298
299
СПОРТИППОДРОМ«Звезды» возвращаются на БеговуюТрадиционная «Гонка звезд «За рулем» возвращается на Центральный Московский ипподром. Это стало возможным благодаря инициативе известного коннозаводчика и ныне директора ипподрома Василия Панченко. С ним встретился главный редактор ЗР Петр Меньших.Помпезное сооружение в центре Москвы, на Беговой улице одним своим видом вселяет веру в успех – мол, мы мож ем вс е! Психология победителя изна чально заложена в самой архитектуре. И уж совсем не важно, что отовсюду на тебя смотрят не решетки радиа торов, а симпа тичные лошадиные морды. Ведь ес ли разобра ться, автоспорт – г енетический наследник конного. Те же боксы, паддоки, пит-стопы, дорожки, круги – тот же азарт! И, конечно же, порода! – Мы словно боимся этого слова: порода! – замечает Василий Яковлевич. – А зря! Порода исключительно важна – как д ля машины, так ид ля лошади. Как коннозаводчик, замечу, что держ ать среднюю лошадь никакого смыс ла нет – это чис той воды разорение! Да, Василий Панченко – не только г лава ипподрома, но и преуспевающий коннозаводчик – его 22 лошади пос тоянно выигрывают вс евозможные призы. Видимо, здесь наши де ла ку да лучше, неж ели в автопроме. О днако ту тже выясняетс я, что за год эти лошадки принес ли хозяину всего... 350 000 рублей призовых! Почему? Разве в конном спорте мы не на должном уровне? – Да, – усмехается Панченко, – на должном. Только этот уровень – «жиг улевский», не выше! Мне в Италии один старый коннозаводчик на па льцах вс е объяснил. Смотри, говорит: ес ли принять ожидаемый успех лошади за 100%, то 50% определяются ее матерью, 25% – отцом, а последние 25% – содерж анием! Вот этих- то 25 процентов у нас сегодня и нет: купить –Директор Центрального Московского ипподрома Василий ПАНЧЕНКО: « Нам ну жны интересные, яркие шоу!».это еще не вс е! При с ерьезном подходе каждой лошади под бирают свое с ено, обвешивают вс е вокруг темпера турными и прочими да тчиками, беру т кровь на анализ – понимаете? Ес ли всем этим не заниматься, получатся «Жигули», а не «Ф еррари»! Е здить, конечно, можно, но про высший уровень лучше забыть. Меж ду прочим, классную лошадку д ля выездки готовят 6–7 лет, и с тоит она при этом до миллиона евро! Поэтому даж е моя конюшня для парижей пока что не годится! Действительно, очень похож е на ав топром – как ту т не вспомнить пос ледний Франкфуртский салон? И надпись «Ску дерия» – то ес ть конюшня – умес тна именно на «Феррари-430». Порода дает себя знать – равно как и ее отсутствие. А роспись «Калины» под Хох лому – лишнее тому подтверждение. – Я рад, что в свое время жизнь зас тавила меня зарабатывать деньги! – возвращается к финансовой теме Василий Яковлевич. – Сегодня вновь предстоит научить этому ипподром. Б удем под тягиватьсяк Европе: там это дело процветает и приносит всем хороший доход – и гос ударству, и наездникам, и в ладельцам лошадей. В Париже, кс тати, через неделю ска чки: Гран-при – полтора миллиона евро! Половина – в ладельцу лошади: чувс твуете размах? А в Гонконге призовые до шести миллионов доходят. У нас же победитель заезда сегодня получает 580 ру б. – одни подковы ку да больше с тоят! Ну да ни чего – до нового года проведем акционирование, тог да на чнем распоряж аться нашим богатством по-деловому. Действительно, ситу ация! Ипподром десятилетиями демонстрировал невиданную в СССР самос тоятельность, работа яв одиночку как за казино, так и за прочие игорные заведения – ведь ни чего этого в стране не было. А сейчас, как ни странно, он не имеет права зарабатывать! Престижнейшее и удобное место в центре Москвы: огромный паркинг, лучшие спортсмены – провести бы здесь «зарулевскую» «Гонку звезд», как тридцать лет назад... Что скажете, уважаемый директор?298 За рулем 11/2007 – Проведем! – он уверенно кивает головой. – Нам нужны интересные, яркие шоу подобного уровня – особенно зимой. Можно будет и тотализатор с автомобилями опробовать – почему бы нет? Василий Панченко – один из тех немногих предпринимателей, кто «выжил» после угасания волны кооперативного движения. Он – владелец пяти предприятий, а как коннозаводчик