374
375
376
РЕТРОИСТОРИЯ ГОНКА ЗВЕЗДИногда кажется, что несущиеся по ледовому кольцу «москвичи» и «жиг ули» заворажива ли скоростью и ревом форсированных моторов только что, ну... почти в чера. А ведь многих сегодняшних поклонников гонок, да и чемпионов, еще на свете-то не было! Им, верно, тру дно представить, на каком подъеме находился оте чественный ав тоспорт в 1970-х, при том, что телевидение его не ж аловало (кстати, более-менее подробно освеща ли лишь «Гонку звезд»), а иномарок вс тране почти не было… За то с начала 1970-х наши спортсмены очень неплохо выс тупали в Кубке дру жбы ( чемпионат социалистических с тран, проводимый в нескольких ав томобильных и мотоциклетных дисциплинах), да ив ра лли, престижных даж ев большом мире, – «Лондон – Мехико», « Тур Европы», «Акрополис» – выглядели неплохо. В 1970- х обочины раллийных трасс и трибуны ипподромов не пус товали, а тысячи ма льчишек бредили гонками. Вот на этой волне руководство «За рулем», а точнее, зам. главного редактора Марк Григорьевич Тилеви чи задумал зимнюю гонку (по с ути, национальный вид спорта), которая собрала бы самых известных пилотов с траны из разных (!) дисциплин, позволила определить лучших в очном абсолютном за чете. Зимний ипподром – компактно, зрелищно. В те годы практически все ра ллисты и кольцевики чрезвычайно охотно выезжали на такие соревнования. Молодым тру дно предс тавить, сколь с транные шаги порой приходилось предпринимать «зарулевцам», чтобы пробить соревнование. Командирам Д ОСААФ – почти сплошь генералам, без благоволенияСамые мощные, подготовленные на заводах моторы спортивных «москвичей» и «жигулей» развивали до 145 л.с.По быстрому льдуПолным ходом идет подготовка «Гонки звезд «За рулем»-2008». Между тем на носу юбилей: первая гонка прошла в 1978-м! Ход событий 30-летней давности восстановил Сергей Канунников. Фото: Владимир Князев, Игорь Бахтин.374 За рулем 11/2007 которых соревнования такого масштаба не орг анизовать, – оказывали ус луги, прис траивая машины их детей на с танции обс луживания. Дос тать шины для призов тоже не просто. Даже масштабные моде ли советских ав томобилей д ля подарков призерам покупа ли в «Детском мире» (да, да, такие призы!) по знакомс тву. Но вс е это не зря! Гонщики ( уже мас титые – победители и призеры чемпионатов СССР, а такж е молодые, но перспективные) восприняли персона льные приг лашения от «За рулем» с гордос тью. По свидетельс тву учас тников «Гонки звезд», выс тупление в ней с читалось не менее, а д ля кого-то и более почетным, нежели в чемпиона тах с траны. Руководители ав тозаводов и организаций, г де были сильные гонщики, тоже восприняли мероприятие благосклонно. И вот зимой 1978-го на московском ипподроме собра лся весь цвет советского ав тоспорта. С тарт приурочили к 80-летию первой в России «гонки моторов» и... 60- летию соревнований Вс евобуча. Что это за соревнования, полаг аю, и тогда для большинства было загадкой. Но так уж принято: привязаться к какой-ниб удь «славной дате». До старта перед трибунами в открытых машинах проеха ли ветераны автоспорта, участники марафонов «Лондон–Сидней» и «Лондон–Мехико». Кстати, необычное открытие гонки позднее стало традицией. Зрители, не побоявшиес я морозов, видели, например, парады конников или ав томобилей из музея АЗЛК, гонки на снегоходах... А что касаетс я ветеранов – не вс ек тому времени повесили шлем на г воздь. На с тарт вышел гонщик АЗЛК Иван Астафьев, которому исполнилось уже... 53. И с татистом он быть не собирался! Битва на прос теньких по современным меркам «москвичах» и «жиг улях» развернулась совс ем не шу точная.В 1978-м победите ля гонки Анатолия Козырчикова от Владимира Гольцова, занявшего в торое мес то, отделяли всего два очка, а от с тавшего третьим Никола я Больших – пять. Вс е трое выс тупали на «москвичах», Гольцов – на ижевском. Там к гонкам относились особенно с ерьезно: поддерживали спортсменов, тщательно работа ли над машинами. Любители ав тоспорта наверняка помнят «ИЖ-Ралли» – мелкос ерийный спортивный автомобиль на основе 412-го. Вообще- то спортивные, даж е «чис то» ипподромные машины (а здесь даж е раллисты, как правило, с тартовали на специа льно подготовленных для таких гонок автомобилях) тогда были гораздо ближе к