328
329
330
БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТ LIFAN BREEZАктивная фаза удара, 0,07 сс момента с толкновения. Видны натянутые лямки ремней безопасности. Через сотые доли секунды…Вылет вне расписанияВсе шло по плану: отсечки времени готовности, команда «автомобиль пошел», разбег, удар, отскок.… За сертификационным крэш-тестом «Лифана-Бриз» на Дмитровском полигоне следил Игорь Козлов. Фото: Георгий Садков.РОДИЛСЯ В КИТАЕ, ПРОПИСАН В РОССИИЭтот «Лифан» собрали из машинокомплекта на заводе «Д ервейс» в Черкесске. У же в этом году здесь планируют выпустить тысячу «лифанов», а вс ледующем – довес ти производс тво до 8–10 тыс яч! Р еализовать этот объем на нашем рынке взялась компания «Автомир», которая и явилась инициатором экспансии китайской марки. Испытания по безопасности, принятые в КНР , с ущественно отличаются от европейских. В перв ую очередь меньшей скоростью в момент удара (50 км/ч против 56). Как- то справится русский «китаец» с европейскими нормами? наклейки на кузове – перекрестья точек контроля деформации и бортовой номер испытуемого – 795. Прозвучала команда «Старт». Пока «Лифан» набира л скорость, невольно подумалось о тяжкой с удьбе манекенов. Удар, бац, лязг... Упаси бог ус лышать эти звуки в ином месте! Скорость с толкновения составила 56,6 км/ч (норма тив 56+1), но едва автомобиль сложился, как лобовое с текло со стороны пассажира лопнуло и выгнулось характерным горбиком, что бывает при ударе в него головой. Дым от сработавших пиропа тронов единс твенной подушки безопаснос ти и преднатяжителей ремней развеялся, а х удшие опас ения, увы, нет. Манекен-пассажир (до удара лысый) обре л короткую «стрижку» в виде множества осколков стекла на темечке. Его ремень расс тегнулся в самый ответственный момент! Впрочем, водите льскую дверь открыли без спецсредств, что вс елило надеж ду на здравие хоть одного «пострадавшего в ДТП». Его подушка сработа ла на «отли чно», че-Идут последние приготовления – кисти рук водителя фиксируют на руле скотчем. Пассажир пристегнут и оттого спокоен. Пассажир до удара в лобовое стекло хорошенько приложился о панель приборов, сломав «бардачок» и, скорее всего, нос и несколько зубов.БОРТ 795Пока идут последние приготовления, есть время бегло оценить ка чество российской сборки. Зазоры кузовных панелей невелики и равномерны. Дефектов окраски не видно, как нет и складок на ковриках в са лоне, «лишних» саморезов и пис тонов, чем извечно греша т наши ав то. Внешний вид не портят даж е328 За рулем 11/2007 …замок пассажирского ремня не выдержит нагрузки, расстегнется и отпустит манекен в свободный полет – головой в лобовое с текло.му свидете льство отпе чаток физиономии ровно по центру купола. Д аи руль с педа лями фактически не пос ягнули на свободу прос транства – перемещения первого сос тавили всего 25 мм вну трь салона и 41 мм вверх (при допуске 100 и 80соответственно), а педали и вовсе остались на мес те! В целом кузов сложился по всем правилам инж енерного искусс тва. Передок принял на себя основную энергию у дара, пог асив нужное коли чество «д жоулей». Но что скажут датчики?СЛОВО ПОТЕРПЕВШИМДействительно, водите ль отделался испугом. Критерий травмирования головы (HIC ) составил вс его 565,9 ед., а изгибающий момент шеи – 26,8 Н . м, что по методике E uroNCAP (примем ее д ля косвенной оценки) находитс яв границах зеленой зоны – соответственно до 650 и до 42. Да и другие параметры в норме: сжатие грудной клетки, сжимающее усилие левого бедра, перемещение коленных чашечек, с жимающее усилие голеней (см. рис.). Подпортило картину правое бедро – с жимающее усилие превысило порог зеленой зоны, однако до предела, при котором вероятен перелом, запас ес ть. В общем, пациент жив ив меру здоров. А вот пассажиру дос талось больше. По данным да тчиков в грудной клетке через 0,083 с после с толкновения ремень разжал