Мужики!

Мужики!

– Ты что, в мокасинах поедешь? Мы же в тайгу отправляемся – там асфальта не будет, – набросились на меня незнакомые люди в камуфляже и болотных сапогах, едва я вошел на территорию автоклуба «4х4». – Ты бы еще вьетнамки надел! Сразу видно – в первый раз…

Действительно, в ралли-рейд по таежному бездорожью я отправлялся впервые, однако в сумке у меня находилось все, как мне казалось, самое необходимое: высокие армейские ботинки, мазь и спрей от комаров, свитер, туалетная бумага… Ночлег и кормежку обещали организаторы. С мокасинами, конечно, промашка вышла – пришлось срочно переобуваться, чтобы избавить себя от насмешек…

Тем временем к клубу подъезжали все новые экипажи. Президент клуба Аркадий Аношин раздавал ценные указания, то и дело поглядывая на часы. И когда все участники рейда оказались в сборе (девять внедорожников – семь УАЗов, Toyota Surf, Suzuki – и один квадроцикл Polaris) был дан старт. Автомобили, выстроившись в колонну, отправились покорять тайгу. Почти у каждого участника рейда за спиной было не одно такое приключение – профессионалы, что и говорить! Меня и оператора городской студии телевидения определили к новичку – он, как и мы, впервые участвовал в таком масштабном автопробеге. Да и в колонне мы стояли предпоследними…

Ралли-рейд протяженностью более 200 км был посвящен памяти троих новокузнецких гонщиков, которые погибли в прошлом году на той самой трассе, куда мы отправлялись. Так что первым делом наша колонна прибыла на кладбище. После возложения венка участники рейда еще долго стояли молча…

Далее путь лежал до города Мыски: еще чутьчуть – и начнется бездорожье. Я себе представлял это как-то иначе, ну, например, как бездорожье на даче, где, конечно, грязно, кругом ямы, но на велосипеде проехать можно… Ага, не тут-то было! С первых километров трассы оказалось, что здесь нет, собственно, и бездорожья – одно сплошное месиво! Машину штормило так, что и не снилось Дэйви Джонсу!

– Не успел я цепи на резину присобачить, – жаловался наш водитель Борис. – Тут без цепей никак нельзя, иначе будем застревать постоянно.

И – как в воду глядел! Начались проблемы: то из ямы не могли выбраться, то в горку не получалось подняться… На выручку пришел экипажиз Прокопьевска, ребята специально вернулись, чтобы помочь нам. Позже к спасательной операции подключились новосибирцы – профессионалы высочайшего класса; им бы вперед – всем бы показали, а тут мы, застревающие через каждые 5–10 метров. Так и ехали весь день. «Вот навязались, черти, на нашу голову!» – уверен, что эта мысль неоднократно посещала наших попутчиков.

Но трудно было и опытным джиперам. Те же новосибирцы на одном сложном участке завалились в канаву – никто, слава богу, не пострадал, только изрядно помяли «уазик». А путь предстоял еще долгий, не прошли и половины трассы. Начался дождь – перспектива вырисовывалась совсем уж безрадостная.

По регламенту рейда к концу первого дня мы должны были оказаться возле поклонного креста, установленного на месте гибели новокузнецких гонщиков. Первые шесть автомобилей ушли далеко вперед, мы лишь по следам и кострищам могли судить, насколько далеко. Догнать их не представлялось возможным, поэтому было решено искать поляну для ночлега – наступила ночь. Завтра предстоял еще более трудный переход…

С утра, после завтрака, взялись за починку автомобилей и уже ближе к обеду рванули дальше. Все то же самое – глинистое месиво, заполненные водой ямы, бревна, как будто специально поваленные поперек дороги… В ход шли все средства: лопаты, ветки, лебедка, тросы… Продвигались медленно, пешком явно было бы быстрее…

К вечеру достигли крутой горы. Здесь мы и встретились с первой частью колонны – товарищи вернулись, чтобы подсобить. На штурм горы ушло несколько часов, так что к кресту все сообща подъехали к вечеру. После небольшой траурной церемонии колонна двинулась дальше.

…Можно еще долго описывать все те испытания, которые выпали на долю экипажей. А можно ограничиться ссылкой «См. выше» – опять грязь, спуски-подъемы, крутые повороты…

– Боря, вот ради чего вы гробите машины, терпите все это? – спросил я нашего водителя. Но ответ у меня уже был готов давно: здесь проверяется не столько выносливость автомобилей, сколько человеческие качества каждого участника – взаимовыручка, солидарность, помощь более слабому и неопытному… Настоящее мужское братство!

Подпишитесь на «За рулем» в