начинал с одной лошадки. Сегодня его конный завод под Коломной, созданный с нуля, занимает семь гектаров. Кстати, а кто станет акционерами ипподрома? – Государство! – поясняет Панченко. – Это – нормальная практика: в западных странах двигателем коннозаводства служит тотализатор, а тот в свою очередь является монополией государства – у него, как правило, 51% акций. У нас же будет два акционера – Минсельхоз и Минимущества. К 1 января 2008 года им достанутся 100% акций – надо полагать, они распорядятся ими должным образом. Вовсяком случае, это было бы логично. Породистые лошадки грациозно скачут по овалу ипподрома. Кстати, а насколько уместно сопоставлять действия водителя и наездника? Прекрасно помню, как когда-то, будучи совершенно неопытным всадником, пребольно стукнулся коленом о дерево... – Так лошадь-то при этом прошла нормально! – вступается за любимых животных Василий Яковлевич. – Она чувствует габариты, но оценивает их по себе. Зеркал заднего вида на ней, извините, конструкцией не предусмотрено – это уже наездник должен соображать, куда ее направлять! Собственно, как и на автомобиле: сколько бы там лошадиных сил под капотом ни было, управляет-то водитель. И никакая машина вас не вывезет, если вы по ошибке пришпорили ее, загнав в критическую ситуацию. Да, все верно. Кстати, в той же Европе сегодня хорошо развивается драйвинг – катание на объезженных лошадях. У Панченко свой экипаж, конечно же, есть – ион уверяет, что управлять парой лошадей куда приятнее, чем автомобилем. Но... – Но лошадь – она не для Москвы! – убежденно восклицает он. – О ее использовании в качестве транспорта речь вообще не идет – это нереально. Беда в том, что ей и без этого здесь тяжело – даже если ее в прицепе везут! Животное в этом сумасшедшем потоке нервничает, дергается – даже смертельные случаи бывали... А за городом – другое дело.Свой первый автомобиль Панченко прекрасно помнит – подержанный ВАЗ21011 белого цвета с двигателем 2106. Аесли сравнить с первой лошадкой? Какая разница между ними – ведь на машине он ездил сам, а лошадь наверняка поручил кому-то? И как ее звали? – Варяг! – улыбается директор. – Вы правы – разница большая: машину гонял сам, а лошадку отдал конюху. Она, как ипподромный боец, стояла у мастера-наездника. Но лошадка меня прекрасно знала ивсегда узнавала, когда приходил ее проведать! С машиной все не так. Простите, Василий Яковлевич – непонятно… Вы же говорили, что от обыкновенной лошади никакого проку нет – разве не так? А ваш Варяг вроде бы ничего такого не выигрывал и по заграницам не ездил. Зачем же покупали? – Зачем? – усмехается директор. – А затем, что в душе мы всегда полагаем, что купили именно чемпиона! Как с машиной, так ис лошадью! Да и опыт приходит со временем, а не сразу. К тому же не секрет, что лошадки бывают разные – скажем, не только для скачек или выездки, но и просто – для дачи! Впрочем, подобного рода покупки для населения пока что в диковинку.Это – наследие советских времен – купить личную лошадь было теоретически невозможно. Впрочем, когда-то ис автомобилями в нашей истории было то же самое. А история, между прочим, сделала неожиданный зигзаг. В первом номере ЗР 1928 года наши коллеги всерьез сравнивали перспективы автомобиля и лошади – мол, кто кого. Еще буквально вчера такая постановка вопроса казалась наивной, но ситуация меняется на глазах. Ведь личный автомобиль, как и личная лошадь, во всем мире теряет роль городского транспортного средства – десяток лет назад мы вряд ли поверили в это. И кто знает, не разделит ли вскоре автомобиль участь своей гривастой предшественницы? По городу нас будут возить метро, монорельсы и прочие транспортные средства, а личный автомобиль окончательно переедет за город. И, конечно же, на спортивные трассы, сменив свое сугубо утилитарное предназначение на духовное. Для того чтобы вместе с лошадками позволить нам вновь вспомнить о душе ипросто получить удовольствие от общения с лошадиными силами в любом их обличье. Например, на Московском ипподроме! Благодарим вас, Василий Яковлевич, за интересные инициативы.На правах рекламыЗа рулем 11/2007 299