28
29
•• шасшаша иНОВОЕ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯПравила дорожного движения пишутся, конечно, не на один день и не на один год, В главном, в своих принципиальных положениях они рассчитаны на длительные сроки, ориентируются на перспективу. В то же время они не могут не учитывать реальное положение дел, наши сегодняшние возможности ив области дорожного строительства, и в производстве технических средств организации движения, и в материальном обеспечении автомобильного парка всем необходимым для безопасной эксплуатации, в подготовке водителей. Изменяются условия — корректируются Правила. Эта обратная связь закономерна. К тому же не прекращается поиск: рождаются и проверяются на практике новые идеи, возникают новые точки зрения на те или иные стороны проблемы. Вот и сейчас, после обобщения накопленного опыта, анализа причин транспортных происшествий с позиций сегодняшнего дня, решено внести в наши Правила дорожного движения ряд изменений и дополнений. С этими новшествами мы и хотим познакомить читателей. Как все, наверное, помнят, одним из важнейших дополнений, принятых два года назад, было обязательное и повсеместное применение на автомобилях ремней безопасности. Жизнь убедительно доказала эффективность этой меры: в минувшем году во многих местах ив целом по стране тяжесть последствий ДТП удалось заметно снизить, хотя оснащены ремнями еще далеко не все машины, Однако жизнь показала, что в требовании об использовании водителями и пассажирами ремней безопасности должны быть сделаны некоторые исключения. Дело в том, что при существующих конструкциях ремней в некоторых случаях выполнить это требование довольно трудно, а иногда и просто невозможно. Трудно потому, что это связано с определенными потерями времени, которые, например, экипажи автомобилей оперативных служб просто не могут себе позволить. Или возьмите, скажем, легковые такси. Ведь пассажиры здесь непрерывно меняются, а ремни требуют индивидуальной подгонки, иначе они бесполезны. Можно привести и другие ситуации. Все эти обстоятельства решено отразить в Правилах, и пункт 12 «б» имеет теперь такую редакцию: «Водитель обязан... перед началом движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, пристегнуть себя и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями; при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого шлема. Примечание. Водители-инвалиды, управляющие автомобилями с ручным управлением, водители и пассажиры автомобилей-такси и связи, а также автомобилей скорой медицинской помощи и других оперативных служб при движении в населенных пунктах могут не пристегиваться ремнями». За время, прошедшее с момента введения в действие нынешних Правил, был принят ГОСТ, определивший окраску и опознавательную сигнализацию транспортных средств различных оперативных служб. Специальных транспортных средств сегодня множество, и у водителей их разные права. В связи с этим пришлось конкретизировать некоторые положения пункта 13, а также более обстоятельно оговорить обязанности других водителей по обеспечению проезда транспортных средств оперативных служб и приравненных к ним колонн машин, сопровождаемых автомобилями или мотоциклами ГАИ, Вот как он теперь выглядит: «Водитель транспортного средства, имеющего специальную окраску и оборудованного специальным звуковым сигналом и проблесковым маячком синего и (или) красного цвета, при выполнении неотложного служебного задания может отступать от предписаний глав IV, V (исключая сигналы регулировщиков), VI, VII, VIII настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции с включенными специальными звуковыми и (или) световыми сигналами. Другие водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда транспортных средств, подающих специальные звуковые или световые сигналы либо сопровождаемых патрульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции. При приближении автомобилей, сопровождаемых транспортными средствами с включенными двумя или более проблесковыми сигналами, из которых по крайней мере один красного цвета, на дорогах, имеющих не более двух полос для движения в данном направлении, водители других транспортных средств обязаны остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проезжей части. Возобновлять движение разрешается лишь после проезда замыкающего колонну автомобиля с включенными двумя или более проблесковыми сигналами, из которых по крайней мере один — зеленого цвета. Водители дорожных машин и механизмов, оборудованных проблесковым маячком оранжевого цвета, в процессе выполнения работ могут отступать от требований пунктов 43—45, 78, 81, 82, 89 и 128 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения. Проблесковый сигнал оранжевого цвета служит средством предупреждения об опасности. Другие водители не должны создавать помех дорожным машинам и механизмам, оборудованным проблесковым сигналом оранжевого цвета». Как известно, место, где случилось