Новое в обслуживании «жигулей»Изменение объемов работ по талонам сервисной книжки «жигулей» и прейскуранта на их техническое обслуживание и ремонт вызвало в среде автолюбителей много толков. В некоторых коллективных письмах читатели просили редакцию взять на себя инициативу в решении волнующих их проблем автосервиса, «чтобы мы знали, ва что выкладываем свои деньги». Наш корреспондент Н. АНТОНОВ встретился с руководителями управления и ряда отделов «АвтоВАЗтехобслуживания» и попросил их ответить на вопросы, касающиеся происшедших изменений, Р. КИСЛЮК, начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» — Скажите, пожалуйста, каковы основные причины пересмотра действующего с 1971 года прейскуранта цен на техническое обслуживание и ремонт •жигулей»? — Всякое живое дело не может существовать в раз и навсегда определенных рамках. Тем более если оно развивается в масштабах страны. Я имею в виду становление автосервиса, и прежде всего на фирменной основе. К моменту зарождения самой системы «АвтоВАЗ.техобслуживание» мы не имели ни опыта, ни тем более твердой документации, которой предстояло руководствоваться. Большую помощь в этом нам оказал Главмосавтотранс, разработавший прейскурант цен на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля ВАЗ—2101. Но прошло всего несколько лет, и рамки этого документа оказались тесны, а в отдельных случаях и непригодны для дальнейшего использования. Во-первых, увеличилось количество выпускаемых моделей 'и модификаций автомобилей, требующих сервисных иремонтных работ различной трудоемкости и содержания. Документ же предусматривал только один вариант. Во-вторых, первый миллион «жигулей» прожил уже более пяти лет и по автомобильному возрасту состарился. «Лечить стариков» и ухаживать за ними, как вы знаете, более хлопотное дело, чем этого требует новая машина. Затраты квалифицированного труда и времени на них несоизмеримо выше. Документ же был рассчитан, опять же, только на один вариант. В-третьих, география расселения «жигулей». Сегодня они есть ив Тюмени, и на Сахалине, и в Ашхабаде, и в Прибалтике, и на Памире. Встречаются они и за Полярным кругом, и в Каракумах. Согласитесь, что обслуживать автомобили во всем этом разнообразии условий и климата далеко не одно и то же. Прежний документ недостаточно четко отражал это положение. Он был создан в республиканских масштабах и действовал только на территории России. С развитием вазовской системы сервиса на единой основе и созданием сети САЦ и СТО, охватывающей практически всю территорию СССР, необходимость единого руководящего финансового документа — прейскуранта — стала очевидной. До ВАЗа ни один наш завод не предлагал владельцам автомобиля упорядоченного обслуживания в объемах, предусмотренных талонами сервисной книжки. Понятно, что и опыта взаимного согласования этих документов — сервисной книжки и прейскуранта тоже не было. Созданные разными организациями — ВАЗом и Главмосавтотрансом, они оказались хотя и родственниками, но, как говорят, двоюродными ис возрастом все более отдаляющимися друг от друга. Между тем заданный ВАЗом темп выпуска автомобилей, организация фирменной сети обслуживания породили новые формы взаимоотношений с потребителем — владельцем «жигулей», требовавшие единых базовых документов, которые определяли бы судьбу любой машины, сошедшей с тольяттинских конвейеров. В конечном итоге, если смотреть в корень проблемы, все, о чем мы ведем речь, направлено на значительное улучшение технического обслуживания легкового транспорта, принадлежащего гражданам. Не случайно поэтому за последнее время появились такие документы, как новые правила торговли автомобилями, куда по инициативе завода, поддержанной Минавтопромом, введены предпродажная подготовка и высокие гарантийные обязательства; новые сервисные книжки, учитывающие увеличение сроков заводской гарантии на «жигули» до 18 месяцев, новый, единый для всей страны прейскурант, разработанный Министерством автомобильной промышленйости. В каждом из этих документов проходит ведущая линия на повышение ответственности предприятий за свою продукцию и создание наиболее благоприятных условий владельцам для ее эксплуатации. Качество работы в системе обслуживания — главная наша забота. Основой ее в сервисе мы считаем тот же четкий стиль работы, что и на самом заводе. Но без современного дорогостоящего оборудования и хорошо оплачиваемых высококвалифицированных специалистов достичь этого немыслимо. Чем выше разряд обслуживания, тем,естественно, выше цены. Наша фирменная система автосервиса все больше настраивается на обслуживание по высшему разряду. Мы отдаем себе отчет в том, что далеко не везде еще это достигнуто, что не изжиты еще в ряде мест упущения и нарушения. Но в массе своей наши спецавтоцентры, станции уже коренным образом отличаются от печальной памяти предприятий автосервиса недавнего прошлого. К. ГРУЗИНСКИЙ, начальник планово-экономического отдела производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» — Поясните, пожалуйста, чем принципиально отличаются новые сервисная книжка и прейскурант на техническое обслуживание и ремонт «жигулей» от действовавших ранее. — Прежде всего большей организованностью. Новый прейскурант един для всего Союза и категорически исключает всякое местничество. Мы, образно говоря, начиняем наши СТО и САЦ современным оборудованием для того, чтобы обеспечить высокое качество ремонта и обслуживания. Само собой разумеется, что это требует особо жесткой регламентации. В новом прейскуранте каждая работа с любым узлом или деталью автомобиля четко отграничена, имеет свои понятные количественные и качественные рамки, а отсюда и твердую цену. Таким образом мы постарались исключить имевшие место в прошлом неправильные расценки отдельных работ, а иногда, что греха таить, и откровенные злоупотребления этим положением некоторыми руководителями во имя плана. Писем владельцев «жигулей» на эту тему было достаточно. Да и нам не нужен план такой ценой. Одновременно с увеличением гарантийного срока с 12 до 18 месяцев завод объединил обслуживание автомобилей после 1500—2000 и 4000—5000 км в одно — после 2600—3000 км. В связи с ужесточением регламентных работ по отдельным талонам сервисной книжки их цена несколько возросла — в пределах 1—2 рублей на 10 000 км пробега. По другим же талонам она, наоборот, снизилась на 3—4 рубля, а в целом благодаря более равномерному распределению работ цена технического обслуживания в течении всех 100 000 км, заложенных в сервисной книжке, снизилась почти на 10 рублей. В новом прейскуранте четко и точно отражены содержание и объем работ по каждому из одиннадцати талонов новой сервисной книжки. Специально для читателей «За рулем» хотелось бы дать одно разъяснение. Суть его в том, что часть автомобилей, выпущенных после утверждения повышенных сроков гарантии и одновременного изменения сроков и объемов обслуживания, комплектовалась на заводе сервисными книжками старого образца. Все наши предприятия были своевременно оповещены об этом, но автолюбители узнавали позже, только во время посещения СТО. Разумеется, это никоим образом не отразилось на их интересах. Одним из существенных дополнений, волновавших большинство владельцев «жигулей», стала четкая расценка всех операций обслуживания по каждому талону. Кроме того, для автомобилистов, желающих использовать свои на-36