334
335
БЕЗОПАСНОСТЬВЕРСИЯ ЗРдруга Андрея (утром он приезжал на место Д ТП и видел изуродованный «Фокус»), у машины сильно повреж дены задняя час ть и правый бок, а двиг атель буквально вылетел на дорог у. Будь авария «лобовой», как нас пытаютс яу бедить, мотор прос то вм яло бы в са лон, а тут – «ровно наоборот»... И еще интересная деталь: по его же словам, изуродованный «Мерс едес» ва лялся на обочине, а «Форд» остался на дороге. Я нисколько не сомневаюсь, что покойный водите ль г убернатора был настоящим профессионалом. Но вспомним, как езд ят у нас ав томобили, «приписанные» к власти. Им «в с лучае выполнения служебного задания» законом разрешено отступать от тре бований ПДД. Повторяю: я не сомневаюсь в профессионализме водителя В. Цветкова, но не мог у считать дилетантом и А. Никифорова: водительский с таж – больше 15 лет, открыты все ка тегории. Многие тыс ячи километров намотал по европейским дорог ам за рулем большегрузных машин. Оттуда, наверно, и привычка – вс егда прис тегиваться. Не с лучайно пос ле этой аварии он остался живым. Увы, губернатор и его водитель ремнями пренебрегли.ловное дело по ч. 3 ст. 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение Правил дорожного движения, пов лекшее по неос торожности смерть дв ух и более лиц). Пока идет следствие, указыва ть на винова того никто не имеет права. Мог у лишь с троить предположения, опира ясь на те немногие факты, которые у же извес тны вс ем или с тали извес тны мне в ходе нашего расследования, когда хоть чуть-чуть приоткрывался покров таинственности. Итак, единс твенный выживший свидетель усиленно охраняетс я. К нему очень ненадолго пускают только с упругу. Врача из Ярославля допустили спустя шесть дней пос ле долгих переговоров. Если искореж енный в аварии «Мерс едес» губернатора в первый день показали в новос тях по вс ем кана лам, то «Форд» Никифорова – нигде и ни разу. На утро после аварии была озвучена версия, сог ласно которой предприниматель еха лв Ярос лавль, не справилс яс управлением, выеха л на полос у встречного движения ив лоб с толкнулся с «Мерседесом», в котором г убернатор ехал на совещание в Москв у. За рулем его машины был водите ль-профессионал Владимир Цветков. Версии версиями, но нам с тало совершенно ясно: Андрей Никифоров, как и Виктор Шершунов, в ту ночь ехал тоже в Москву! Это, кс тати, показа ли камеры слежения сис темы «Поток» на ближ айшем пос ту: оба ав томобиля двиг ались в одном направлении. Далее, по с ловамБезличных проблем нет!Виктор Панярский, председатель совета директоров ОАО «За рулем»«ВСЕ МЫ – ЩЕРБИНСКИЕ?»Такой плака тя видел во время акций в поддержку водителя Олег а Щербинского, обвиненного летом 2005 года в гибели г убернатора Алтайского кра я Михаила Евдокимова. Общими усилиями автомобилистов тогда удалось снять обвинение с невиновного. Похоже, тот плакат своей акту альности не потерял. Ужасно ж аль, что погибли г убернатор и его водитель; по-моему, никто не сомневается, что они были дос тойными людьми. Но почему же сразу версия: во вс ем виноват водитель «Форда»? Почему так тщательно охраняют (в том числе от родных и вра чей!) единс твенного свидетеля? Почему запретили говорить милиционерам из С ергиева Посада и ниг де не показали разбитый «Фокус»? Как вс егда, вопросов больше, чем ответов. В самом на чале у же упомина лось о том, что в пос ледние дни с ентября произошло несколько крупных Д ТП с участием «весьма важных персон». Увы, ни по одному из этих громких ДТП не последовало никаких выводов, хотя, кажется, давно пора сказать: на дороге все равны, и правила написаны для всех! Написаны они кровью, одинаково красной у всех – и у начальников, и у рядовых водителей.СЗа одним из этих окон районной больницы Сергиева Посада лечат (или прячут!) Андрея Никифорова. Увы, в России глагол «лечить» всегда имел двойной смысл.трана вздрогнула в очередной раз. В автомобильной катастрофе погибли два человека. Оба полные здоровья, «в расцвете творческих сил», как об одном из них сказа л Президент России. Экс тренные выпуски всех национа льных телекана лов, радио и газет сообщили, что в ночь с 19 на 20 сентября на 76-м километре Ярос лавского шоссе под Москвой погибли губернатор Костромской области Виктор Шершунов и его ли чный водитель Владимир Цветков. «Мерседес» губернатора на полной скорос ти с толкнулся с «ФордомФокус», за рулем которого был 35- летний житель Ярос лавля Андрей Никифоров. По с частливой с лучайности он остался жив. Осиротели две с емьи и целый российский регион. Коне чно, облас ть через некоторое время получит нового руководителя. Близким и друзьям никто у же не заменит безвременно ушедших. С этой горькой, никогда не у тихающей болью у траты теперь придется жить семьям Шершунова и Цветкова. Так ж е, как и тыс ячам других соотечественников по вс ей с тране, родные и друзья которых с тали жертвами дорожных катастроф.334 За рулем 11/2007 Число погибших и искалеченных в ДТП растет с каж дым годом. Но мы х ладнокровная нация. Мы успокаиваем себя: «Семи смертям не быва ть, одной не миновать» и «вздрагиваем», только ког да телевизор сообщает, что случилось что-то экстраординарное. А телевизор ос трее реагирует, когда несчастье случается с «большими» людьми. О каждом погибшем в ДТП сюжет не с делаешь. Однако память о них, а главное, мысли о живых, которые, выходя на улицы городов и выезжая на дороги страны, ежедневно становятся участниками ж уткой лотереи без правил, должны заставить нас задуматься