какое-либо происшествие, может стать опасным участком дороги. Оставленные до приезда ГАИ транспортные средства, выпавший груз или другие препятствия посреди проезжей части создают реальные угрозы здоровью людей, серьезные помехи другим водителям и нередко вызывают «цепные реакции», ведут к новым авариям. И часто только потому, что водители проявляют беспечность, не заботятся о том, чтобы своевременно предупредить всех о случившемся, о препятствиях на пути. Раньше это если не оправдывалось, то нередко объяснялось отсутствием подручных средств для такой сигнализации. Каждый водитель выходил из создавшегося положения по-своему, в меру сообразительности и не всегда выбирал достаточно эффективный способ предупреждения об опасности. Сейчас непременной принадлежностью каждого транспортного средства стал знак аварийной остановки, а на целом ряде моделей появилась и особая аварийная световая сигнализация — одновременно мигающие указатели поворота, Надо лишь не забывать пользоваться всем этим по назначению, в том числе ив описанной выше ситуации. Соответствующее требование включено теперь в пункт 15 «а»: «При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, обязаны: а) без промедления остановиться, включить аварийную световую сигнализацию (одновременно мигающие указатели поворотов), а при ее отсутствии или неисправности выставить в соответствии с требованиями пункта 101 настоящих Правил знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию». Дополнения коснулись некоторых обязанностей не только водителей, но и пассажиров, Неосторожные поступки людей, находящихся в машине, любые их действия, которые отвлекают водителя от наблюдения за дорогой, ограничивают обзор, одним словом, мешают ему управлять машиной, тоже могут стать причиной аварии. На это немаловажное обстоятельство и решено обратить их внимание следующим дополнением к пункту 23: «Пассажиры не должны создавать помех и отвлекать водителя от управления транспортным средством». В одном из последних номеров журнала, если помнят читатели, мы уже вели речь о том, что ближний свет фар, нередко применяемый водителями в качестве предупредительного сигнала стихийно, так сказать, по наитию, неплохо было бы узаконить. Каждый из нас наверняка на себе испытал, что включен-28 ные днем фары сразу привлекают внимание других водителей и как бы призывают: «Будьте осторожны!» И вы тут же видите: навстречу движется автомобиль с крупногабаритным грузом, или машина, буксирующая другое транспортное средство, или колонна машин. Целесообразность такой предупредительной сигнализации теперь получила официальное признание. И в этих ив ряде.других случаев. «При движении днем в условиях недостаточной видимости, в туннелях, а также независимо от условий видимости в случаях, указанных в пунктах 71, 141, 152 и 154 настоящих Правил, на транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. Примечание. Условиями недостаточной видимости считаются метеорологические условия (туман, дождь, снегопад и т. п.), когда расстояние видимости менее 300 м». Такова новая редакция пункта 133. Что это за случаи, когда водителя обязали в любых условиях включать ближний свет фар? Движение в колонне машин (введено как дополнение к пункту 71), при буксировке (пункт 141), при перевозке групп детей на автобусе или грузовом автомобиле (пункт 152), при транспортировке крупногабаритного, тяжеловесного или опасного груза (дополнение к пункту 154). Вообще в последнее время вопросам применения осветительных приборов уделяется особое внимание. Имеется в виду не только возможное ослепление водителей. Здесь требования Правил предельно четки и просты, и дело в дисциплине самих водителей, Однако немало аварий происходит потому, что не обеспечивается необходимая для той или иной скорости освещенность проезжей части или транспортное средство из-за неправильно примененного освещения само становится неразличимым. Чтобы этого не случалось, следует своевременно включать световые приборы. Когда надо и какие надо. Во-первых, когда. Не только в темное время суток, говорят теперь Правила, но и днем, если расстояние видимости по метеоусловиям составляет менее 300 метров. До сих пор, как все помнят, это полагалось делать при сокращении видимости до 100 метров, что при возросших скоростях движения стало недостаточным для обеспечения безопасности. Кстати, этот раздел Правил и называться стал по-новому — «Движение и стоянка в темное время суток и днем в условиях недостаточной видимости». Во-вторых, какие включать световые приборы. Вместо общих слов «внешние», как было в прежней редакции, Правила предписывают ныне совершенно определенно: «В темное время суток на неосвещенных участках дорог движение разрешается только с ближним или дальним светом фар,а на освещенных — с ближним светом или габаритными огнями» (пункт 132). Ряд новых требований включен ив раздел, который регламентирует перевозку пассажиров. До сих пор нельзя было перевозить больше