СОВЕТСКАЯТЕХНИКА«ИЖг-Планета-3-01».КОМФОРТАБЕЛЬНЕЕ МОЩНЕЕ БЕЗОПАСНЕЕС конвейера мотоциклетного производства объединения « И жмаш » в нынеш ­ н емгоду сошла пятимиллионная машина. Коллектив мотоциклостроителей отметил это событие переходом на выпуск модернизированныхмоделей «ИЖ—Планета-3-01» и «ИЖ—Юпитер-3-01». Что нового в них, ч ем они отличаются? М ы провели модернизацию по тремосновным направлениям: усиление активной и пассивной безопасности, улучшение удобства езды , повышение мощ ­ ности. Начнем с безопасности. На обеих мо ­ делях введены защитные дуги , с монти ­ р ованное на руле зеркалозаднего вида, у длиненныекронштейны указателей поворота. Наши мотоциклы теперь будут оснащены откидывающимися подножками для пассажира, к оторые предотвращ ают травмы ног. На рычагах управления сцеплениемипереднимтормозомпредусмотрены 20-миллиметровые рези ­ новые шарики . В случае падения маши ­ ны мотоциклист не рискует теперь получить травму острымконцом рычага. Модификация «ИЖ—Юпитер-ЗК-01», предназначенная для эксплуатации сбо ­ к овымприцепом , получила дополнительный, стояночный тормоз . Проанализировав многочисленные пожелания потребителей, « И жмаш » внедрил целый ряд новшеств, касающихся комфортаи удобства эксплуатации. Главным среди них является узел подвески заднего колеса — а мортизаторспружиной . Он существенно отличается от прежнего , в частности, обеспечивает бо ­ лее высокую стабильность силы сопро ­ тивления при изменении окружающей температуры . Это означает, что вжар ­ к уюпогоду при интенсивной работе эффективность амортизатора не станет падать. В новом узле применена более совершенная конструкция клапанного ме ­ ханизма, п одобная той, что принята для большей части автомобильных амортизаторов, потери на трение сниженыбо ­ лее высокой чистотой обработкипод ­ вижных деталей. Предварительное натяжение пружины задней подвески теперь можно фиксировать водном из трех положенийв зависимости от нагрузки . Следовательно, задняя подвеска при одном или двух мотоциклистах на машине, с багажом или без него всегда будет располагать дос ­ таточным рабочимходом — качество немаловажное, о собенно при езде по плохим дорогам . 1 • Новый узел и выглядит по-иному. В соответствии ссовременнымитенденция ­ ми у него нет верхнегоинижнегокожу ­ хов пружины , а она сама, как идругие видные детали, х ромирована . У «ИЖ—Планеты-3-01» и « И Ж — Ю пите ­ ра-3-01» п ереднийщиток так называемого циркульного типа, к онструкциякото ­ р ого позволяет отрегулировать зазорме ­ ж дунимишинойв зависимости от до ­ р ожных условий. Д ля этой цели служат клеммовыезажимы , с оединяющие раст яжки щитка сперомпередней вилки. « И жмаш » пошел навстречу пожелани ­ я м владельцев мотоциклови для повышения удобства посадки водителя ввел руль новой конструкции (типа применен ­ ного на «ИЖ—Планете-спорт»). Такой руль удобнеесэргономическойточкизренияиощутимо снижает утомляемость. И зменения коснулись ивращаю ­ щейся рукоятки управления дросселем : она теперь не ползункового , а катушечн ого типа, и для полного открытиядрос ­ селя нужно поворачивать руку на меньший угол , ч ем раньше. Создают удобства в эксплуатации скрепки бензошлангов, о беспечивающие более надежную герметичность соединений, а также боковая ручкас левой стор оны (над заднимамортизатором ) , о б ­ легчающая установку мотоцикла на центральную подставку. Третье направление модернизации, как уже сказано, увеличение мощности двигателя. Начнем с модели «ИЖ—Планета-3-01». Она получила го ­ ловку цилиндра новой конструкции, с измененнымобъемомкамеры сгорания. В результате степень сжатия возросла с 7,5—7,8 до 7,8—8,2, но этот рост не потребовал перехода на высокооктановое топливо — «ИЖ—Планета-3-01» работает на томже бензине А-76, что «ИЖ—Планета-3». Повышенная тепловая напряженность двигателя заставила увеличить площадь ребер охлаждения на головкеи применить свечу А-23. Модернизированный мотоцикл мы комплектуемкарбюратором К—62И («За рулем», 1977, № 9) с центральной поп ­ лавковой камеройи 32-миллиметровым диффузором . Д ля установки К—62И введены новый впускной патрубок, удлиненные тросы управления дросселем (на 105 мм ) и воздушногокорректора (на 91 мм). О бщий итог модернизации — в озрос ­ шая с 18 до 20 л. с. м ощность и, как ре ­зультат, увеличенная со 110 до 120 км/ч максимальная скорость. У «ИЖ—Юпитера-3-01» т оже измененная головка цилиндра, повышенная с 8,7—9,0 до 9,0—9,5 единицы степень сжатия (топливо — бензин А-76), увеличенная площадь охлаждающих ребер, свечи А-23. К роме того, иными стали фазы газораспределения. Все эти меры позволили поднять мощность с 25 до 27 л. с , а максимальную скорость — со 120 до 125 км/ч. Карбюратор на «ИЖ—Юпитерё-3-01» пока остался прежним , модели К—36. У обеих моделей новые глушители современной цилиндрической формы ( п режние имели коническую хвостовую часть). Благодаря дополнительным пере ­ г ородкамвакустическом фильтре и новому звукоизолирующему материалу (базальтовое волокно) эти глушители способствуют снижению шума выхлопа. Все перечисленные нововведения при ­ вели кнекоторому увеличению массы. Так, в снаряженном состоянии у «ИЖ—Планеты-3-01» она составляет 159 кг , у «ИЖ—Юпитера-3-01» — 166 кг, у «ИЖ—Юпитера-ЗК-01» — 256 кг. Объединение « И жмаш » приступило к выпуску модернизированных мотоциклов в первой половине нынешнего года, и они начали поступать вторговую сеть. Розничная цена «ИЖ—Планеты-3-01» — 750 рублей , «ИЖ—Юпитера-3-01» — 847 рублей , «ИЖ—Юпитера-ЗК-01» с коляс кой — 1147 рублей. В. ВАКИН, начальник КБ экипажной части мотоциклетного производства объединения «Ижмаш»3