360
361
362
363
КЛУБСВЕТОФОРНа какой свет ехать?Лондон, 10 декабря 1868 года. Сквозь туман, уку тавший здание британского парламента, загадочно пробиваются непонятные огоньки – то красный, то зеленый. Нигде в мире такого нет, как нет и ав томобилей. Мысленный пробег по истории светофора совершают Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Кому полтора века назад понадобился первый уличный светофор? На этот вопрос не ответили бы ни Холмс, ни Ватсон: мир услышит о них только через 13 лет. Неужели англичане уже тогда на чали с традать от дорожных пробок? Скорее всего, позаботились ос ебе мес тные депутаты – выходишь с важного зас едания, а полицейский услужливо переключает тебе газовый фонарь «на зеленый», не обраща я внимания на кэбменов, ма терящихся на языке Шекспира. Идея заимствована из мира паровозов и рельсов, благо автором изобретения был железнодорожный инженер. К сожалению, техни ческое воплощение оказа лось отвра тительным – у же через три недели светофор-семафор взорва лся, ранив бедняг у полицейского. Однако хоронить идею, по сча-стью, не стали. Более того, последующие модификации светофора изобретали, как правило, именно полицейские: сначала в Солт- Лейк-Сити, потом в Детройте.КАК ВЕЛОСИПЕДСветофор, подобно велосипеду, шагает сквозь века почти в первозданном виде. Лампы меняют на светодиоды, ре ле – на полупроводники, а с уть остается прежней – цветные огоньки разрешают или запрещают движение. Все очевидно и просто, но не совсем. Представьте, красный свет не всегда запрещает движение! В Америке можно, к примеру , лишь притормозить на красный, чтобы затем повернуть направо, пропус тив пешеходов и транспорт с боку. В Ирландии, Румынии и Испании разрешено поворачивать на красный, если при этом миг ает желтая с трел-ка. Миг ающий красный в США, ЮАР и на Тайване предписывает ос тановиться и за тем медленно ехать дальше, если перекресток свободен. С другими цветами свои закавыки. Скажем, мигающий зеленый у нас (как ив Авс трии, Турции, Мексике и Израиле) предваряет скорое включение желтого, а в Китае – сразу красного. За то в Колумбии и Канаде он вс его лишь обозна чает светофор, который переключается на красный лишь при нажатии кнопки пешеходом. Мигающий пос ле красного желтый вмес то зеленого во Франции и Ирландии разрешает движение с учетом преимущественного права на проезд. А в Анг лии на миг ающий желтый можно трог аться, как только перекрес ток покинет последний пешеход. А можно ли еха ть на «чистый красный»? Говорят, быва-ет и такое – в той же Бразилии, г де много грабителей на перекрестках. По ночам они особенно активны, а потом у останавливаться в это время у светофора ж елающих нет. В итоге власти закрывают глаза на ночной проезд под красный.НЕВИДИМАЯ МИГАЛКАЕсть транспорт, чьи неотложные задачи не позволяют ждать переключения светофора на зеленый, к примеру «скорая помощь». Поэтому создание ус тройства MIR T (Mobile InfraRed Transmitter) было лишь вопросом времени – инфракрасный передатчик ус танавливают рядом с мигалкой, а спрятанный в светофорах с енсор по его сигналу обеспе чивает спецтранспорту «зеленую волну». Все хорошо, «за исключеньем пус тяка»: прос тенький передатчик пос тавили на кон-Редкий пример, когда и постовой, и светофор вызывают всеобщую симпатию.Один из первой тысячи (№ 887) американских светофоров, выпущенных фирмой AGA (American Gas Accumulator), теперь работает экспонатом у коллекционера.360 За рулем 11/2007 Передвижной светофор.НАША СПРАВКАСВЕТОФОР – ФРАГМЕНТЫ БИОГРАФИИ10 декабря 1868 г., Лондон – первый уличный светофор. 1910 г., Чикаго – первая автоматическая система, переключающая светофор без участия человека. 1912 г., Солт- Лейк-Сити – придуман первый электрический светофор с красной и зеленой линзами. 1914 г., Клив ленд – внедрены первые электри ческие светофоры. О смене цветов предупреждал зуммер. 1920 г., Д етройт – первые трехцветные светофоры на четыре направления. 1922 г., Хьюс тон – первая ав томатическая сис тема управления светофорными объектами. 15 января 1930 г., Ленинград – на углу Невского и Литейного ус тановлен первый советский светофор. 1952 г., Хельсинки – первые светофоры здесь появились гораздо позже, чем у нас! 1961 г., Вос точный Берлин – первый в мире светофор для пешеходов.Берлинский светофор образца 1924 года на Потсдамер-плац. Вернее, его точная копия… «Компьютер» прошлой эпохи: левый тумблер выключал лампы, средний позволял управлять движением вручную, а правый останавливал... время, то есть часы с приводом от электромотора.А когда каждый включает себе зеленый, откуда вообще взяться красному? И какой толк от самого светофора? Красивое решение нашлось быстро. Сис тему чу ть-чуть «подкрутили», и светофоры по сигналу переда тчика на чали дружно переключа ться... на красный! При чем по вс ем на-правлениям сразу – без дураков! Самоделки мгновенно у тратили свою прив лекательность, а «скорой» осталось воспользоваться законным правом проезда на запрещающий сигнал. Тяж ело, коне чно, ес ли все вокруг с тоят, но уж лучше так, чем разделять преимущество с толпой самозванцев.НУЖЕН ЛИ ЖЕЛТЫЙ?