разрешенного числа людей только на сиденье рядом с водителем. Цель преследовалась простая: не мешать ему управлять машиной, то есть не ограничивать обзорность, не стеснять в движениях. Оказалось, что этого мало. Иной владелец личного автомобиля, не видя прямого запрета в Правилах, порой так «утрамбовывал» свою малолитражку, что только диву даваться можно было. Ему казалось, что это может обернуться лишь повышенным износом автомобиля. На самом же деле перегруз машины ухудшает ее управляемость, снижает устойчивость, Вести такую машину и неприятно и трудно: она может не вписаться в поворот, плохо слушается руля ив самый неожиданный момент вдруг окончательно выходит из подчинения. В интересах безопасности не только рядом с водителем, но и общее число пассажиров не должно превышать предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Речь не идет лишь о детях младше 12 лет. Это и решено записать в Правилах. Кроме того, детей такого возраста запрещено теперь перевозить на переднем сиденье легкового автомобиля и заднем сиденье мотоцикла, Подобную меру, как известно, предприняли уже многие страны, чтобы создать наиболее безопасные условия езды для маленьких пассажиров. В целом же пункт 151 Правил звучит теперь так: «Запрещается перевозить людей: а) вне кабины автомобиля-самосвала, автомобиля-цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе (полуприцепе), в кузове грузового мотоцикла; б) на переднем сиденье легкового автомобиля и на заднем сиденье мотоцикла — детей, не достигших 12-летнего возраста; Примечание. Допускается перевозить детей на переднем сиденье в специальных детских автомобильных сиденьях, закрепляемых в соответствии с инструкцией по их применению. в) сверх количества, предусмотренного технической характеристикой данного транспортного средства', не считая детей, не достигших 12-летнего возраста». Наконец, внесены изменения в раздел «Техническое состояние и оборудование транспортных средств». Они не требуют особых комментариев, и мы просто приведем здесь новую редакцию некоторых пунктов. «Пункт 175. На автомобилях, управляемых глухонемыми или глухими водителями, должен быть установлен опознавательный знак — желтый круг диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 30 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, а на автомобилях, управляемых инвалидами или переоборудованных для ручного управления, должен бытьустановлен желтый круг такого же диаметра с вписанным равносторонним треугольником черного цвета с вершиной вниз. Эти опознавательные знаки устанавливаются спереди и сзади транспортного средства». «Пункт 177. На грузовых автомобилях (тракторах) с прицепами (полуприцепами) всех типов, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах длиной более 12 метров над передней частью кабины (кузова) устанавливается опознавательный знак автопоезда — три фонаря оранжевого цвета, расположенных симметрично посредине кабины с промежутками между ними 150—300 мм. При движении автопоезда опознавательный знак должен быть включен в любое время суток. Примечание. Допускается эксплуатация установленных ранее опознавательных знаков автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения». «Пункт 180. При перевозке груза, выступающего за габариты транспортного средства, в предусмотренных настоящими Правилами случаях крайние по ширине. спереди и сзади точки груза должны быть обозначены днем сигнальными щитками или флажками размером 400 X Х400 мм (с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм с обеих сторон щитка или флажка), а в темное время суток ив других условиях недостаточной видимости — светоотражающими приспособлениями и фонарями спереди белого и сзади красного цвета. Такими же щитками или флажками должны обозначаться также любые части транспортного средства, выступающие за габариты по длине или ширине. Для обозначения гибкого связующего звена при буксировке используются аналогичные флажки размером 200Х ' Х200 мм». «Пункт 186. С органами Госавтоинспекции согласовываются... и) движение транспортных средств с грузом или без груза, если его размеры превышают хотя бы один из следующих показателей: по высоте — 3,8 м от.поверхности дороги, по ширине — 2,5 м, по длине — 20 м для автопоезда с одним прицепом (полуприцепом), 24 м для автопоезда с двумя и более прицепами; движение любого транспортного средства, если груз выступает за заднюю точку габарита более чем на 2 м. Примечание. По указанию Госавтоинспекции, предварительно порядок перевозки должен быть согласован с соответствующими дорожно - эксплуатационными, коммунальными и другими организациями». Все перечисленные изменения и дополнения к Правилам дорожного движения вводятся в действие с1 января 1979 года. Полностью они содержатся в брошюре «Изменения и дополнения к Правилам дорожного движения» (цена 3 коп.), выпущенной издательством «Транспорт». Приобрести ее можно в отделениях издательства и магазинах «Транспортная книга».29