серийным, чем нынешние. Тем не менее помимо каркаса безопаснос ти и облегченного ку зова с тавили двигатели мощнос тью до 130 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы, коробки передач с измененными передаточными чис лами. Р азумеется, вс е это в рамках дейс твовавших тог да техни ческих требований. Как мог ли, подбирали шины, ведь по снежному ипподрому ездили в те годы без шипов! Конечно, у каж дой команды, у каж дого спортсмена водились ма ленькие с екреты. В том числе, видимо, и они помогли в 1979-м иж евским гонщикам Владимиру Гольцов уи Александру Грайфу занять первые два мес та. А каково пришлось Анатолию Козырчикову! Мотор его «Москвича-2140» отказал за 150 м до финиша – пришлось довольс твоваться третьим местом. В 1980-м гонку впервые выиграл спортсмен ВАЗа: Ва лерий Сажин выступал на «Жигулях» с кузовом от модели 21011 и форсированным мотором 1,6 л. Именно на таких чаще всего ездили спортсмены – богатая отделка им, разумеется, ни к чем у. Третьим тож е был тольяттинец Васильев, аТрибуны столичного ипподрома, как всегда, переполнены. До старта – секунды. Состав подбирался такой, что не менее половины участников могли претендовать на победу.В 1986 году «Гонку звезд», проходившую в Раменском, выиграл Виктор Козанков. Пока на «Жигулях», но эра переднего привода уже началась.Езда по льду на заднеприводных автомобилях – занятие, да и зрелище, не менее увлекательное, чем современные гонки.За рулем 11/2007 375 РЕТРОИСТОРИЯ ГОНКА ЗВЕЗДс титулами, но и молодых, перспективных. В 1982-м гонку прове ли на очень коротком ипподроме в Измайлове. Впервые автомобили вышли на старт на шипованных шинах. Здесь победил испытатель ЗИЛа Николай Больших. Р аллийный экипаж близнецов Никола яи Игоря, входивших в сборную СССР, в те годы любите ли спорта очень хорошо зна ли. Николай был у же и чемпионом страны по трековым гонкам. Некоторое врем я братья выс тупали за АЗЛК, затем перес ели на «Жиг ули». На ВАЗ-21011 с мотором 1,6 л Николай и победил вИ змайлове. вание отнюдь не обернулось игрой в одни ворота. Жите ли тихого городка проявили к гонке такой интерес, с ловно на озере призем лилась косми ческая ракета. А мастерам из ГусьХрустального мы обязаны переходящим призом – хрус тальной шиной… Потом появились переднеприводные машины, за тем в бой вс тупили иномарки. С тех пор как в 1978-м на московском ипподроме впервые выстроились «жигули» и «москвичи», чтобы поборотьс я за призы «За рулем», изъезжено много шин с шипами и без. Нынче «Гонка звезд», в 2006-м вновьВ 1981-м только Константин Антропов (№ 10) выступал на ИЖ-2125 «Комби». Ижевский гонщик замешкался на старте одного из заездов, но в итоге стал вторым.на второе мес то, отс тав от Сажина всего на одно (!) очко, вышел Гольцов. А еще в 1980-м триб уны вновь рукоплескали Ивану Астафьеву, которому исполнилось у же 55! Выс тупил он, правда, неу дачно, но уваж ения к ветерану это не у бавило. Тем более что в ту же зиму участник ра лли-марафона «Лондон – Мехико» с тал... бронзовым призером чемпионата страны! Кстати, и на следующий год Ас тафьев был на звездной гонке не последним. 1981-й принес триу мф Ижевскому заводу: первый – Александр Грайф на 412-м, второй – Константин Антропов на ИЖ -2125 «Комби». Третьим стал Павел Мих ейкин с АЗЛК, стартовавший на «Москви че2140». Кс тати, еще одна особенность «Гонки звезд» тех лет: редакция приг лашала не только признанных мас теровНа прямых перед виражами «москвичи» и «жигули» развивали нешуточные 130–135 км/ч.Противостояние АЗЛК и ВАЗа порой принимало весьма ж есткие формы.Вторично он выигра лв 1984-м, когда из-за теплой погоды пришлось перенес ти соревнования вГ усь-Хрустальный. Превратить замерзшее озеро в приемлемую ледовую трасс ус тоило огромных усилий. За то гонка, как вс егда, прошла очень интересно. Николай Больших стал первым в ис тории «Гонки звезд» дв укратным победителем, к тому же набрал 30 очков из 30 возможных! Но соревно-ставшая «зарулевской», собирает полные трибуны и именитых спортсменов. Они в силу возраста не мог ли видеть те, первые старты. Жаль – кое-что они все-таки потеряли... Редакция благодарит Николая Больших за помощь в подготовке материала. P.S. О «Гонке звезд «За рулем»-2008» читайте в разделе «Спорт».376 За рулем 11/2007