174
175
ЭКОНОМИКАНАЗНАЧЕНИЕБОРИС СЕРГЕЕВИЧ АЛЕШИН родился 3 марта 1955 года в Москве. В 1978 г. окончил Московский физико-технический институт по специальности «Системы автоматического управления», а в 1982-м – аспирантуру МФТИ. Доктор технических наук, член-корреспондент РАН. Прошел путь от инженера до первого заместителя начальника Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС). Разрабатывал методы математического моделирования для бортовых вычислительных систем самолетов МиГ-29, Су-27. В 2000–2001 гг. – с татссекретарь, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации. 2001–2003 гг. – председатель Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии. 2003–2004 гг. – вице-премьер правительства РФ. С 2004 по 2007 год – руководитель Федерального агентства по промышленности. С декабря 2005 года – член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». 14 сентября 2007 года назначен президентом ООО «Группа АВТОВАЗ».перемены назрелиАВТОВАЗ остается крупнейшим даже по мировым меркам производителем автомобилей. С новым главой ВАЗа встретился Игорь Моржаретто.В этом году АВ ТОВАЗ обеща л не поднимать цены на свои автомобили и обещание сдержал. Что будет дальше? Будем иска ть возможнос ти снизить издержки. По вс ем базовым моделям пос тараемся даж е уменьшить цены. Они б удут подниматься только на дорогие комплектации. Кто станет стратегическим партнером АВТОВАЗа? К предприятию сегодня проявляют интерес многие... Ес ли в классе С партнер давно определен (компания «Магна»), то вклассе В говорить, кто это б удет, преж девременно. Кстати, в числе инвесторов может оказаться не только ав томобильная корпорация. Интерес к АВ ТОВАЗу прояв ляют мета ллурги; инвестором мож ет с тать и Самарска я область. Что касается ценовой ниши, АВТОВАЗ намерен производить ав томобили с тоимостью от 6 до 11 тысяч долларов. Ждете ли помощи от правительства? История мирового ав томобилестроения знает нема ло примеров, ког да гос ударство помог ало ав топрому. Мог у вспомнить «Фольксваген», пакет акций которого приобре ло правите льство зем ли Нижняя Саксония. Но, чтобы получить финансирование, необ ходимо выполнить определенные тре бования, подготовить интересное инвес тиционное пред ложение. ВАЗ пока к этому не готов. Не проведена полная оценка фондов, не оформ лена полнос тью финансова я отчетнос ть (по мировым стандартам). Грядут ли сокращения персонала? Да, без этого не обойтись. Начнем с административного аппара та, б удем ликви-Борис Алешин:дировать промежуточные звенья. Необходимо добитьс я повышения эффективности работы вс его объединения. С егодня предприятие характеризуется крайне высокой с тепенью собс твенной переработки (около 70%), на Западе этот процент куда ниж е (не больше 30%). Н ужно выводить из структуры АВТОВАЗа непрофильные активы и создава ть вокруг завода производство компонентов. Ту да же перейдет и часть персонала. Как вы собираетесь выстраивать отношения с профсоюзом «Е динство», который недавно пытался устроить на заводе забастовку? Нужны «челове ческие» отношения... Я понимаю, что существуют проблемы, которые необ ходимо обс уждать за с толом переговоров. Однако вопрос о заработной пла те слишком сложный, чтобы реша ть его сгоряча. Сначала ну жно посмотреть, не приведет ли резкое повышение зарпла ты к удорожанию выпускаемой продукции и, как результа т, к сокращению объемов продаж. Мож ет, лучше позаимс твовать принятые в мире простые и понятные системы оплаты труда, отказавшись от некоторых устаревших форм (вроде тарификации).174 За рулем 11/2007 Вы с ами приняли решение перейти на работу в АВ ТОВАЗ или вас «на значили»? Два года я входил в совет директоров АВТОВАЗа и не раз говорил, что хочу работать в этой компании. Мое желание удовлетворили. Это не было полити ческим решением или назна чением правительства... У меня полити ческих амбиций нет, только профессиональный интерес – вс егда хотел быть ближе к «земле».За два года на АВ ТОВАЗе сменилось четыре высших руководите ля. А вы сюда надолго? Хотелось бы проработать не менее пяти лет. И жить я намерен здесь, в Тольятти, а не управлять из Москвы. Для меня переезды – привычное де ло: легче назвать города России, в которых еще не побыва л. А в быту я дос таточно аскетичен. Пока не решился квартирный вопрос, приехал сюда с одним чемоданом. Но большим!ПРОБЛЕМЫ В НАСЛЕДСТВОВ этом году АВТОВАЗ планирует продать в России около 640 тыс. машин и еще 100 тыс. – за рубежом. ВАЗ – прибыльная компания: в прошлом году выручка (по РСБУ) составила 152,4 млрд. руб., чистая прибыль – 2,5 млрд. руб. Собственно, хорошие новос ти на этом кончаютс я – слишком сложные времена переживает крупнейший наш производите ль. Его доля на рынке легковых ав томобилей в России неуклонно сокращаетс я; с 32% по итогам 2006 года до 27,3% по результатам первого полугодия 2007 года. Грядет переход на с тандарты Евро III, и тогда АВ ТОВАЗу придетс я отказа ться от «классики» – ее модернизация ос уществима технически, но нерентабельна. А это – очень серьезный удар по позициям завода: в 2006 году заднеприводные автомобили из Тольятти были самыми продаваемыми в России: их доля рынка – 12%. Модернизация других модельных рядов скажется если не на отпускной цене, то на с ебестоимости – точно. К тому же никто не ос тановил инфляцию, рос т тарифов и стоимости материалов и комплектующих. Вроде бы надо повыша ть цену продукции – а нельзя, дальше – территория бюджетных иномарок...И это еще да леко не вс е! Р аботники АВТОВАЗа за пос леднее время у же не раз пыта лись провес ти забас товку. Средняя зарплата здесь сос тавляет 14,7 тыс. ру б., но основна я масса вазовцев получает 10–12 тыс. в мес яц. Вот и уходят с завода хорошие специа листы. Так что повышать зарплату рано или поздно придется. За счет чего? Известны два пу ти: повышение производительности тру да и сокращение численности работающих. Первое практически невозможно – завод был построен в 60-е годы, к этой же эпохе восходят и основные технологии. На выпуск одного автомобиля на заводе «Тойота» треб уется 29,93 человекочаса, «Ниссан» – 29,97 че ловекочаса, «Хонда» – 31,63, «Д жи-Эм» – 32,26, «Крайс лер» – 32,9, «Форд» – 35,1. На АВ ТОВАЗе тратят более 300 человекочасов. Что же до в торого пу ти... На одного рабочего на конвейере приходится добрый дес яток работников иных производств, а также управ ленцев. Понятно, что этот груз надо облег чить, но как – просто уволить людей, которые отда ли производству лучшие годы? Все эти проблемы унас ледовал новый руководитель АВТОВАЗа.Пока у нового руководителя АВТОВАЗа кредит доверия от коллектива. Но люди ждут активных, решительных действий.На правах рекламы