о причинах этой, поистине национальной катастрофы. Вот цифры. В прошлом году – 32,7 тысячи погибших вД ТП. За шес ть мес яцев этого года уже 12,9 тысячи – на 10% больше, чем в прошлом за тот же период. Вдуматься только: за 10 лет 315 тысяч россиян погибли на дорог ах и больше 2,5 м лн. покалечены! В подав ляющем большинс тве это молодые, активные, полные сил и здоровья наши сограждане. Так в чем же причины этого бедс твия? В России традиционно принято винить во всем человека за рулем или пешехода, то есть самих ж ертв. В этом больша я доля правды – мы зачастую убиваем себя собственными руками. В первую очередь это касается пьяных за рулем. Кроме того, вызывающе демонс тративное пренебреж ение Правилами движ ения и элементарными нормами безопасности – сегодня не исключение, а норма поведения за рулем д ля большинства водителей. Не меньше подобного «героизма» и в поведении пешеходов. Безусловно, надо «приводить в чувс тво» и тех, и других. А потому повышение ответственности (читай – штрафов!) на фоне усиления контроля за учас тниками дорожного движ ения совершенно оправданно. Хочетс я верить, что они даду т результаты. Однако ес ть и друг ая важнейша я причина беспрецедентного рос та аварийности и смертнос ти на наших дорог ах – безобразные ус ловия дорожного движ ения. И здесь ответс твенность целиком и полностью на государстве. Спросите профессиона льного эксперта, и он вам скажет, что в условиях, в которых перед аварией ехал (по одной из лучших в России федера льных трасс!) водитель г убернатора Кос тромской облас ти, безопасная скорость... 40–50 км/ч!!! Отсутствие краевой и ос евой разметок, а зна чит, совершенно неразли чимые границы проезж ей час ти, разбитые обочины, неожиданные препятс твия на про-езжей час ти. Добавьте ограни ченную видимость ночью, в дождь или при ослеплении встречным светом фар. Все это повседневная реальность для миллионов водителей в нашей с тране. И, коне чно, никто не придерживаетс я «безопасной» скорости. Другими с ловами, от ка тастрофы во всех этих ситу ациях нас хранит только Господь Бог и случай. Десять–пятнадцать лет назад машин в стране было ма ло. За рулем продукции российского автопрома оказывались в основном избранные. Но и тог да по аварийности мы у же были в «лидерах» цивилизованного мира. За прошедшее дес ятилетие миллионы россиян самых разных возрастов и социальных групп оказались за рулем современных, высокоскорос тных ав томобилей. Интенсивнос ть, с ложность транспортного потока возрос ли во много раз, а вот дорожные ус ловия и орг анизация движения остались на «советском» уровне, а зачастую стали еще хуже. Простая логика подсказывает: при таких «вводных» аварийность и смертнос ть на дорог ах России будут неизбежно возрастать. Заставить наших людей ездить на современных – быс троходных, динами чных машинах со скорос тью 40–60 км/ч не у дастся. В цивилизованных с транах по дорогам м чатся с такой же скорос тью, как иу нас. Да вот только дороги и условия движения там совершенно иные. Поэтому и совсем другая статистика аварийности. Вывод очевиден: чтобы добиться перелома в «войне на дорог ах», гос ударство должно направить свои организационные и финансовые рес урсы на кардина льное изменение условий дорожного движения, а не отделыва ться кра ткосрочными вспышками активнос ти только пос ле несчастий с гос ударственными людьми. Именно так происходит сейчас. В одном из новос тных сюжетов стране показали, как «по горячим с ледам» с тали разбираться в при чинах гибели г убернатора В. Шершунова. Один начальник гневно вопроша л другого, зна л ли тот, что в месте аварии на четырехполосной ярославской трасс ес разде лительной полосой эта самая полоса была на 80 см уже (!), чем полож ено по проекту. И что краева я разметка в мес те аварии отс утствовала. Развитие диалога в этом «реалити-шоу» не показали – уверен, «на чальники» меж ду собой договорились. Они прекрасно знают, что подав ляющее большинс тво российских дорог с егодня не соответс твуют элементарным требованиям безопасности. Они знают все. Вот только мы никак не допытаемся, что они по этому поводу ду-мают и что вс е-таки собираютс я дела ть. Куда, в конце концов, идут налоги, собираемые с миллионов автовладельцев. В свой срок сменяютс я руководители федерального уровня, которые должны решать эти проблемы. Благополучно перемещаются на новые ответс твенные позиции, но никто из них ни разу перед страной не отчитался: в каком сос тоянии принял дела и на каком этапе передает их следующему «гос ударевому» с лужащему. Д аи вновь зас тупающий на должнос ть еще ни разу не доложил нам, на логоплательщикам, как он оценивает ситу ацию и что конкретно собираетс яс делать, чтобы ее улучшить. Короче, привычна яд ля нашей страны безответственность, которая, соб-В трех километрах от аварии – статистика ДТП.ственно, и является главной причиной катастрофы на дорог ах России. Д аи многих других бед. Совершенно уверен: люба я проблема в стране, большая и ма ленькая, – а ситу ация с безопаснос тью дорожного движ ения в России, безусловно, проблема национального масштаба, – должна иметь Имя, Фамилию и Отчество «государева» чиновника и название ведомс тва, ответс твенных за ее решение. Общество имеет право в лицо зна ть свою «надеж ду». И чиновник должен понимать, что, заняв высокий пост и приняв на с ебя серьезные обязательства, отве чает своей репу тацией перед обществом. А не только перед вышестоящим начальником.За рулем 11/2007 335