СПРАВОЧНАЯКАКОЙ БЕНЗИН НУЖЕН• При покупке «Москвича —1500»,— пишет Р. Белостоцкая из Калининградской области, — механик, готовивший машину к продаже, предупредил меня, что для мотора требуется бензин АИ-93. Так яи ездила, пока не посетила станцию обслуживания. Там представитель АЗЛК и слесарь заявили, что эта рекомендация неверна. Для двигателя моей машины, сказали они, нужен только А-76, и указали на букву «Д», выбитую на блоке после номера мотора. Эта буква, по их мнению, означает, что двигатель дефорсированный. Стала ездить на А-76. Но, когда вновь посетила СТО, тот же слесарь сказал, что все-таки нужен АИ-93. Я в недоумении ищу представителя АЗЛК. Его нет. Есть заместитель. И он утверждает, что АИ-93 непригоден. Как же мне быть? Что означает буква «Д» в маркировке двигателя «Москвича—1500», стоящая после его порядкового номера?» На автозаводе имени Ленинского комсомола редакции разъяснили, что отдельные партии дефорсированных двигателей «Москвич—412» экспортного исполнения выпускает уфимский моторостроительный завод. Обозначаются они буквой «Д», стоящей в маркировке после индекса модели. Для этих двигателей, действительно, рекомендован бензин А-76. Но буква «Д» может стоять ив другом месте маркировки — после года выпуска. Здесь она означает, что мотор укомплектован карбюратором К126Н и термостатом ВАЗ с закрытой системой охлаждения. Таким образом, маркировка дефорсированного двигателя упомянутой комплектации выглядит так: 412ДЭ 0000000 77Д. У машины же Р. Белостоцкой маркировка мотора 412Э 0000000 77Д. Это означает, что он укомплектован карбюратором К126Н и термостатом ВАЗ с закрытой системой охлаждения, но не дефорсирован, и поэтому для него требуется бензин АИ-93. Редакции также сообщили, что дефорсированный двигатель «Москвич—412ДЭ» будет устанавливаться на машины с ручным управлением, выпуск которых предполагается начать в 1978—1979 гг. Подробно о конструкции этого автомобиля и его двигателя журнал расскажет, когда будет начато серийное производство. Сообщая разъяснение завода, считаем необходимым обратить внимание на неудачно выбранную форму маркировки двигателей. Подтверждение тому '— письмо нашей читательницы. 'Что поймет рядовой владелец «Москвича», если даже на СТО не могут разобраться? Думается, что АЗЛК, как разработчику, и УМЗ, выпускающему моторы, следует изменить маркировку, исключив тем самым возможность разночтений и ошибок. Букв в алфавите для этой цели достаточно.цикла. Подсоедините к обмотке освещения генератора при помощи толстых про8 водов (площадью сечения 2 — 3 мм ) через рубильник девять банок (18 В) двух последовательно соединенных автомобильных батарей емкостью не ниже 55 А-ч (6СТ-55). Батареи должны быть полностью заряжены, а все соединения иметь надежный электрический контакт. Совместите полюса ротора и статора. Два-три раза включите на секунду рубильник, проверяя после каждого включения. не перегрелась ли обмотка. Поверните ротор на 180° и, совместив полюса, снова два-три раза включите рубильник. Проводя эти операции, будьте осторожны — в момент включения рубильника по проводам течет большой ток.РАСХОД МАСЛА У МОТОРОВ ВАЗД. Бабаев из Туркмении просит рассказать, как надо определять расход масла у двигателей ВАЗ и какова его эксплуатационная норма. Расход масла зависят от технического состояния мотора (если, конечно, нет никаких утечек). Особенно — от износа поршневых колец и цилиндров. Поэтому он непостоянен, меняется в зависимости от «возраста» машины. Так, в первые 2—3 тысячи километров пробега (во время обкатки) расход масла постепенно снижается, поскольку трущиеся детали мотора прирабатываются все лучше и лучше. Потом он стабилизируется и остается постоянным, пока пробег машины не перевалит за £0—60 тысяч километров, а затем начинает несколько возрастать. Эксплуатационной нормой расхода масла у двигателей ВАЗ, прошедших 50 — 60 тысяч километров, можно считать 5060 г/100 км. Если же фактический расход превышает 80 г/100 км, надо искать неполадку и устранять ее причины. Расход масла (гЛОО км пути) определяется по следующей формуле:100(Qi—Q.