СМОТР юныхМальчишкой я жил на окраине. Четыре дома — и за ними степное приволье. Никаких заборов, никаких границ. Впрочем, нет, одна граница была. Вдалеке проходила дорога — источник постоянного страха наших родителей. Даже в седьмом-восьмом классах нам категорически запрещалось выходить на дорогу. Кажется, не было страшнее преступления, чем выбежать на дорогу. Я и сейчас бываю в местах моего детства. Здесь все изменилось. Рядом со старыми домиками выросли многоэтажные, окраина отступила, и от былого детского приволья тоже не осталось следа — вырос целый жилой квартал, опоясанный, как водится, автомобильными дорогами. О, они не чета нашей старой дороге — автобусы, мотоциклы, стремительные легковушки, гигантские панелевозы и автофургоны уже не пугают родителей, а повергают их в ужас. И ведь запреты нынче бессмысленны! Школа, магазин, кинотеатр, поликлиника — все через дорогу. Я вспоминал это каждый день в течение недели, пока продолжался Всесоюзный слет юных инспекторов движения, собравший почти тысячу участников из шестых—восьмых классов. И думал о родителях этих ребят — счастливые они люди! Они могут спать спокойно: дети их получили высшее дорожное образование. Юные инспектора движения еще очень юны — юные техники, авиамоделисты и даже юные космонавты гораздо старше их: только в марте 1973 года секретариат ЦК ВЛКСМ, Министерство просвещения СССР и Министерство внутренних дел СССР утвердили «Положение о юных инспекторах движения». И все же, когда встал вопрос — где проводить первый слет ЮИД, организаторам пришлось нелегко: на роль хозяев претендовали многие города не только Российской Федерации, но и Латвии, Литвы, Молдавии, СреднейАзии. Ведь ЮИД сегодня — это 30 000 отрядов и клубов, 200 автодромов и автогородков. Выбран был Ростов-на-Дону. Его автоград по праву считается лучшим в Союзе. В городе и области насчитывается 949 отрядов юных инспекторов движения. Уверен, что эта неделя запомнилась ребятам на всю жизнь. Да и как забыть встречи с почетными гостями слета! Не по телевизору, не в кино увидеть Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В. А. Джанибекова, и не просто увидеть, а даже беседовать с ним, и сфотографироваться на память, и автограф получить. Послушать ветерана войны, бывшую военную регулировщицу Л. А. Овчаренко, стоявшую на посту у Бранденбургских ворот в освобожденном от фашистов Берлине. Или подарить на память значок с эмблемой своего отряда и пригласить в свой родной город прославленного К. К. Коккинаки. Как забыть знаменитого регулировщика дядю Степу — оказывается, он не выдуман Михалковым, он каждый день бывал у ребят — то на вертолете ГАИ прилетит, то на патрульной машине примчится, длинный такой предлинный... Или, скажем, кинофестиваль документальных и мультипликационных фильмов «Берегись автомобиля!» Но каждую свободную минуту — а свободное время действительно измерялось в минутах — ребята готовились к соревнованиям. Быть юным инспектором движения, как выяснилось, не такто просто. Первая медицинская помощь при дорожном происшествии, стрельба из малокалиберной винтовки, определение по фотографиям марки автомобиля1#фф#ф#е#ф©ф©©©©<ю©#1ВЕНГРИЯ. Здесь разработано устройство «Траффифот», бдительно следящее за соблюдением правил движения. Оно соединено со светофором и фотографирует автомобили, не остановившиеся перед красным сигналом. Первый же «Траффифот». установленный на одном из наиболее оживленных перекрестков Будапешта, отлично зарекомендовал себя. Всякая попытка отрицать факт нарушения исключена: на цветном снимке видны и машина и светящаяся линза светофора. ГДР. В центральных районах городов все больше улиц закрывается для сквозного Движения транспорта и полностью отдается в распоряжение пешеходов. Чтобы такие улицы стали более привлекательными, градостроители размещают на них новые, современные здания, бассейны, кегельбаны, выставочные помещения. Асфальтовое покрытие заменяют красивыми разноцветными плитками, увеличивают количество деревьев, цветов. Проектировщики стремятся, чтобы остановки общественного транспорта и автостоянки находились не дальше 400 м от любой части пешеходной улицы. Одно из первых мест по наиболее интересным в градостроительном отношении решениям занимает Дрезден. ПОЛЬША. В прошлом году в Варшаве и столичном воеводстве число автомобилей выросло более чем на 2f'V Однако, несмотря на такое существенное увеличение автомобильного парка, число ДТП и пострадавших в них снизилось. Милиция применяет к нетрезвым водителям самые строгие мери: средний штраф составляет 3200 злотых (160 рублей), средний срок лишения водительских прав — 14 месяцев. ЮГОСЛАВИЯ. Для координации деятельности местных организаций создан республиканский сонет по безопасности движения на автомобильных дорогах. В программе его работы на ближайшие годы — укрепление сотрудничества с другими странами, широкое обсуждение новых нормативных документов и мер по безопасности движения, разработка основных направлений общественно-воспитательной деятельности среди всех категорий участников движения. АВСТРИЯ. Статистические данные, опубликованные комиссией по безопасности движения, свидетельствуют о том, что австрийцы — самые недисциплинированные водители в Европе. В 1977 году на 10 000 находящихся в эксплуатации автомобилей при дорожно-транспортных происшествиях в Австрии погибло в среднем 8 человек, а в ФРГ и Франции — 7, в Великобритании — 4. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Исследования показали, что при дорожно-транспортных происшествиях ремни безопасности спасают ежегодно жизнь 400 человек. Однако число жертв ДТП могло быть меньше. Пока же, как установлено, только один из каждых пяти водителей постоянно пользуется ремнями.24