«Передвижники»

«Передвижники»

Выбоины и трещины на проезжей части, колеи, провалы, которые в последнее время следуют один за другим… Можно ли эффективно бороться с этими проблемами столичной дорожной сети? И если можно, то как?

Пять в одном

Ответ на эти вопросы известен, в принципе, давно. Во всяком случае, в управлении (теперь департаменте) ЖКХ все вышеперечисленные проблемы еще в 1995 году связывали с отсутствием в Москве систематического мониторинга дорог. Именно тогда впервые возникла идея создания мобильных лабораторий, с помощью которых можно планомерно отслеживать состояние дорожного покрытия. До воплощения ее в жизнь прошло долгих 12 лет, и сегодня ученые готовы применить свои разработки на практике.

Передвижные лаборатории, на которые возлагаются столь большие надежды, разработаны в НИИ материалов и конструкций специалистами Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета). Базой для них служат микроавтобусы, оснащенные навесным электронным оборудованием, включающим видеокомпьютерную систему (ВКС), профилометрическую установку, два георадара и GPS-приемник.

Дорога анфас…

ВКС представляет собой видеокамеру и сканер, который крепится на машину на высоте 3,75 метра. Система позволяет фиксировать любые дефекты и предметы размером более 5 мм, «видимые» ею на дорожном полотне: трещины, ямы, ремонтные карты, разметку, решетки водостоков и т.п.

– Полученные таким способом изображения, в отличие от обычной видеосъемки, легко накладываются одно на другое. Это дает возможность наблюдать изменения, которые происходят с тем или иным участком покрытия, скажем, в интервале двух месяцев, полугода, года. То есть проводить полноценный мониторинг, оценивая не только текущее состояние объекта, но и делая прогноз на будущее, – рассказывает Юрий Васильев, первый заместитель директора НИИ материалов и конструкций, доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ.

ВКС имеет и ряд других преимуществ: она обеспечивает фронтальную съемку и высокую точность в определении размеров дефектов, которые распознает автоматически. С ее помощью можно обследовать не только покрытие, но и ограждения, элементы обустройства.

…и в профиль

Профилометрическая установка помещается спереди под бампером микроавтобуса. Она работает при помощи лазерных датчиков, оценивающих профиль дороги или ее ровность. Это можно сделать как в продольном, так и в поперечном направлении движения лаборатории по трассе. В последнем случае определяется наличие колеи на покрытии. Первоначально установка была способна «видеть» лишь 3,5 метра дороги, поскольку ее сделали по ширине машины. Последний, усовершенствованный вариант позволяет обследовать дорожное полотно на ширине до 12 метров.

Прорыв против провалов

Другая разновидность приборов, которыми будет оснащена передвижная лаборатория, – георадары. Один из них отслеживает состояние дороги на глубине до 0,5 метра, дает высокую точность картинки и применяется для диагностики отдельных слоев асфальтобетона. Второй радар имеет меньшее разрешение, зато способен «заглянуть» под полотно на 7–10 метров. Благодаря своей «дальнозоркости» он фиксирует инженерные коммуникации и образовавшиеся под трассой промоины, позволяя своевременно предотвращать провалы и просадки грунта.

Кстати, по словам Юрия Васильева, поначалу разработчики предполагали, что комплектация лаборатории георадарами будет носить факультативный характер. Однако в настоящее время их решено «навешивать» в обязательном порядке. Это можно считать настоящим прорывом – раньше для нужд городского дорожного хозяйства георадары практически не использовались. Их применяли лишь в исключительных случаях, например перед транспортировкой знаменитого щита для прокладки Лефортовского тоннеля. Тогда георадаром обследовали весь предстоящий путь многотонной махины от Южного порта до Лефортова.

Наконец, последняя особенность мобильной лаборатории – GPS-приемник. Его задача – фиксация местонахождения машины и наложение данных аппаратуры на карту, хранящуюся в компьютере.

Даешь Ford!

Первоначально городские власти планировали, что Москве необходимо 10 «передвижек» – по одной на каждый столичный округ. Позже такое количество сочли избыточным, решив ограничиться пятью автомобилямии отказаться от их распределения по муниципалитетам. Скорее всего, лаборатории попадут в одно из подразделений департамента ЖКХ – организованный несколько лет назад Центр мониторинга дорог и дорожных технологий.

В 2006 году «передвижки», созданные специалистами МАДИ, прошли боевое крещение: их обкатали на нескольких федеральных трассах. В общей сложности было «срисовано» 8,5 километра дорожного полотна, полученные результаты признаны вполне успешными. Вместе с тем выяснилось, что проект требует некоторых корректив. В качестве носителя навесного оборудования необходимо использовать не «Газель», а микроавтобус-иномарку, например Ford. Кроме того, аппаратура должна выдавать четкую картинку не только в светлое, но и в темное время суток – чтобы работать все 24 часа. Ведь обследовать дорожное покрытие днем в некоторых районах Москвы, особенно в центре, из-за интенсивного движения просто невозможно. Оба этих условия в МАДИ приняли к сведению.

При благополучном стечении обстоятельств пять автомобилей, начиненных электроникой, станут бороздить просторы столичных дорог уже будущей весной.

Подпишитесь на «За рулем» в