объятия, при этом основная фаза у дара (пик перегрузок) пришлась примерно на 0,1 с. Может, за эти 0,017 c не успеет с лучиться ни чего с трашного? С удя по критерию травмирования головы в 704,9 единицы, до предела в 1000 (по Правилам ЕЭК ООН) да лековато, однако результирующее ускорение при длительности 3 мс составило 75,8 g , что у же совсем близко до порога в 80 g. Но говорить о том, что головной мозг с ерьезно пос традал, при таких показа телях форма льноПЕРЕГРУЗКИ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРАне приходитс я. А вот с шеей – беда. И згибающий момент, вызывающий кивок вперед, составил 33,9 Н . м, что в принципе допустимо (предел по нормативу – 57 Н . м), но при отскоке бедолага запрокинул голов у под дейс твием чу довищного момента, превышающего порог измерительного обору дования – более 100 Н . м!РАЗБОР ПОЛЕТОВЧто же произошло с «пассажиром»? Пос ле того как его ремень не с дюжил и тело пошло вперед, изгибающий момент шеи, разумеетс я, снизилс я, но лишь до поры. Скользнув головой по панели приборов (на 0,09 с) и ту т же приложившись ею вс текло, манекен обрел точку опоры, но туловище продолжает полет по инерции и своей массой гнет шею, правда, пока еще в пределах допустимых зна чений (отрица тельный пик на 0,12 с). В этот момент автомобиль уже вс тадии отскока и, составляй манекен с ним единое целое (б удь он пристегнутым), его пос ледним движением было бы запрокидывание головы и несильный удар в подголовник. Но подголовник-то да леко! Не найд я опоры, голова уходит назад на запредельный угол, а у человека это 73–81 градус. Топология же манекенов (размеры, масса и подвижнос ть час тей тела) примерно соответствуют среднестатистическим антропометЗа рулем 11/2007 329Примечание. П.10 Правил ЕЭК ООН: Пиковые значения параметров для головы и шеи, достигаемые в ре зультате вторичных ударов после первого контакта, не должны приниматьс яв расчет при определении максимальной величины критерия травмирования. БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТ LIFAN BREEZрическим данным человека, и при таких углах показания датчиков зашкаливают – нет смысла в расширении шкалы, если шея уже сломана. Так что основная причина как минимум «тяжкой инвалидности» манекена – в огромной амплитуде его полетов по салону, что еще раз подтверждает пользу ремней (разумеется, исправных). Однако не все так печально. Конечно, манекена жаль, но на то испытания, чтобы «малой кровью» исправить ошибки, а они случаются иу более именитых производителей. Например, с похожей проблемой «недержания» замка в свое время столкнулись вазовцы, а дело оказалось всего-то в кронштейне замка. Из-за его чрезмерной жесткости ремень при столкновении вмиг натягивался и «пел» словно гитарная струна. От этих высокочастотных колебаний замок самопроизвольно расстегивался. Конструкторы сбили ремень с «ритма», сместив крепежноеСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙБезопасны ли китайские автомобили?По ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН № 94) машину бьют на скорости 56+1 км/ч о специальный деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием. Его параметры и структура жестко нормированы не только по общим размерам, но и плотности сотового блока (28,6 кг/м з ± 20%), материалу – алюминий 3003 (BS 1470) и напряжению при ударе (0,342 МПа – 10%), чтобы воспроизвести свойства кузова усредненного встречного автомобиля. Кузов «Лифана» сложился как положено: передок погасил энергию удара; оставшейся не хватило на деформацию салона.34% они не опаснее отечественных 26% об этом слишком мало данных 40% по цене и безопасностьотверстие относительно линии приложения нагрузки – всего-то изогнув ножку замка! Так же поступили «китайские товарищи» и, пока материал готовился в печать, провели успешные испытания автомобиля с новыми замками.На правах рекламы330 За рулем 11/2007