320
321
322
324
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЕЗДА ПО ТРОТУАРАМПа-де-де с ПДДА ведь как надеялись, что новые штрафы помогут навести порядок на дорогах! Испугаются водители огромных расходов, да и перестанут безобразничать. Однако – воз и ныне там, убедились Максим Приходько и Конс тантин Якубов (фото).Столь однобокий подход к проблеме – повысить штрафы и дело с концом! – не перва я попытка депутатов и департамента безопасности движения обозначить хотя бы иллюзию порядка на дорогах вместо системной реформы. За пос ледние семь лет санкции за нарушение правил пересматривались у нас шес ть раз (в с торону увели чения, естественно)! В час тности, совс ем недавно ужесточили наказание за езду по велосипедным дорожкам и троту арам – до 2000 рублей; по обочине – до 500! Мы в очередной раз вышли на дорогу…ВДОЛЬ ПО РЕЛЬСАМНаш первый «пос т» – на с толичном проспекте Андропова. Время – около шес ти вечера. Час ть тротуара огорожена металлическими с толбиками. Вс е полосы заняты ав томобилями, которые грус тно плетутся со скорос тью километров 10–15 в час. Прибавьте к этом у мелкий-мелкий противный дождик и поймете, от чего лица водителей выраж ают скуку и грус ть. Но! Ес ть кусочек троту ара – не большой, метров 300 – по которому можно проскочить пробку и потом вклинитьс яв общий поток. Вг лядываясь в бесконе чную вере-ницу ав томобилей, пытаюсь уг адать, кто первым «протопчет» а льтернативную дорогу. Тем более что у же нака тана коле я: значит, место «хлебное»! Ожидание было недолгим – каких- то 8–10 минут, и на тротуар въезжает «десятка». Ма ло взобра ться на бордюр, надо объехать ж елезные с толбы и деревья по газону, который у же размоча лили другие любители «городского ра лли»! Упражнение «десятка» выполнила на отлично: проползла по грязи почти на брюхе, объехала столбики и водитель вс е-таки лихо обогнал дюжину автомобилей! Какие колышки320 За рулем 11/2007 «Мы не ищем легких путей!», или ралли по-русски (наш герой – «десятка» с номером о233се177). «Правила хорошего тона»: барышни обязаны ус тупать дорогу на тротуаре всем проезжающим мимо транспортным средствам (кавалер – на «десятке» с номером а030вв31).и трубы? Наш народ, каж ется, готов штурмовать противотанковые ежи! Следом за «десяткой» лихой маневр повторяет с еребристый «д жип». Что ему какая-то московска я грязь? Кое-кто пошел по более легкому пути: вроде бы заехал на заправку, а на самом деле «сокра тил дистанцию» по тротуару метров на 120 и влился в поток. Таких находчивых за час мы насчитали 32! Низкий поклон и уваж ение всем, кто терпеливо мучилс яв пробке, но не «попер» по г азонам и тротуарам – помнил, что езда по ним запрещена. Вне зависимости от с уммы штрафа. Хотя ни по новым, ни по старым расценкам наказать лихачей никто не спешил: ни одного сотру дника ГИБДД в тех местах замечено не было. Мы решили сами наказа ть нарушителей и сняли их номера – в смыс ле, сфото-графировали. Смотрите на этих… неводителей! Они не знают, что троту ар – чтобы ходить, а не ездить! Следующий пункт – на шосс е Энтузиастов. По три полосы в каж дую сторону; по утрам и ве черам, в часы пик здесь многокилометровый затор. Но рядом – трамвайная линия и широкий тротуар: прекрасная возможность д ля маневра! Давно это поняли ивГ АИ: въезд на троту ар огорожен врытыми в асфальт трубами. Рядом – стенды с грозными предупреж дениями, что езда по трамвайным путям запрещена (если кто не зна л)! С лова подкреплены аж тремя знаками: «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и «Неровна я дорог а». Сначала не поняли, при чем тут «неровная дорога»; оказа лось, метров через 200 от устрашающих знаков троту арная плитка,обрамляющая ре льсы, внезапно заканчивается. Вот это – настоящая западня! Дальше можно проеха ть только по рельсам (если колея совпадет). …Первый же нарушитель лихо с тартанул прямо по путям встречного направления – я даж е засечь время не успел. А потом пошло как по маслу: каждые три минуты из общего потока вынырива л очередной «ра ллист» и рва л по трамвайным путям. О тметились вс е: от маршру тного автобуса «Форд» до прес тижного «Лексуса». А уж оте чественной техники – нес ть числа! Не удержался и спросил у очередного, девятого по с чету нарушителя, аккуратно пытающегося на своей «десятке» проехать по рельсам: «Му жик! Ну ку да ты? ..» И был незамедлительно пос лан по извес тному адресу… Понаблюдали, как в корму «четЗа рулем 11/2007 321 БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЕЗДА ПО ТРОТУАРАМНесется, «как по рельсам». Почему «как»?