели, за которыми будущее российского ав топрома, непременно б удут унифицированы, но вероятнее вс его не друг с другом, а с… инос транными моделями.ТОЛЬКО В СРОК!Усилившаяся в последнее время конкуренция зас тавляет российские ав тозаводы поднимать планку требований в области качества – и в перв ую очередь к своим пос тавщикам. При этом, как правило, заказчик с тавит ус ловие: повысить качество, не повышая цену! А то грозятся найти альтернативу. Кроме того, с ейчас практически на вс ех российских ав тозаводах внедряетс я система «береж ливого производства», которая предполагает снижение товарных запасов и, соответственно, вводит требование к пос тавщикам ос уществлять пос тавки точно в срок (Just in time). Так что времена, ког да автозаводы выну ждены были брать любые комплектующие на любых условиях – других-то все равно не найти! – ос тались в прошлом. Навс егда. И выживут только те производители компонентов, кто смож ет играть по новым правилам.НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ ВЫПУСКА АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ НАЧАЛА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА АВТОКОМПОНЕНТОВ, тыс. шт. в год180 За рулем 11/2007