/ « Р Ь . / ТАКИЕ ВОТ ЛЮДИ/ \ ДЛН Й / А ЬИ^=/В ХАБАРОВСКОЙ ШКОЛЕ!Из журналистского блокнотагое тревожное сообщение и деловито отдавал нужные распоряжения. Надо было видеть, с какой энергией трудились в те дни преподаватели, мастера, все, кто не ушел в отпуск, трудились на автодроме, в гаражах, на складах. И когда участники сборов приступили к занятиям, следов стихии почти не осталось. Факт вроде бы частный, тем более что к здешней погоде, которая и летом и зимой преподносит много неприятных сюрпризов, уже привыкли, Но просматривалась в нем четко спайка коллектива, деловитость, исполнительность. Когда мы говорили об этом с заместителем начальника школы по политико-воспитательной работе Владимиром Степановичем Куликовым, он сказал: — Нынешний коллектив у нас стал складываться несколько лет назад, пожалуй, в то время, когда вот это новое здание сооружали. Здесь, где теперь учебный корпус и гаражи, где асфальт, деревья и декоративные кустарники, сплошное болото было. Те, кто начинал стройку, — меня тогда здесь еще не было, — рассказывают: ходили по колено в топи. Тысячи машин грунта, песка, камня завезли, утрамбовали. Вместе со строителями работали в свободное от занятий время преподаватели, мастера и курсанты. Труд и трудности закаляли и сплачивали людей. Кто не выдерживал — отсеивался. Оставались преданные школе и делу люди. Старые кадры преподавателей и мастеров стали костяком коллектива, который пополнялся (этот процесс не окончен) молодыми специалистами, Одни пришли из армии, уволившись в запас, другие — после окончания автодорожного факультета Хабаровского политехнического института. Сейчас в школе, за малым исключением, преподаватели и мастера — люди с высшим образованием. ...Мы идем с Куликовым по залу музея, созданного краевым комитетом оборонного Общества и развернувшего свою экспозицию в просторном зале технической школы. Первое, на что обращаешь внимание, — дела ветеранов, Вот портреты мастера производственного обучения Филиппа Ефстифеевича Черепанова и преподавателя Валентина Васильевича Притеева. Бывшие фронтовики посвятили себя подготовке водителей, передают свой боевой и жизненный опыт, свои знания молодым людям, готовящимся стать в ряды вооруженных защитников Родины. Еще один фотопортрет: преподаватель Евгений Захарович Петрица у электрифицированного стенда — своего детища. Черепанов, Притеев, Петрица — передовики социалистического соревнования 1978 года, А вот фотография, на которой трижды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, член президиума ЦК ДОСААФ СССР И. Н. Кожедуб пожимает руку стройному, высокого роста солдату, стоящему у автомобиля. Куликов поясняет: — Петр Ушмодин, воин-водитель, наш воспитанник.' Как встретился с Кожедубом, не знаю, а вот как вернулся в нашу же школу, как обучает вождению будущих воинов, могу рассказать подробно. Честный, старательный, любит ребят и технику, учит как надо, как это требует время. Несколько позже я узнал, что в школу вернулись после армии другие ее выпускники — Анатолий Полещук, обучающий ныне мастерству вождения будущих воинов, Сергей Кошкин, готовящий водителей для народного хозяйства. Эти преподаватели и мастера — среди победителей социалистического соревнования 1978 года. К слову сказать, опыт хабаровских товарищей, их коллег из других организаций ДОСААФ, создающих свои музеи, заслуживает поддержки и распространения. Музей — это утверждение лучших традиций, это подспорье в воспитании, в пропаганде тех больших дел, которыми занято наше оборонное Общество. Становление любого коллектива — процесс, естественно, не стихийный. Многое изменилось в хабаровской школе с приходом нового начальника — Виктора Максимовича Пинчука. Человек грамотный, опытный, с твердым характером, он прежде всего взялся за укрепление трудовой и производственной дисциплины. Что скрывать, встречались и приписки часов вождения, и опоздания на работу, и даже выезд в нетрезвом виде. От нерадивых работников просто-напросто избавились, Теперь об этом легко писать, но в свое время новому начальнику, партийной организации пришлось немало потрудиться, чтобы навести порядок, сплотить людей, направить их энергию в нужное русло. Те, кто связан с жизнью учебных организаций нашего оборонного Общества, хорошо знают, как много дало введение в штат должности заместителя начальника школы по политико-воспитательной работе. Там, где на эту должность пришли воспитатели по призванию, нашедшие подход к уму и сердцу юношей-призывников, там вскоре же пожали хорошие плоды. Много дал хабаровской объединенной технической школе приход Владимира Степановича Куликова. Когда-то, лет около двадцати назад, он сам окончил эту же школу. Был шофером, водил грузовики, легковые автомобили. Но не только к технике его тянуло, к лк?