В МИРЕ МОТОРОВАвтомобильная промышленность ПНР в настоящее время выпускает широкий ассортимент легковых машин, автобусов,«ЕЛЬЧ-СХЛЗВ640»грузовиков, тягачей, самосвалов. Завод специализированных автомобилей — СХЛ в г. Кельце монтирует на шасси трехосных грузовиков «Ельч-В640» самосвальные кузова. Машина оснащена шестицилиндровым 243-сильным дизелем «Лейланд» с турбонаддувом и шестиступенчатой коробкой передач. Два задних ведущих моста оборудованы блокируемыми дифференциалами. «Ельч-СХЛ-ЗВ640» рассчитан на перевозку 18 тонн груза. Емкость самосвального кузова — 8,3 мЗ. Разгрузка — на три стороны. В снаряженном состоянии машина весит 12 тонн и развивает скорость 71 км/ч. При движении на дорогах с твердым покрытием самосвал может буксировать прицеп. В этом случае полная масса автопоезда составляет 38 тонн.«СУПЕРШЕСТЕРКА»Известная японская фирма «Хонда» была среди первых в попоне за титулом «сверхмотоцикла». Ее четырехцилиндровая модель «КБ 750 супер спорт» с дисковыми тормозами (1969 год) дала повод многим конкурентам выбросить на рынок не менее мощные «четверки». Такие модели стали делать фирмы «Мото Гуцци» (Италия), «Сузуки» (Япония), «Кавасаки» (Япония). Следующий шаг сделала итальянская «Бенелли», отважившаяся на постройку дорожного мотоцикла с шестицилиндровым мотором — «Бенелли сей». В ответ на это завод тяжелых мотоциклов «Хонда» в г. Судзука сделал свою «шестерку», которая стала самым мощным в мире серийным мотоциклом. Четырехтактный, .рабочим объемом 1047 см 3 двигатель «Хонды-КБ-Икс» имеет два распределительных вала в головке цилиндров, 24 клапана, шесть карбюраторов «Кейхин» с 28-миллиметровыми диффузорами, не требующее ухода транзисторное зажигание, электростартер, два масляных насоса и масляный радиатор. Двигатель установлен поперек рамы, и его цилиндры наклонены вперед на30°. У рамы нет привычной вертикальной передней трубы. Роль связующей распорки между рулевой колонкой и подмоторной частью рамы выполняет сам двигатель. Таким образом, он является нагруженным элементом и частью рамы мотоцикла. Мощность двигателя у шестицилиндровой «Хонды» составляет 105 л. с. при 9000 об/мин, а максимальный крутящий момент — 8,5 кгм . с при 8000 об/мин. Это значит, что водителю придется усердно пользоваться пятиступенчатой коробкой передач (она соединяется с двигателем через восьмидисковое сцепление), чтобы мотор мог работать в наиболее выгодном диапазоне оборотов. Установленная поперек рамы «шестерка» сделала довольно внушительной (600 мм) ширину самого мотоцикла. Большой запас мощности обеспечивает не только высокую скорость, но и разгон, несравнимый даже с показателями спортивных автомобилей большого туризма («Астон-мартин-вантаж», «Порше-турбо», «Ламборгини-каунташ», «Феррари-ВВ»). Так, дистанцию 400 м со стартом с места «Хонда-КБ-Икс супер спорт» преодолевает за 11,6 си на отметке 400 м имеет скорость около 219 км/ч при наклонной посадке водителя и 202 км/ч при вертикальной. Для сравнения укажем, что запас мощности на тонну полной массы у шестицилиндровой «Хонды» равен 338 -д. с , а у известного гоночного мотоцикла ЯВА для спидвея — 315 л. с. Это значит, что на «супершестерке» малоопытный водитель без труда сделает «стойку» на заднем колесе при резком троганье несмотря на то, что под задним колесом у него не гаревая дорожка с низким коэффициентом сцепления, а асфальт. Расход топлива у 'новой «Хонды» (сухая масса — 247 кг, снаряженная — 224 кг) даже при скорости 60 км/ч внушительный — 4,3 л/100 км, а вместимость бака — 20 л. Таким образом, • водителю придется довольно часто останавливаться для заправки. Мотоцикл оснащен дисковыми тормозами: двумя спереди и одним сзади. Ход передней подвески — 160 мм, задней — 95 мм. Шины: 3.50—19 для переднего колеса и 4.25—18 для заднего. М. КУУСЕ, инженер«МЕРСЕДЕС-БЕНЦ» РЕКОРДСМЕНАвтомобильные заводы всегда видели в спортивных достижениях хорошее средство для рекламы своей продукции. Фирма «Даймлер-Венц» (ФРГ), которая после энергетического кризиса увеличила продажу легковых машин с дизелями, решила поднять интерес общественности к дизельным быстроходным моделям, построив специальную машину для установления рекордов скорости. Экспериментальный спортивный автомобиль «Мерседес-Бенц-Klll», на Котором проходили испытания роторные двигатели и новые дизели для легковых машин, в 1978 году получил новый, улучшенный по аэродинамическим показателям кузов из стеклопластика. Коэффициент обтекаемости (СХ) у него равен всего 0,2. В задней части клиновидного корпуса машины установили пяти-цилиндровый (2999 смЗ, 230 л. с. при 4600 об/мин) дизель с турбонаддувом. Скорость автомобиля —- 322 км/ч. Расход топлива — 16 л/100 км. «Мерседес-Бенц-Klll» весит 1245 кг. По длине (5380 мм) он немного короче нашей «Чайки» ГАЗ—13, уже (1714 мм) и ниже (1045 мм) ее. Во время специальных заездов на этой машине установлено 14 новых международных рекордов скорости в классе дизельных автомобилей рабочим объемом до 3000 смЗ. Из них 12 одновременно являются мировыми (то есть наивысшими независимо от класса) рекордами для дизельных машин.38