IДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ Когда мы наслаждаемся великолепным произведением живописи или литературы, невольно отмечаем: чувствуется рука мастера. Автором трассы нынешнего чемпионата СССР по авторалли, проложенной в окрестностях латвийского города Тукумса, был мастер спорта международного класса Улдис Мадревиц. Вот лишь несколько высказываний о ней людей, знающих толк в автоспорте. Николай Киселев (Ленинград), судья всесоюзной категории, главный арбитр чемпионата: трасса полностью соответствует уровню международных соревнований самого высокого ранга. Александр Ипатенко (Москва), заслуженный мастер спорта, председатель комитета ралли ФАС СССР: я думаю, процентов сорок участников не сумеют пройти ее. Но для всех это будет хорошей школой. Николай Елизаров, мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата страны 1977 года: очень трудная трасса, а это значит — интересная. Однако не только трассой, максимально приближенной к международным, отличался тукумский чемпионат раллистов. На пунктах' контроля времени, на стартах и финишах дополнительных состязаний впервые у нас применялись международные знаки, электронные часы, а на участках дистанции, где главным мерилом была регулярность движения, скорость машин контролировалась радарами. Все эти новшества не только сослужили хорошую службу арбитрам, но и самым благотворным образом отразились на спортивных достижениях многих участников. Прежде всего следует отметить несомненный успех латвийских экипажей, выступавших в первой группе. В двух классах они праздновали победу: Алдис Юнкере и Эрике Тригис, Гунарс Вертулсонс и Янис Граудиньш стали чемпионами страны. Кроме того, Валдис Калниньш и Андрее Церукс завоевали в первом классе «серебро», а Янис Кирштейнс и Алнис Гуделис в третьем — «бронзу». Все эти экипажи не «привезли» на Финиш ни одного штрафного очка. Отличились и эстонские спортсмены, завоевавшие в различных классах машин три призовых места. Наибольший интерес у зрителей вызвали старты экипажей, выступавших на автомобилях второй группы (специально подготовленных). И хотя в Тукумс, где проводился предпоследний этап чемпионата, из-за участия в международных соревнованиях не смогли приехать такие прославленные мастера, как Врундза, братья Гирдаускасы и ряд других членов сборной команды страны, хотя выступало здесь лишь двадцать шесть экипажей, борьба на дистанции была бескомпромиссной. С первого же «допа» — скоростной гонки на картодроме лидерство прочно захватили братья Николай и Игорь Больших (Москва). Их результат — 47 секунд — так и не удалось никому превзойти. Правда, половину дистанции они закончили вторыми, но затем наверсталиСПОРТБыло время, когда состояние дел в автомотоспорте определялось индивидуальным техническим творчеством, энтузиазмом отдельных гонщиков-конструкторов, которые собственными силами, знаниями и умением задавали тон на спортивных трассах. Теперь наступило иное вре-упущенное ив итоге выиграли тукумский этап. — А что нам было делать, — очень просто объяснил этот успех Николай. — Ведь на первом соревновании в Таураге мы с дистанции сошли. Вслед за москвичами финишировали эстонцы Валло Соотс и Тоомас Путмакер, у которых в Таураге было четвертое место. Они сумели оттеснить московский экипаж в составе Анатолия Козырчикова и Михаила Титова. Да, тесновато становится в группе лидеров накануне заключительного таллинского этапа. Чемпионат в Тукумсе стал настоящим праздником для любителей автоспорта. Организаторы старались проявить максимум заботы ио зрителях, и о спортсменах. Красочные афиши, торжественное открытие и закрытие соревнований, квалифицированное судейство, шефство коллективов местных предприятий над командами... Всего и не перечислишь. Вот бы всегда, всюду так организовывали наши соревнования! Особой похвалы заслуживает работа пресс-центра и его руководителя, спортивного журналиста Александра Спрогиса. С большим профессиональным мастерством он проводил пресс-конференции, оперативно информировал коллег о событиях на трассе, вел репортаж на старте. Можно смело сказать, чемпионат в Тукумсе удался. Но, как иу всякой медали, есть у него и оборотная сторона. Уже после финиша один из журналистов задал Игорю Больших