Топливную экономичность автомобиля определяют три фактора: совершенство конструкции, условия эксплуатации и индивидуальные качества и навыки водителя. Начнем с первого — конструкции. Это особенности двигателя, величина суммарного сопротивления движению (аэродинамическое, плюс сопротивление качению шнн, плюс потери в трансмиссии), собственный вес автомобиля и соответствие передаточных чисел трансмиссии характеристикам двигателя. Как и на что мы здесь можем влиять? Конечно, было бы по меньшей мере самонадеянно самому усовершенствовать двигатель или узлы трансмиссии. Но следить за их состоянием и регулировками совершенно необходимо. Статистика утверждает, что ухоженный двигатель автомобиля расходует на в—9% меньше топлива, чем его работоспособный, но запущенный близнец. Так, отклонение от нормы зазоров между контактами прерывателя и между электродами свечей может увеличить расход бензина на 2—3%. Еще больше поощряют «аппетит» машины (до 6%) неправильная установка угла опережения зажигания и разрегулированный карбюратор. А узлы трансмиссии? «Перетянутые» подшипники ступиц или трущиеся о барабаны колодки тормозов намного (точнее не скажешь — все зависит от степени «затяжки») увеличат долю трансмиссии и ходовой части в сопротивлении качению машины, а значит и расход топлива. Самые отрицательные последствия влечет невнимание к установке углов схождения и развала колес. Так, при угле схождения +5° мощность, требуемая для перемещения колеса, увеличится втрое по сравнению с нормой. Казалось бы, мы не имеем возможности уменьшить аэродинамическое сопротивление: оно определяется формой кузова, формированием воздушных потоков в подкапотном пространстве, в системе вентиляции салона, в колесных нищах и т. д. Но не надо спешить с выводами. Не доводилось ли вам видеть на дорогах машины с пустым багажником на крыше? А ведь он увеличивает аэродинамическое сопротивление в среднем (в зависимости от скорости) примерно на 10% и соответственно расход топлива на 3—4%. Еще больше крадут, особенно на высоких скоростях, открытые окна и «ветровички». Очень существенна роль шин. Считают, что «радиальные» шины имеют на 1015% меньшее сопротивление, чем «диагональные», и соответственно экономят 3—5% топлива. Вообще же сопротивление качению шнн зависит от многихфакторов, причем на некоторые из них мы можем воздействовать. Прежде всего о скорости. При 100 км/ч сопротивление качению шин на 25—30% больше, чем при 40 км/ч. Это. конечно, надо иметь в виду. Но вот совсем не годится ездить с «приспущенными» шинами. Ведь падение давления в них на каждые 0,15 кгс/см2 ниже рекомендованного увеличивает сопротивление качению на 5%. Использование летом покрышек с «зимним» рисунком протектора увеличит сопротивление качению на 15—20%, а «шипованные» шины — на все 25%. Задумайтесь над этим, учитывая, что уменьшение сопротивления качению шин на 10% снижает расход топлива на 3—5%. Если сложить все проценты, которые мы здесь привели, то можно подумать, что вообще почти не надо заправлять машину. Но это будет всего-навсего математическим казусом. После того, как вы вычтете из абсолютной величины расхода топлива очередную порцию, за основу для дальнейших вычислений надо брать не первоначальное количество, а результат, получившийся от этого вычитания. Это о порядке расчетов. А главное — проценты, сбереженные оптимальной регулировкой, — это то, что приближает автомобиль к законным, положенным ему 100%. Доводка только исключает лишние, непроизводительные затраты мощности двигателя и, следовательно, топлива. Но, поверьте, это немало ив вашем бюджете нв топливном балансе страны. Будем надеяться, что убедили: в ваших силах уменьшить непроизводительные траты горючего, просто приведя автомобиль в кондиционное состояние. Кстати, и ездить на такой машине куда приятнее. Отрегулируйте, как предписано заводом, все системы, следите за углами установки колес и давлением в шинах — это себя окупит. Не ставьте никаких самодельных козырьков и воздухозаборников. Багажник должен быть на крыше, только когда он нужен, а не в качестве постоянного украшения. Если хотите экономить бензин, не открывайте без нужды окон и ограничьтесь приточной вентиляцией через люки. Все это просто, но эффективно. В последнее время в продажу начали поступать специальные вставки — щиты, закрывающие «карманы» в колесных нишах. Их основное назначение — не давать грязи и влаге скапливаться в этих «карманах». Но, кроме этого, по имеющимся сведениям, вставки несколько улучшают аэродинамику, а следовательно, и экономичность автомобиля. Советуем при возможности установить их.