Опальный фаворит

Опальный фаворит

Подробно о двухдверном КИМ-10-50, о печальной судьбе первой советской малолитражки, мы писали в№3 ГЗР. «Сталинская«Ока», как известно, не вызвала восторга у отца народов. Во времякремлевских смотрин в октябре 1940-го он подверг машину уничтожающей критике. Особенно разгневал вождяее двухдверный кузов, создающий неудобства для посадки задних пассажиров. Сталин приказал разработать новый, четырехдверный вариант. Задача была поручена Горьковскому автозаводу. Единственный сохранившийся результат ее выполнения сегодня скромно прячется за колонной цокольного этажа Политехнического музея.

На пике совершенства

Итак, первая попытка создания народного автомобиля, доступного простым гражданам отечества, не увенчалась успехом – двухдверный КИМ-10-50 не нашел одобрения у правительства Советского Союза, и пока в Москве еще собирали из комплектов 500 «неугодных» двухдверок, инженеры ГАЗа уже вовсю работали над вариантом с четырьмя дверьми. Выпуск новой модели планировали начать 1 августа 1941 года. Проект возглавил Андрей Александрович Липгарт – будущий создатель автомобиля «Победа».

Шасси и двигатель КИМ-10-52 остались от прежнего варианта, но кузов был кардинально переработан и на момент своего появления стал самым совершенным в практике советского автопрома. В первую очередь это касалось его так называемой «самонесущей» конструкции, при которой кузов приваривается к встроенной раме, благодаря чему создается коробка высокой прочности. Это же обстоятельство позволило конструкторам уменьшить вес всего автомобиля и понизить его высоту, так как лонжероны рамы имели меньшее сечение. В кузове КИМ-10-52 были применены и двери системы «Чэнел»: верхняя часть состоит из тонкого профиля желобчатого сечения. Это уменьшало массу конструкции, увеличивало обзорность, позволяло отказаться от отдельных рамок и унифицировать двери открытого и закрытого кузовов. Кузов был цельнометаллическим, без единого куска дерева, даже крыша представляла собой единый штампованный лист, охватывающий весь верх от рамки ветрового стекла до задка. Таким же цельным был и пол – его штамповали из стального листа толщиной 1,2 мм, с ребрами жесткости. Остальные же кузовные поверхности имели толщину от 0,8 до 0,9 мм, а центральная стойка – 1,5 мм.

Еще одно новшество, примененное в КИМ10-52, – багажник, или, как его называли в описании, «выступающий чемодан с обтекаемым контуром». Тогда не все машины, не говоря уж о малолитражных, имели отдельный багажник, да еще с наружной крышкой. У большинства автомобилей багажного отделения не было вовсе, а если и было, доступ осуществлялся через откинутую спинку заднего сиденья. Кроме этого, конструкторы КИМ-10-52 спрятали в багажник запасное колесо, оставив сзади только объемную гладкую поверхность.Капот у автомобиля был аллигаторного типа, с замком – также вполне современное решение, ведь тогда основная масса машин имела капоты в виде двух поднимающихся в стороны створок. Новая система и улучшала доступ к двигателю, и упрощала производство, и создавала красивые обтекаемые контуры в соответствии со стилем облицовки радиатора. У КИМ-10-52 не было и привычных подножек – на их месте специальные пороги, приваренные к раме шасси.

Салон автомобиля для своего времени мог похвастать комфортом: звукоизоляция из войлока и мастики, резиновые уплотнители, раздельные передние сиденья с регулировкой, плафон освещения, ящик для мелких вещей, противосолнечные козырьки и форточки бессквозняковой вентиляции. Приборы были собраны перед водителем. Здесь стояли спидометр, указатель уровня топлива и термометр системы охлаждения.

В общем, автомобиль вышел на славу, его даже успели показать руководителям партии и правительства и лично Сталину, который дал добро на начало производства. Но 22 июня началась война, и всем стало уже не до малолитражек. Два опытных образца КИМ-10-52 эвакуировали из Горького на Урал, разбив один автомобиль при погрузке. Уцелевший прототип пережил войну, и его 16 июня 1945 года вместе с ЗИС-110 и «Победой» опять показали вождю, но на этот раз, увы, безуспешно. Вместо него на заводе имени Коммунистического интернационала молодежи, который переименовали в МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей, под названием «Москвич-400» стали выпускать точную копию немецкого Opel Kadett. Его двигатель развивал на 6 л.с. меньше, чем у КИМ-10-52, капот был в виде архаичных створок, багажник не имелкрышки, а запасное колесо крепилось снаружи. Приняли такое решение по той простой причине, что «четырехсотый» был готов к выпуску – все оборудование и оснастку вывезли из Германии. Жаль, ведь «пятьдесят второй» конструктивно был намного совершеннее «четырехсотого» «Москвича». Превосходил его и по дизайну.

Грустный финал

А тот самый одобренный Сталиным в 1941 году и отвергнутый им же в 1945-м экземпляр КИМ-1052 уцелел. Его передали в экспозицию Политехнического музея, где он и стоит сейчас рядом с двухдверным КИМ-10-50. Только вот рассмотреть его за колонной непросто. Хотя вблизи лучше и не смотреть. КИМ никогда не реставрировали, он находится в весьма плачевном состоянии: лакокрасочная поверхность в сколах и царапинах, хром облез, водительское стекло разбито, один колесный колпак потерян, в салоне царит разруха… Государству нет никакого дела до этого автомобильчика кофейного цвета, и вряд ли в ближайшее время КИМ ждут лучшие времена. Разве что найдется какой-нибудь спонсор, готовый потратиться на него…

Еще один краткий курс

В соответствии со сталинским лозунгом «Жить стало лучше, жить стало веселее» в 1939 году началась разработка малолитражного автомобиля, получившего впоследствии наименование КИМ-10-50, – партия и правительство озаботились нуждами своего народа, разрешив личные транспортные средства. Во многих странах уже тогда выпуск малолитражных машин составлял 85–90% от общего выпуска – их граждане могли ездить на собственных автомобилях. Руководство Советского Союза решило доказать всему миру, что не отстает и в этом вопросе.

Созданием отечественной малолитражки руководил Научный автомоторный институт (НАТИ), автомобиль стал плодом сразу нескольких предприятий. Оборудование для его производства приобрели в США, там же на фирме Budd заказали штампы и пробную партию из 500 комплектов кузовных деталей (причем кузов проектировали на ГАЗе), а советские предприятия – ГАЗ и ЗИС – поставляли рамы, рессоры, колеса, радиаторы и прочее. Уже к весне 1940 года Московский автозавод имени Коммунистического интернационала молодежи (позже – АЗЛК) изготовил первые три опытных экземпляра, которые даже проехали по Красной площади во время первомайской демонстрации. На заводе усиленно монтировали и налаживали оборудование, а побывавший на КИМе корреспондент «Известий» 1 октября 1940 года опубликовал в газете исполненный восторга репортаж о начале серийного производства. Узнав из газеты о новой машине, Сталин потребовал немедленно показать ему КИМ-10. Реакция вождя в очередной раз повлияла на ход отечественной истории. Теперь автомобильной.

Подпишитесь на «За рулем» в