ОГРАНИЧЬТЕ ЗАРЯДНЫЙ ТОКБЫВАЛЫХДВА ЩУПА ВМЕСТО ОДНОГОПри регулировке клапанов на «жигулях» инструкция рекомендует пользоваться щупом толщиной 0,15 мм, который должен выходить из зазора с некоторым усилием. Эта работа требует навыка, иначе она занимает очень много времени и не дает уверенности в точности регулировки. Более совершенен метод, описанный в июньском номере «За рулем» за 1978 год, который предусматривает применение приспособления с индикатором. Хорошие результаты, по моему опыту, Дает и измерение зазора двумя щупами — «непроходным» толщиной 0,16 мм и «проходным» — 0,14 мм. Если первый не входит в зазор между рычагом и кулачком, а второй входит без усилия, значит, действительная его величина лежит в пределах от 0,145 до 0.155 мм, что и требуется обеспечить. Этот способ легче, чем с использованием одного щупа. А. ШАБОГИН 400001, г. Волгоград, ул. Ворошилова, 15, к в . 49Аккумуляторная батарея на мотоцикле и мотороллере, когда выключены основные потребители (фара, фонари), часто перезаряжается, поскольку применяемые схемы не обеспечивают нужного режима заряда. Величина зарядного тока во многих случаях выше потребной, что приводит к «выкипанию» электролита и короблению пластин. В результате сокращается срок службы батареи. Чтобы ограничить ток заряда батареи, предлагаю в разрыв цепи, соединяющей ее с «массой» или потребителями, включить резистор и диод, к ак показано на схеме. В режиме разряда батареи ток от нее беспрепятственно проходит к потребителям через диод, а в режиме заряда, когда напряжение, развиваемое генератором, выше батарейного, ток, идущий на ее заряд, ограничивается резистором. Его величину подбирают опытным путем (поскольку электрические параметры у каждого мотоцикла свои) так, чтобы батарея хорошо заряжалась, но не «кипела». Для 6-вольтовой системы с аккумулятором емкостью 14 А • ч (киевские и ирбитские мотоциклы, ЯВА) сопротивление резистора составляет примерно 2 Ом (у моего К—750М — 1,8 Ом, ток заряда — около 0,5 А). Резистор изготовляем из проволоки высокого омического сопротивления (нихрома, константана и др.) намоткой на керамический каркас. Подходит для этих целей спираль от бытовых электроплиток (диаметр проволоки 0,3—0,4 мм). Для возможности регулировки лучше исполь-тт:Ъ,ШТ1Схема включения ограничительного устройства: 1 — генератор; 2 — реле-регулятор; 3 — батарея; 4 — диод; 5 — резистор; 6 — потребители. зовать переменный резистор (реостат). В качестве диодов лучше применить такие, чтобы они работали с запасом по току во избежание сильного нагрева. Я использую два параллельно соединенных Д-305. Собранные вместе резистор и диод занимают очень мало места и могут быть расположены в любом, только не горячем месте. На данное предложение получено авторское свидетельство. В. МАКАР 290045, г. Львов, п росп . Л енинского комсомола, 54, к в . 38КЛЮЧИ ДЛЯ «ТУГИХ» ГАЕКБывает, что гайки на трубопроводах тормозной системы автомобиля не удается отвернуть обычным рожковым ключом без повреждения их граней или трубопровода. Особенно трудно это сделать на «жигулях», где размер гаек под ключ всего 10 мм. Для обслуживания своего автомобиля я сделал специальный ключ, показанный на рис. 1. Надеваю его на гайку, а потом вворачиваю и затягиваю винт. К люч сделан из стали Ст. 45 и закален. Б. СТЕПАНОВ 400051, г. Волгоград-51, просп. имени 40 лет ВЛКСМ, 8, к в . 18 Рис. 1. Ключ Б. Степанова.КОГДА НЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СЦЕПЛЕНИЕНа «жигулях», простоявших несколько месяцев, не выключается сцепление: его диск прилипает к маховику. Чтобы разъединить их, я поступаю следующим образом. Прогреваю двигатель на нейтральной передаче, немного нагревая таким образом и сцепление. Полностью выбираю регулировочную длину штока выключения сцепления, тем самым создавая предварительную нагрузку на пружину нажимного диска. Включаю одну из передач и одновременно нажимаю педали сцепления и тормоза. Помощник в это время рукояткой, пытается провернуть коленчатый вал двигателя. После нескольких попыток диски разъединяются. что сопровождается щелчком и резким уменьшением сопротивления вращению вала. Теперь нужно восстановить регулировку штока рабочего цилиндра сцепления — и можно ехать. В. КОНОНЕНКО 352153, Краснодарский край , К авказсний район, совхоз В. Заря, ул. Больничная, 7-е, к в . 12тЧтобы отворачивать гайки труб тормозной системы «жигулей», можно использовать торцевую головку «на 10», приварив к ней губки и ручку, к ак показано на рис. 2.Г. синицын188630, г. Л енинград , Колпино, Заводский просп . , 6, к в . 68 Для накидных гаек, крепящих трубопроводы тормозной системы у «жигулей», и клапанов выпуска воздуха я применяю самодельный ключ из 4-миллиметровой стали, который показан на рис. 3. Он не срывает ребра штуцеров и гаек, так как захватывает соответственно шесть и пять граней. М. БОЛЬШАКОВ 335014, г. Севастополь, ул. Блюхера, 16, к в . 14 Рис. 2. Ключ Г. Синицына.Рис. 3. Ключ М. Большакова.Если способом, предложенным В. Кононенко, восстановить работу сцепления не удается, следует так же выбрать всю длину штока выключения сцепления, включить передачу, предварительно, конечно, вывесив домкратом одно заднее колесо и подведя под автомобиль страховочную подставку, а под колеса — упоры. После этого пускаем загодя прогретый двигатель, .нажимаем на педаль сцепления и, подняв обороты до 3000 — 3500 об/мин, тормозим задние колеса стояночным тормозом. Диски обычно разъединяются после двух-трех попыток. В. БОГАЧЕНКО 109378, г. Москва, ул. Зеленодольская, 15, к орп . 1, к в . 60РЕМОНТ ЗАЩЕЛКИПосле нескольких лет эксплуатации на «Запорожце» ЗАЗ — 966 стали плохо открываться и закрываться двери. При осмотре я обнаружил значительный износ переднего зуба защелки замка. Приобрести новую деталь в магазине и на станции обслуживания не смог, поэтому пришлось ремонтировать старую. Взяв лаУстановка пла тунную пластину толщиной 2 мм, выгнул стины на заее по профилю и обработал по ширине щелку. зуба. Затем выбрал напильником на соответствующую толщину пазв корпусе защелки и закрепил пластину винтом М5, 142450, М осковская область, как показано на рисунке. РаботоспособН огинскийрайон , ность замка полностью восстановилась. пос. Старая Купавна , К. БОЧКИН проезд текстильщиков , 3/4, кв. 914