Гость из прошлого

Гость из прошлого

За рулем раритета

Этот «Москвич» – один из первых 407-х, сошедших с конвейера МЗМА в 1958 году. Но проблем с запчастями для него нет: Николай с давних времен хранит практически полный комплект для своего раритета. Даже колеса на этом автомобиле родные – с надписью «Сделано в СССР» и штампами ОТК.

Невозможно оценить внешность и интерьер ветерана без скидок на время. Все-таки этот «Москвич» родился в эпоху, когда слова «эргономика» в нашем лексиконе не было. Комплект приборов весьма внушителен: спидометр, одометр, амперметр, указатели топлива, давления масла и температуры охлаждающей жидкости. А вот контрольных ламп всего две – дальнего света, расположенная на проградуированном до 140 км/ч спидометре, и включения вентилятора отопителя (установлена в полупрозрачной круглой ручке управления «климатом»). Поворотники включает небольшой рычажок на рулевой колонке.

Найти ручку, открывающую капот, с первого раза вряд ли удастся. Вопреки современным канонам она расположена под бардачком у правой передней двери. Багажник и вовсе открывается ручкой расположенной справа под задним сиденьем. Искать ручник на привычном месте между сиденьями тоже не стоит – он справа от руля под передней панелью.

Водительская дверь автомобиля изнутри не запиралась. По инструкции следовало «опустить левое переднее стекло, заблокировать замок двери снаружи ключом зажигания и поднять стекло». Зато все без исключения «Москвичи» комплектовали ламповыми радиоприемниками, которые работают и по сей день.

Эпоха 407-го

История модели началась в 1951-м. Тогда на Московском заводе малолитражных автомобилей начали проектировать замену безнадежно устаревшему «Москвичу-400» – копии довоенного Opel Kadett. Первые машины, получившие индекс, выпустили в 1956 году. Новый «Москвич» имел немало передовых для своего времени решений: панорамное ветровое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневую переднюю подвеску, кнопочное управление замками дверей… Впрочем, в конструкции хватает анахронизмов. Нижнеклапанный мотор взяли от предыдущей модели, форсировав с 26 до 35 л.с. Трехскоростная коробка передач и главная передача также остались прежними. Стартер включался напольной педалью. Эти нестыковки обновленного внешнего вида и устаревшей технической начинки стали причиной короткой конвейерной жизни «Москвича402»: за два года выпустили около 87 тысяч таких машин.

«Москвич-407» сошел с конвейера в мае 1958 года. Мотор объемом 1,4 л и мощностью 45 л.с. разгонял 990-килограммовую машину до 115 км/ч против 105 км/ч у 402-го. Стартер теперь включался ключом зажигания. Появились стильные молдинги на крыльях и дверцах. Но одновременно выросла и цена – с 15 до 25 тысяч рублей. Впрочем, цена долгое время оставалась неизменной, несмотря на дорогостоящие усовершенствования. А их было немало. С октября 1959 года на все автомобили стали устанавливать 4-ступенчатую коробку передач. В феврале 1960 года изменилась схема электрооборудования – «минус» стал на массе. В 1961-м на «Москвичах» появилась гипоидная главная передача с уменьшенным передаточным числом, позволившим сократить расход топлива. Тогда же часть машин стали красить в два цвета, а чуть позже изменилось оформление передка – вместогоризонтального хромированного бруса на решетке радиатора появилась сетка.

В 1963-м машину и вовсе переименовали в «Москвич-403» в связи со значительными изменениями в шасси. Внешне автомобиль почти не изменился, да и параметры остались прежними, но техническое обслуживание теперь требовалось проводить в два раза реже. Модернизировали подвеску, появились стеклоомыватели, педали тормоза и сцепления стали подвесными. Сцепление, кстати, получило гидропривод.

Закат

Это поколение «Москвичей» выпускали без малого десять лет. При этом около трети выходивших из ворот МЗМА автомобилей отправляли на экспорт. «Москвичи» пользовались популярностью в Финляндии, Норвегии, Бельгии, Греции и, конечно, в социалистических странах. Семейство помимо седана представляли универсал, фургон и седан в экспортном варианте, отличавшийся от «невыездных» собратьев облицовкой радиатора, молдингами и задними фонарями. Экспортный вариант можно было купить и в СССР. В 1965 году модель окончательно вытеснил новый «Москвич-408».

Надежные, но не слишком многочисленные «Москвичи» быстро исчезли с советских дорог. А Николай Фомичев расставаться с верным 407-м не планирует: «Зачем? Он очень надежный и экономичный. Для поездок в деревню лучше машины не найти!»

Подпишитесь на «За рулем» в