+Q3)электронного блока приведена на рисунке. На задней стенке кожуха часов есть три клеммы, обозначенные следующим образом: «30», «31», « + 12V». Первая из них соединена с лампой подсветки, и к ней должен подключаться провод, идущий от включателя освещения приборов. Клемма «31» соединяется с «массой» проводом, отходящим от прикуривателя. Питание к часам подводится к клемме «+12V» от 16-амперного предохранителя (М> 1) на блоке плавких предохранителей. Если часы останавливаются при включении подсветки, значит при подключении перепутаны местами провода, идущие к клеммам «30» и «31». Если, наоборот, часы стояли и при включении подсветки пошли, значит неправильно подключены клеммы «30» и « + 12V». Когда же часы не работают независимо от того, включена или выключена подсветка то проверьте правильность подключения клемм «31» и «+12V». Причиной отказа может быть и плохой контакт с «массой» на клемме «31» или в соединении подходящего к ней провода с прикуривателем. После правильного подключения часы начнут работать автоматически. В процессе эксплуатации часы могут выйти из строя. Для выявления причин дефекта и его устранения следует обращаться на станции обслуживания ив мастерские, ремонтирующие АЧЖ-1.УЧИТЬСЯ В ПТУ?«Хочу поступить в профессионально-техническое училище, готовящее слесарей по ремонту автомобилей для села. Прошу ответить: сколько там нужно учиться?» — спрашивает И. Кедер из Латвии. Как сообщил редакции начальник управления по подготовке рабочих для сельского хозяйства Госкомитета СССР по профтехобразованию В. Д. Сушков, срок обучения в профтехучилищах установлен разный, в зависимости от подготовки ученика. Так, для лиц, демобилизованных из Советской Армии, он составляет 8 месяцев. Юноши, окончивщие десять классов, учатся год. А для тех, кто поступает в ПТУ после 8 классов, время учебы составляет три года (с получением общего среднего образования) или два (без получения среднего образования).где: Qi — количество (в граммах) масла, залитого в картер; Qj — количество масла, слитого из картера; Qa — количество свежего масла, долитого между заменами: S — пробег (в километрах) автомобиля между заменами масла. Поскольку в домашних условиях масло удобнее не взвешивать, а измерять в каких-либо сосудах объемными единицами, следует принять его удельный вес равным 0,8 г/см3, когда 1л весит 800 г. Замерять расход удобнее между заменами масла. Можно и после пробега в 500 километров (не менее) при равномерном движении автомобиля со скоростью 50—80 км/ч. Чтобы замер был более точным, не торопитесь и дайте полностью стечь горячему маслу (не ниже +60 ). На это потребуется 10 — 12 минут.ДИЗЕЛЬ НА «ВОЛГЕ»«Я читал, что существует модификация «Волги» с дизелем. Однако никогда не встречал, — пишет из Омска В. Сыромятников. — Прошу внести ясность: выпускаются ли такие автомобили или нет?» Бельгийская фирма «Скалдия». которая импортирует советские автомобили, ставит на «Волгу» дизели «Пежо-Инденор-4.90». Экспортные модификации «волг» специальной комплектации для монтажа дизелей имеют индексы ГАЗ — 24-76 (машина с кузовом «седан») и ГАЗ24-77 (с кузовом «универсал»). Эти автомобили предназначены для бельгийского рынка, поэтому у нас на дорогах их не встретишь. • „ Двигатель «Пежо-Инденор-4.Е0» — четырехцилиндровый, рабочим объемом 2112 см 3с системой непосредственного впрыска топлива развивает мощность 62 лс при 4500 об/мин. Скорость дизельной «Волги» — 130 км/ч. Эксплуатационный расход топлива — около 8 л/100 км.СХЕМА ЧАСОВИ. Романов из Свердловска, Г. Сугак из Донецкой области, Другие читатели просят опубликовать схему автомобильных часов АЧЖ-1 и рассказать, как они должны подключаться. На «жигулях» моделей «2103» и «2106» устанавливаются электронно-механические часы АЧЖ-1 с магнитоэлектрическим бесконтактным балансом. Они работают от сети автомобиля с номинальным напряжением 12 В. Схема ихКАК НАМАГНИТИТЬ РОТОР«У генератора переменного тока, применяемого на ковровских и минских мотоциклах, со временем ухудшаются параметры из-за ослабления магнитных свойств полюсов ротора. Можно ли намагнитить их?» — спрашивает В. Салихов из Казани. Отвечают специалисты НИИавтоприборов. Роторы генераторов на заводах намагничивают в сильном магнитном поле. Самостоятельно сделать специальное приспособление для этого очень сложно, поэтому можно попробовать намагнитить ротор следующим образом. В гараже или на открытой площадке отключите генератор от системы мотоМАСЛА ДЛЯ «ТУРИСТА»«Можно ли применять на мотороллере «Турист» современные автомобильные масла?» — спрашивает В. Чуман из Рязанской области. Отвечает заместитель главного конструктора завода Б. С. Наумов. Для составления топливной смеси можно использовать широко .распространенные моторные масла марок М-8В,, М-6з/ЮГ|, М-10ГИ, предназначенные для автомобилей, а также авиационное масло МС-20. „„„, Пропорция их в смеси остается прежней, указанной в инструкции.*ивтя»16