верки»-такси уперс я трамвай: звенел, конечно, но ку да тут денешься? Итого за отчетные 60 мину т мимо нас (и мимо пробки) по рельсам и тротуару проехали 20 автомобилей! Правда, неда леко: пробка тянулась и да льше. За то каков экс трим! А вот людей с полоса тыми палочками мы за час не увидели…СИНДРОМ ВЫХОДНОГО ДНЯРешив не ограни чиваться регис трацией фактов – караул, нарушают! – продолжили наш рейд силами вс его отдела ав томобильной жизни ЗР. Каж дый взял на с ебя обязанность в ближ айшие выходные проехать по одному из популярных подмосковных маршрутов. Картина оказа лась неутешительной. На Волоколамском, Горьковском, И льинском, Новорижском, Можайском, Симферопольском шоссе – везде вс убботу и воскрес енье чадили многокилометровые пробки, и везде нашлись свои «короли обочины». Своеобразный рекорд зафиксировали в Ба лашихе (Горьковское шоссе), где по обочине ав томобили двигались в два ряда, а самые «внедорожные» петляли третьим рядом – меж ду деревьев по извилистой колее! При том в непосредственной близости от поста ДПС… – А почему не наказываете тех, кто по обочине едет? – спрашиваю инспекторов. – Вы что, сами не понимаете? Смотрите, какая пробка! Всех, что ли, наказывать? Представляете, сколько времени уйдет на заполнение протоколов? – Ну хотя бы пос тавьте машину ДПС где-нибудь рядом – вс е будут предупреждены и, чтобы избежать наказания, по обочине не поедут!– Предупредить? А за чем? – прапорщик искренне удивился и махнул рукой. – Езжайте по своим делам. Р аботать не мешайте! …Справедливости ради надо сказа ть, что на этих шоссе все-таки работали «бригады» ДПС – мы нас читали три- четыре – которые ос танавливали подобных нарушителей ПД Д. Только вряд ли это дава ло сколько-нибудь д лительный эффект. Впрочем, как и новый закон в целом. Ведь никто не возраж ает, что нарушителей на-до наказывать. Только вот зачем и почему выезжают на обочину? Коне чно, не потому, что так нравитс я; прос то многокилометровые пробки с тали би чом многих российских городов. Поэтому логи чнее пос тавить вопрос иначе: а что с делали в ласти, чтобы хоть как-то разрешить проблему? Понятно, что невозможно пос троить одним махом тысячи километров недос тающих дорог. Но можно, например, орг анизовать реверсивное движ ение в часы пик! В арс енале– Почему не наказываете тех, кто по обочине едет? – спросили мы инспектора. – Что, сами не понимаете: смотрите, кака я пробка! Всех, что ли, наказывать?А что, если однажды трамвай догонит такого таксиста? (его номер – в894аа150).322 За рулем 11/2007 РЕЙД ЕЗДА ПО ТРОТУАРАМНа правах рекламыНе хватает видеорегистратора. Только поможет ли? (а мы поможем! «Мицубиси» о223ес150, «четверка» в543ра177).специалистов немало подобных решений; а на практике… на практике людям в форме удобнее стоять на посту и лишь иногда отправляться в рейд вдоль обочины, чтобы поймать десяток-другой нарушителей и выполнить план (увы, он существует по сей день!). В условиях пробки это несложно. Новый закон дал для такой «работы» очень удобный инструмент. Увы, других плюсов от новых штрафов пока не видно. P.S. Готовясь к рейду, попытались получить простую цифру: многих ли у нас в стране уже оштрафовали по «новым расКОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации ЗР Непонятно, почему нельзя подготовить закон таким образом, чтобы не оставить ни малейшей возможности трактовать правонарушение двояко? Возьмем, к примеру, статью 12.15 КоАП. Часть 2 устанавливает ответственность в виде штрафа 2000 рублей за движение по тротуарам. А что считать движением, сколько метров-километров по тротуару нужно проехать? Если водитель заехал на тротуар, припарковался и при этом мешает проходу пешеходов, по какой статье его наказывать? Логично было бы ответить, что по части 3 статьи 12.19 КоАП (нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств), но, с другой стороны, ведь прежде чем поставить автомобиль на стоянку, водитель по тротуару двигался. Часть 1 статьи 12.15 КоАП предусматривает штраф (500 рублей) заценкам» за езду по тротуарам и обочинам? Этими же данными, как я выяснил, озаботились члены Совета федерации. Однако, как нам объяснили в ДОБДД МВД РФ, таких сведений еще нет: поправки в КоАП «работают» всего пару месяцев, а отчетность в милиции полугодовая. Лишь в ГИБДД Алтайского края неожиданно сообщили, что за первую неделю после введения новых штрафов за езду по тротуарам выписаны протоколы на 84 водителя, за езду по трамвайным путям – на 56. Танцы с «пэ-де-де» продолжаются…движение по обочине. Опять же возникает вопрос: если ПДД (пункт 12.1) разрешают остановку и стоянку, в том числе на обочине, то как на нее попасть, не проехав по ней? Вот и получается, что сотрудникам ГИБДД развязали руки: они могут трактовать те или иные случаи по своему собственному усмотрению. Инспекторам в первую очередь надлежит заниматься предупреждением административных правонарушений и уже во вторую – наказывать нарушителей ПДД. Мы без труда нашли десятки (!) мест в столице и ближнем Подмосковье, где водители постоянно нарушают правила. Если выставить в некоторых наряды ДПС (для предупреждения!), лихачить просто не посмеют. Но это – только часть проблемы; напомню всем автомобилистам главное – не нарушайте Правила!