ЗАВИСИТ ОТ ВАСВодителю, как лицу заинтересованному, если он задумает заняться подсчетами, надо знать, как проверить экономичность автомобиля и его техническое состояние. Соответствует ли норме сопротивление движению машины в целом, легко узнать по пути так называемого выбега. На ровном участке улицы или шоссе с небольшим движением разгоните автомобиль (заведомо исправный, отрегулированный и прогретый не менее чем получасовой ездой) до скорости 40 км/ч ив точно фиксированном месте (например, у километрового столба) быстро выключите передачу. Путь, который он пройдет по инерции без торможения до полной остановки (это и есть «выбег») будет эталоном на будущее. Можно провести этот тест еще проще, замерив величину пути, пройденного автомобилем, при свободном скатывании с небольшого возвышения. И если подобная повторная проверка (естественно, в аналогичных условиях и тем же, что в первый раз, методом!) после определенного пробега или очередного ТО покажет худший результат, ищите причину и устраняйте ее. А как проверить, сколько бензина потребляет ваш автомобиль на 100 километров пути? Проще всего методом «до-Что нового в «Волге»Продолжаем публиковать перечень измененнй, которые с каждым годом появляются в конструкциях автомобилей. Сегодня наш рассказ о том, что нового в «Волге» ГАЗ—24. 1. В июле 1977 года (с двигателя № 712363) на водораспределительной трубе и на прокладке головки цилиндров введены дополнительные отверстия и увеличен размер окон. Это существенно улучшило охлаждение гильз. Новые номера деталей: трубы — 241003073-20, прокладки — 24-100302031 (были соответственно 21-1003073 и 24-1003020-Г). Взаимозаменяемость всех названных деталей сохранена. 2. С целью сделать более надежным соединение пары «шатун—втулка» в малой головке шатуна с ноября 1977 года (с двигателя № 1498732) ставится новая втулка 24-1004052-01 вместопрежней 21-1004052. Взаимозаменяемость сохранена. 3. Начато оснащение двигателя (с № 648851) новыми тарелками (деталь 24-1007025-01) клапанных пружин, взаимозаменяемыми со старыми (241007025). 4. На масляном насосе с марта 1977 года (двигатель № 668765) вместо паронитовой прокладки 21-1011065 ставится взаимозаменяемая с ней картонная 21-1011066-01. 5. С сентября 1977 года (с шасси >6 454089) на приемную трубу глушителя ГАЗ—24 ставится новый фланец 24-1203017-02 вместо прежнего 241203017-01. Детали взаимозаменяемы. 6. С июля 1977 года (шасси № 447110) вместо восьмилопастного вентилятора 24-1308009-30 введен шестилопастной 24-1308009-31. Вентиляторы взаимозаменяемы в сборе с фланцами. 7. С целью сделать более надежный коробку передач с августа 1977 года (шасси № 449343) изменены ее вторичный вал? комплект шестерни первой передачи и сама шестерня первой передачи. Новые детали имеют номера соответственно 24-1701105-21, 24-170110601 и 24-1701108-01.В коробку передач автомобилей прежнего выпуска можно установить новый вторичный вал 24-1701105-21 в сборе с новой шестерней 24-1701106-01, но при этом необходимо перевернуть ступицу 24-1701177 и поставить ее другой стороной (рис. 1). 8. Та же цель — увеличение надежности — вызвала изменение конструкции противоугонного устройства замка зажигания. С декабря 1977 года (шасси № 476964) на машине ставитсяНаименование детали Рулевое управление в сборе Вал с фланцем и колонкой Колонка в сборе Колонка в сборе Хомут Прокладка Опорная втулка Прокладка ПрокладкаДо измененияПосле изменения24-3400013-01 24-3400013-0224-340113824-3401138-1024-3401100-10 24-3401100-11 24-3401102-10 24-3401102-11 24-3403025-10 24-3403025-11 24-3403026-10 — 24-3401230 —24-2912073—24-3403026-20—12