банальный, казалось бы, вопрос: — Какими качествами должен обладать раллист? — Думаю, прежде всего он должен не жалеть собственной энергии и свободного времени, — ответил спортсмен. И тут же пояснил: — К сожалению, наши заводы слишком мало проявляют заботы об автоспортсменах, и чтобы хорошо выступить на соревнованиях, многое надо делать самому, за свой счет. Более подробно по этому поводу высказался Александр Ипатенко: — Если обыкновенных автолюбителей наши машины сегодня вполне удовлетворяют, то для соревнований они — давно уже вчерашний день. Многие водители из команд союзных республик по уровню своего мастерства вполне способны выступать во второй группе на специальных, усовершенствованных автомобилях, но из-за плохой материальной базы не могут воспользоваться этой возможностью. Автомобильному спорту необходима серьезная помощь заводов. Что и говорить, чемпионат в Тукумсе еще раз наглядно показал диспропорцию в развитии нашего автоспорта — его неудержимо растущую популярность и слишком затянувшееся равнодушие к нему со стороны автомобильной промышленности. Нужно ли сегодня доказывать полезность занятий автоспортом — его благотворное влияние на повышение технической культуры трудящихся, профессионального мастерства водителей, на подготовку молодежи к воинской службе, на совершенствование, наконец, конструкции отечественных автомобилей. Все это давно уже стало прописными истинами, Но быть может, имеются какие-то перспективы в решении давно назревшей проблемы? Вот что говорит об этом руководитель лаборатории форсированных испытаний Волжского автозавода Яков Лукьянов: — Конечно, для своих заводских спортсменов мы многое можем сделать. Но ведь речь идет о помощи массовому спорту, спорту для всех! К сожалению, никаких долговременных программ дляподобной работы у нас нет, сколько-нибудь серьезных экспериментов не ведется. И хотя имеется определенная договоренность между заинтересованными министерствами и ведомствами, дальше слов дело пока не идет. С. СМИРНОВА, спецкор «За рулем»Латвийская ССР, г. Тукумс'НЕ МАСТЕРСТВОМ ЕДИНЫМ...Чем привлекают зрителей автомобильные гонки? Праздничным зрелищем десятков ярких автомобилей, мастерством спортсменов, управляющих ими на огромных скоростях. А еще — и азартом, и остротой борьбы, которая так привлекает нас в спорте. Именно этим запомнился нынешний чемпионат страны по кольцевым автомобильным гонкам. Его первые этапы — в Киеве и Риге — назвали победителей вV классе автомобилей и формуле «Молодежная». Для остальных же гонщиков, выступавших на автомобилях IV класса и гоночных формул III и «Восток», все решал последний этап в Минске. Прогнозам не было: конца: Богатырев или Дерешкявичус? Ас мер или Балезин? Напа или Сарап? А может, Барковский или Невераускас? Каждый из них мог ответить на эти вопросы только победой. В III формуле в спор М. Валезина и Т. Асмера — основных претендентов на золотую медаль — вмешался Р. Кесминас. Вмешался не так уж неожиданно, если учесть его лучшее время в контольных заездах. В азарте погони за ним ^ алезин и Асмер на первом же повороте столкнулись — слегка, но шансы обоими на победу в заезде были упущены. Этап выиграл Кесмннас, однако по сумме двух лучших результатов «золото» чемпионата все же досталось Валезину, а «серебро» — Асмеру. Интересно, что эта медаль чемпиона страны — первая не только в биографии Валезина, но ив автомобильной спортивной истории Московского автомобильно-дорожного института, за который он выступает. В отличие от Валезина, Асмер новичок в III формуле, но за его плечами — годы занятий гонками на мотоциклах и автомобилях формулы «Молодежная», давших ему большой опыт работы с техникой. Именно это во многом обеспечило его успешный старт в соревновании на «большом» автомобиле. Выступление молодого Кесминаса (в первую очередь уверенная победа в Минске) свидетельствует о его больших потенциальных возможностях. Еще совсем недавно мы говорили то же самое о Р. Сарапе, а сегодня он — чемпион СССР в формуле «Восток». Казалось, полоса невезения, в которую то и дело попадал спортсмен, продолжится и здесь, в Минске: на тренировке его автомобиль ударился в отбойник и лишился обтекателя передней части. Пришлось спешно установить... изогнутый32