дям. Куликова выдвинули наВ ту августовскую ночь жители Хабаровска были разбужены гигантскими всполохами молний и раскатами грома. Все вокруг гудело и вздрагивало. Разразился ураган. Ветер огромной силы, казалось, хотел смести все на своем пути. До самого рассвета хлестал дождь, переходя временами в град, Утром мы с председателем крайкома ДОСААФ Виктором Ивановичем Жмурко, проезжая по улицам города, стали свидетелями «ночного разбоя». Вывороченные с корнем толстенные деревья во многих местах перекрывали проезжую часть дорог, обвисли провода электросети, прекратилось движение трамваев. По кипящим Амуру и Уссури неслись бревна, бочки, копны сена, обломки лодок... — Вот вам одна из причуд нашей дальневосточной погоды, — заговорил Жмурко, — два полных месяца не было ни капли дождя, люди изнывали от жары: тридцать три градуса — не шутка. И вот тебе — ураган. Ливни с той ночи шли целую неделю. Коллектив хабаровской образцовой объединенной технической школы ДОСААФ, вернее малая его часть (время было отпускное), в те дни готовился принять участников сборов — руководителей автомобильных, технических школ, представителей комитетов ДОСААФ Дальнего Востока. Учебно-методические сборы — в них участвовали специалисты из штаба Краснознаменного Дальневосточного военного округа во главе с генерал-майором В. Ф. Масенко — должны были подвести итоги социалистического соревнования школ ДОСААФ, обучающих водителей для Советских Вооруженных Сил, обобщить положительный опыт, проанализировать недостатки, словом, заложить хорошую основу к началу нового учебного года. Не все было подготовлено к приему гостей, так как злосчастная ночь и последовавшие за ней ливничсоздали, немало осложнений Для сотрудников школы. Вода затопила участки автодрома, где планировались учебно-показательные занятия, отключили ток — и многие учебные стенды, разрезные агрегаты бездействовали. Женщина-повар в растерянности стояла перед начальником школы Пинчуком, торопливо говорила: — Виктор Максимович, холодильник не работает, что делать с мясом, продуктами, чем будем кормить участников сборов? В складские помещения, где хранится дорогостоящее имущество, хлынула вода, откачивать ее было нечем: мотор и помпа бездействовали по той же причине — нет электроэнергии... Пинчук, среднего роста, плотный, с неторопливыми уверенными движениями человек, выслушивал то одно, то дру комсомольскую работу — он заведовал орготделом одного из крупных в Хабаровске райкомов комсомола — индустриального. Потом четыре года учебы в краевой высшей партийной школе. И вот уже четвертый год он здесь — замполит. Скромный, даже застенчивый, но твердый в делах, настойчивый, он быстро завоевал авторитет в коллективе. И в том, что в школе улучшилась учебная и политико-воспитательная работа, регулярными стали заседания педагогического совета, взаимное посещение занятий, показательные уроки, что все это стало нормой в жизни коллектива, бесспорная заслуга его руководителей. Заслуга их ив том, что они пополняют преподавательские кадры школы.грамотными молодыми специалистами — работают, так сказать, на перспективу. Недавние выпускники политехнического института Олег Астафьев, Георгий Золотарев, Владимир Луцкий и их товарищи уже переняли методический опыт у своих старших коллег, с головой окунулись в совершенствование материально-технической базы, проявили много выдумки, дали интересные технические решения в оборудовании классов. Невзирая на вузовские дипломы и инженерные знания, они становятся в 'свободные от занятий часы слесарями, мастерами, электриками, Плоды их творчества — разрезные действующие автомобили, узлы, агрегаты — высоко оценили участники сборов. Им можно поверить: здесь находились люди, знающие цену любой новинке. Мне и раньше доводилось слышать о хабаровской образцовой объединенной технической школе, которая несколько лет подряд удерживает переходящее Красное знамя военного совета Краснознаменного Дальневосточного военного округа, занимает первое место среди учебных организаций ДОСААФ Дальнего Востока по подготовке специалистов для Советских Вооруженных Сил. Побывав в школе, познакомившись с ее делами и успехами, я увидел за всем этим людей, бесконечно преданных делу, которое им поручено, знающих, энергичных, умелых. Пример этого коллектива лишний раз подтверждает ту непреложную истину, что кадры — ведущая сила в успешном решении задач, выдвинутых перед учебными организациями оборонного Общества. В краевом комитете меня ознакомили с перспективным планом работы, родившимся после VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ. В плане большой раздел по улучшению подбора, расстановки и воспитания досаафовских кадров. После того, как Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев побывал в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, в других райоонах Сибири и Дальнего Востока, этот план был расширен, дополнен, в нем нашли отражение советы и рекомендации, высказанные Леонидом Ильичем на встречах с сибиряками и дальневосточниками. Хочется отметить факт, что крайком ДОСААФ настойчиво проводит намеченное в жизнь, шаг за шагом улучшает качественный состав кадров, ведущих подготовку водителей для армии и народного хозяйства, проявляет заботу о повышении специального, методического 2. «За рулем» М Пмастерства руководителей, преподавателей учебных организаций, активно поддерживает инициативу передовиков. Дело подвигается в гору. С председателем крайкома ДОСААФ Жмуркр мы подняли документы двухлетней давности. Тогда общая укомплектованность кадрами по всем учебным организациям была менее 72 процентов, а преподавателями и мастерами — чуть более восьмидесяти. На конец этого года дефицит в кадрах остался в очень немногих школах и