Казалось бы, с транный вопрос: надо ведь предупреж дать нас о грядущей смене красного и зеленого. Д ля того и придумывали! Тем не менее Израиль всерьез поговаривает об экономии на желтых огоньках – дескать, поставим цифровые табло с отс четом времени разрешающего сигна ла. А россияне хихикают – мол, у нас такие давным-давно используютс я: и в Казани, и в Волгограде, и в Питере. И, конечно же, в столице. Кстати, первое табло с циферками для пешеходов появилось здесь пару лет назад в районе Дмитровского шосс еи Новослободской улицы. Кстати, табло необяза тельно должно быть цифровым. В Мельбурне, к примеру , ес ть циферблаты с одной с трелкой – она движ ется по круг у,За рулем 11/2007 361вейер мес тные радиолюбители! Платишь три сотни зеленых и приобретаешь собс твенную «зеленую волну» – при этом схватить тебя за руку тяж ело: снаружи-то ни чего не видно! Бизнес объявили вне закона, но лишь подогре ли интерес к запретному «прибамбас у».Светофор в центре немецкого Бохума – стрелочный. КЛУБСВЕТОФОРВ Индии свои понятия об автоматике. Хоть тут и классные программисты, однако передвижной «светофор» выглядит вот так. Вместо полосатой палки – таблички Stop и Go, а с ам «процессор» надежно защищен от наезда и поднят на дос тойную высоту.показывая водителям, когда переносить ногу слева направо.ДО ЛАМПОЧЕК!В Москве до конца 2008 года должна завершитьс я замена ламповых светофоров светодиодными. А чем плохи лампы? Недостатков море: потребляют много энергии, час то перегорают, а цветные линзы на солнце порождают так называемый фантом-эффект: вроде чтото горит, а какого цвета – не разобрать. Современные светодиоды с лужат годами, хорошо различимы в люб ую погоду , мгновенно переключаютс я, а светофор останется работоспособным, даже если часть светодиодов выйдет из с троя. Да и помирают светодиоды не вдруг, а пос тепенно – сна чала прос то меркнут, как бы прос я замены. А еще из них можно собира ть разноцветные символы – с трелочки, фигурки пешеходов и т.п.САМЫЕ-САМЫЕКорейцы полаг ают, что самые красивые светофоры в миреустановлены на улицах Пх еньяна. А вс е потому, что лампочки да транзис торы здесь используют разве что в очень плохую погоду – ког да либо очень ж арко, либо совс ем холодно. В ос тальное же время движение разруливают симпатичные кореянки – работа считается прес тижной и хорошо оплачивается. На должнос ть эдакого «светофора» проводят жесткий отбор. В Индии такж е предпочитают «гуманный подход» прихотям электрики и электриков. Но интереснее вс его человеческий фактор проявил с ебя... в Г амбии. С появ лением первого светофора, деньги на который ссудила некая частная фирма, непонятное д ля африканцев соору жение с тало привлекать толпы зевак – как пеших, так и моторизованных. Объединил их искренний интерес к чу ду техники – похож е, аборигенам никто не объяснил, для чего оно вообще нужно. В центре Бох ума над перекрестком ис егодня виситВ Макао можно встретить и такие стрелки. Направо ехать можно, только осторожно.странное соору жение с подсвеченными изну три с трелками. Это тож е светофор: ког да стрелка показывает на красный с ектор, ну жно с тоять. Такие светофоры были популярны в те чение 40 лет в Голландии, веша ли их такж евГ ермании и Австралии. Стрелки былиВ Австралии подобные светофоры остались разве что в Мельбурнском музее. Кстати, по наглядности они превосходны – сразу видно, когда зажжется зеленый!Когда загорается красный, камера снимает нарушителей. Ночью – со вспышкой. В любом с лучае ждите квитанцию от дорожной полиции.соединены меж ду собой шестеренками, поэтому ситу ация, когда в результа те поломки обычного светофора на нем загораются все три огня или, того хуже, зеленый по вс ем направлениям, здесь исключена. Меняя обороты двиг ателя, рег улировали д лительность фаз – правда, только всех вместе. Ин-362 За рулем 11/2007 Светофор обычный, а вот приемник инфракрасного сигнала замечаешь не сразу. А под мигалкой полицейской машины – передатчик.тересно, что автор этого светофора додумался сделать красные сектора чуть длиннее зеленых, так что кратковременно все стрелки запрещали движение – аналог желтого сигнала. Первый советский светофор замигал в Ленинграде 15января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов. 30 декабря того же года за Питером подтянулась и Москва – светофорный столбик вырос на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Третьим «светофорным» городом стал Ростов-на-Дону – там же впоследствии испытали первую в стране «зеленую волну».Водителям волноваться не о чем: этот светофор только для велосипедистов. В Европе их уважают!А ДАЛЬШЕ?В столице сегодня примерно 2000 светофорных объектов (на каждом из них от 2 до 16светофоров). Известно также, что средний человек за всю жизнь проводит две недели вожидании смены сигнала. Тем временем градоначальники увлеченно рассказываютнам о перспективных бессветофорных трассах... Наверное, это справедливо: светофор потихоньку должен переехать с магистралей вмузеи, диснейленды и частные коллекции. А водители состажем будут ностальгически вздыхать, находя своеобразную приятность в былых остановках перед цветными огоньками.Кстати, недавно в голландском Драхтене убрали все светофоры – и ничего: дорожная смертность в городке упала до нуля! Авторы безумной, казалось бы, идеи, с удовольствием отмечают, что в условиях анархии участники движения стали предельно осторожными, а добираться до нужного места со снижением скорости стали быстрее.На правах рекламыЗа рулем 11/2007 363