спорттехклубах. И это при резко возросших требованиях к уровню знаний и другим качествам наставников будущих водителей. — Весьма хромала методическая работа с теми, кто учит, — признается Виктор Иванович. — Проверили как-то досконально биробиджанскую автомобильную школу, нескольким преподавателям по методике вынуждены были выставить неудовлетворительные оценки, И было за что: на занятиях с курсантами они пользовались старыми конспектами, не применяли технические средства обучения, хотя они и были в школе. Слабо работал педсовет. А на методические сборы, организуемые краевым комитетом, прибывало немногим больше половины преподавателей и мастеров, Серьезные недостатки того же плана были вскрыты в автошколе Комсомольска-на-Амуре. Короче говоря, предстояло многое изменить, поломать. Виктор Иванович рассказал о том, как с помощью крайкома КПСС, местных партийных органов, Советов народных депутатов приходилось подбирать достойных людей, как добивались направления выпускников институтов и техникумов в автошколы, заботились о том, чтобы создать специалистам соответствующие жилищные, бытовые условия. Усилия не пропали даром. Сейчас целиком обновился состав руководителей автомобильных школ — их возглавляют специалисты с дипломами вузов, обладающие организаторскими способностями, опытом. Их заместители, многие преподаватели, мастера — тоже люди с высшим или средним специальным образованием. Мы встретились с Геннадием Петровичем Брынцевым, начальником биробиджанской автошколы, той самой, о которой речь шла чуть выше. — У нас теперь почти прекратилась текучесть кадров — 90 процентов преподавателей и мастеров с высшим образованием. Естественно, что с таким составом легче было коренным образом перестроить методику обучения, улучшить техническое оснащение школы. Силами преподавателей и мастеров-рационализаторов значительно изменили техническую базу, оборудование классов. Вы видели, как рационально, я бы сказал, со вкусом оборудованы классы в хабаровской технической школе? Так вот, мы уже близки к ним. Электрифицированные стенды, разрезные агрегаты, механизмы, автомобили в разрезе, автодром — все это есть иу нас. А отсюда качество подготовки водителей. Даже последний поток, на который мы, честно говоря, не очень-то надеялись — ребята попались трудные, — дал высокие показатели. Слова, сказанные Брынцевым, можно отнести ик коллективу комсомольской автошколы. Правда, в отличие от биробиджанцев, которые размещаются в новом, просторном учебном здании, школа в Комсомольске-на-Амуре пока еще не справила новоселья. Но здание уже строится. Это будет целый комплекс, состоящий из 9-этажного учебного корпуса с общежитием, столовой для курсантов, автодромом, гаражами. И в штатных спортивно-технических клубах — районных и городских, спорттехклубах при первичных организациях ДОСААФ крупных предприятий, которые обучают основную массу водителей для народного хозяйства (из общего числа 13 тысяч в 1977 году они подготовили более 8 тысяч), — в этом отношении дело изменилось к лучшему. Правда, текучесть, скажем, мастеров практического вождения и сейчас еще значительна. Однако год от года кадры СТК стабилизируются. И там трудятся сегодня десятки замечательных специалистов, ищущих, инициативных, которые вносят заметный вклад в подготовку столь нужных краю водителей. ' Один из них — Валентин Александрович Лантушенко. Он возглавляет спорттехклуб ДОСААФ в недавно образованном Солнечном районе, лежащем к северо-западу от Комсомольска-на-Амуре. Почти весь район пересекает строящаяся Байкало-Амурская магистраль. И, конечно, одна из главных забот Лантушенко и возглавляемого им коллектива — подготовка водителей для великой стройки. В этом году спорттехклуб взял повышенные социалистические обязательства, и план его оказался самым напряженным среди всех СТК — обучить для БАМа 600 специалистов. Теперь, на исходе года выполнение плана близко к завершению. Это потребовало много выдумки, находчивости. Обучение проходит не только в самом райцентре Солнечном, где оборудованы классы, есть теплый гараж для девяти автомобилей, площадка для вождения и сдачи экзаменов, но еще ив двенадцати населенных пунктах. Много таких инициативных, знающих и любящих дело людей — штатных и общественников — трудится в досаафовских организациях края. Забота об их идейном росте, повышении деловой квалификации — одно из важных направлений деятельности крайкома Общества. Совсем недавно, когда верстался этот номер журнала, пришло сообщение: на базе той же хабаровской объединенной технической школы проведены недельные учебно-методические сборы преподавателей, мастеров школ и спорттехклубов. Большой отряд специалистов-наставников ознакомился с передовым опытом, обогатил себя новыми знаниями. Сборы — лишь одна из форм учебы. За полтора последних года 57 руководящих работников комитетов и учебных организаций ДОСААФ края прошли переподготовку на центральных курсах Общества, десятки преподавателей и мастеров учатся по вечерам в вузах и техникумах, повышают свою квалификацию. Во всей этой многообразной работе с кадрами видятся будущие успехи в подготовке водителей, которая ведется школами и клубами Хабаровского края.А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» г. Хабаровск9